Хачатур (1805–48) – арм. писатель и педагог, просветитель-демократ, основоположник новой арм. лит-ры. Род. в с. Канакер (близ Еревана). Учился в Эчмиадзинском монастыре, в 1824 поступил в семинарию "Нерсесян" (Тифлис). Находясь при Дерптском (ныне Тартуском, Эст. ССР) ун-те (с 1830), приобрел основат. знания в области лит-ры, философии, в естеств. и история, науках. В 1836 А. вернулся в Закавказье, встретив здесь враждебное отношение со стороны реакционного духовенства и охранителей казенной науки. В 1837 А. стал смотрителем уездного училища в Тифлисе, в 1843 переведен на такую же должность в Ереван, где работал вплоть до своего трагического исчезновения: 2(14) апр. 1848 А. пропал без вести. Творчество А. направлено против феод. и церк. идеологии. В первом арм. светском романе "Раны Армении" (1841, изд. 1858) А. заговорил с народом на понятном ему языке (ашхарабаре) о национальном достоинстве, о величии простых человеческих чувств. А. мечтал о таком обществе, где упразднятся эксплуатация и порабощение народа, где каждый будет хозяином своего труда, где в отношениях между людьми будет господствовать "естественный закон". Однако идеалы А. утопичны: путь социальных преобразований он видел в просвещении народа, в его моральном совершенствовании. Не отвергая полностью божеств, вмешательства в исторический процесс, А. подчеркивал решающую роль народа в истории; он утверждал, что, как величие дуба-великана зависит от той благодарной почвы, на к-рой он рос, так и величие личности определяется поддержкой ее народом. "Велик народ, он является действительно героическим вершителем великих дел" ("Архив X. Абовяна", т. 2, 1948, с. 63). А. отвергал религ. трактовку морали как результата божеств, откровения или провидения. Этика А., отрицающая христианскую заповедь о непротивлении злу и основанная на проповеди любви человека к человеку, допускает применение "сабли и оружия", если того требуют интересы освобождения народа. Филос. воззрения А. противоречивы. Считая бога безличным разумным началом, сообщившим миру первый толчок, А., однако, усматривал высший источник всех жизненных благ во всемогущей природе. В противоположность религ. идее о "бренности" и "греховности" материального мира, А. прославлял любовь ко всему земному; небесную, "потустороннюю" жизнь он признавал лишь плодом фантазии. А. отрицал самостоят, существование души человека, считая, что способность мыслить развивается по мере физич. совершенствования человека. "Зачем говорить, что человек – это образ божий, имеет в себе его дух святой? – писал А. – На самом деле в только что родившемся человеке мы, ничего не видим, кроме куска мяса. Лишь с годами он понемногу научается ходить, говорить, а затем уже у него появляются память и мысль" (Полное собр. соч., на арм. яз., т. 3, с. 171). Задачи познания, науки А. видел "...в том, чтобы познать названия, формы, цвета, состояния, цели, материалы, действия всего того, что мы видим и слышим" (там же, т. 5, с. 55). Для того чтобы познать смысл предметов и бесконечных явлений природы, надо сначала чувственно выявить их, а затем мыслью понять их порядок (см. тамже, с. 53). Рассматривая суждение как форму мысли, отображающую свойства и связи предметов действительности, А. писал: "Когда человек обращает свой взор на окружающий мир, в его мыслях возникает множество суждений, т.е. он видит, каковы предметы, каковы их формы, цвета, материал и т.д." (там же, с. 155). Понятие, по А., "...содержит в себе цельную мысль и как таковое оно является результатом суждений и умозаключений" (там же). А. требовал ничего не принимать на веру, все проверять опытом, разумом (см. тамже, с. 107). А. высказал ряд интересных положений о связи языка и мышления. Он отвергал религиозно-идеалистич. измышления о том, что язык дан богом. С помощью языка "человек выражает свое внутреннее духовное состояние... Без языка ни личность, ни народ не в состоянии передавать свои мысли и чувства другим, а в особенности последующему поколению" (там же, с. 45). Критикуя религ.-схоластич. церк. лит-ру, А. утверждал, что "литература должна быть отражением реальных жизненных отношений и соответствовать идеям, чувствам, думам и чаяниям народа" (там же, т. 7, с. 391). Свои передовые эстетич. принципы А. воплотил в романе "Раны Армении", многочисл. стихотворениях, баснях и т.д. Как педагог А. отстаивал принцип гармонич. развития ребенка, требовал введения всеобщего обучения. Работы А. содержат богатый этнографич. материал. Соч. в рус. пер.: Раны Армении. Скорбь патриота, Ереван, 1955; Избранное, М., 1948; Стихотворения, Ереван, 1948. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 754–61; История философии, т. 2, М., 1957, с. 416–17, библиография, с. 679; Абов Г. А., Хачатур Абовян. Жизнь, творчество, Ереван, 1948; Хачатурян А. Б., Великий армянский просветитель-демократ X. Абовян и передовая русская культура, "Вопр. философии", 1953, No 5; Сантросян М. А., Хачатур Абовян – выдающийся армянский педагог, М., 1957. В. Севян. Ереван.