Аболиционизм
АБОЛИЦИОНИЗМ
(англ. abolitionism фр. лат. abolitio — отмена, уничтожение) - социальное движение за отмену какого-либо установления, закона или социального ин-та по нравственным и/или религиозным мотивам. Как таковое понятие «А.» возникло как название для движения на рубеже 18 и 19 вв. в США за отмену рабства афро-американцев. Впоследствии это название было распространено и на движения за отмену смертной казни. А. называют также разновидность пацифизма, выражающуюся в требовании полного отказа от любых войн как безусловного зла. Традиция аболиционистского пацифизма идет от Эразма Роттердамского и получает развитие в кантовском учении о вечном мире и «либерально-пацифистских» движениях нач. 20 в. Л и т.: Anscombe E. Pacifism and Christianity // The Morality of Peace and War. Santa Barbara: Intelman Books, 1974. P. 195-197; Sorin G. Abolitionism: A New Perspective. New York: Praeger, 1972. Stewart J.B. Holy Warriors: The Abolitionists and American Slavery. New York: Hills & Wmg, 1976. PA.
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001
Аболиционизм
(Abolitionism).
Движение в Америке и Зап. Европе за запрещение работорговли и отмену рабства. Часто слово "аболиционист" обозначало того, кто настаивал на немедленном освобождении рабов, отличая его от сторонников постепенных мер.
К кон. XVII в. в американских колониях Великобритании рабовладение было признано законодательством. Однако в XVIII в. и религиозные деятели, и светские мыслители, на крых влияли идеи Просвещения относительно личной свободы, стали все больше сомневаться в том, что рабство нравственно допустимо. Среди наиболее решительных его противников были квакеры. К кон. XVIII в. они запретили рабовладение в своей среде. В парламенте Великобритании против работорговли выступал У. Уилберфорс, на крого глубоко повлияло евангелическое христианство. В 1807 г. ему удалось добиться запрещения работорговли в британских владениях. В 1808 г. ввоз рабов был объявлен незаконным в США. Многие надеялись, что рабство постепенно отомрет. Но изобретение механического ткацкого станка и хлопкоочистительной машины резко увеличило спрос на выращиваемый рабами хлопок и развеяло эти надежды.
По мере того как рабство на Юге США укреплялось, аболиционисты искали реальных способов покончить с ним. Среди прочего предлагали отправлять освобожденных рабов обратно в Африку. Для этого в 1817 г. было организовано Американское колонизационное общество. Оно основало на побережье Зап. Африки колонию для освобожденных рабов, получившую название Либерия. Но Общество не добилось широкой поддержки. К-ром е того, неявный расизм, лежавший в основе плана колонизации, вызывал недовольство некрых противников рабства.
Большее значение имело возникновение групп, выступавших за немедленную его отмену. Самая известная из них Американское общество борьбы с рабством, образованное в Филадельфии в 1833 г. Главная роль в его создании принадлежала страстному публицисту, редактору газеты "Либерейтор" У. Л. Гаррисону и братьям Л. и А. Таппан, преуспевающим купцам и участникам многих христианских начинаний. Во времена расцвета в Общество входило 150 тыс. чел. На многих из его руководителей повлияли проповеди Ч.Г. Финни. Свои взгляды на рабовладение они считали логическим следствием евангельской веры.
Юг ответил на воинствующий аболиционизм все большей самоизоляцией и нетерпимостью к инакомыслию. Высказывания некрых аболиционистов казались излишне резкими и многим сторонникам постепенного освобождения рабов на Севере. Тем не менее выступления и сочинения Г. БичерСтоу ("Хижина дяди Тома"), Т. Уелда и Дж. Берни оказывали огромное влияние. Хотя многие северяне не причисляли себя к аболиционистам, постепенно удалось внушить значительному числу людей убеждение в том, что рабство зло, к-рое могут искоренить только радикальные меры. Цели аболиционистов осуществились после победы в Гражданской войне и принятия в 1865 г. 13й поправки к Конституции. Аболиционизм был важнейшим движением за реформы в XIX в.
J.N. AKERS(nep. Д.Э.) Библиография: J.M. McPherson, Struggle for Equality; L. Ruchames, ed., Abolitionists; G. Sorin, Abolitionism: A New Perspective; J.L. Thomas, ed., Slavery Attacked; R.G. Walters, American Reformers 18151860.
Движение в Америке и Зап. Европе за запрещение работорговли и отмену рабства. Часто слово "аболиционист" обозначало того, кто настаивал на немедленном освобождении рабов, отличая его от сторонников постепенных мер.
К кон. XVII в. в американских колониях Великобритании рабовладение было признано законодательством. Однако в XVIII в. и религиозные деятели, и светские мыслители, на крых влияли идеи Просвещения относительно личной свободы, стали все больше сомневаться в том, что рабство нравственно допустимо. Среди наиболее решительных его противников были квакеры. К кон. XVIII в. они запретили рабовладение в своей среде. В парламенте Великобритании против работорговли выступал У. Уилберфорс, на крого глубоко повлияло евангелическое христианство. В 1807 г. ему удалось добиться запрещения работорговли в британских владениях. В 1808 г. ввоз рабов был объявлен незаконным в США. Многие надеялись, что рабство постепенно отомрет. Но изобретение механического ткацкого станка и хлопкоочистительной машины резко увеличило спрос на выращиваемый рабами хлопок и развеяло эти надежды.
По мере того как рабство на Юге США укреплялось, аболиционисты искали реальных способов покончить с ним. Среди прочего предлагали отправлять освобожденных рабов обратно в Африку. Для этого в 1817 г. было организовано Американское колонизационное общество. Оно основало на побережье Зап. Африки колонию для освобожденных рабов, получившую название Либерия. Но Общество не добилось широкой поддержки. К-ром е того, неявный расизм, лежавший в основе плана колонизации, вызывал недовольство некрых противников рабства.
Большее значение имело возникновение групп, выступавших за немедленную его отмену. Самая известная из них Американское общество борьбы с рабством, образованное в Филадельфии в 1833 г. Главная роль в его создании принадлежала страстному публицисту, редактору газеты "Либерейтор" У. Л. Гаррисону и братьям Л. и А. Таппан, преуспевающим купцам и участникам многих христианских начинаний. Во времена расцвета в Общество входило 150 тыс. чел. На многих из его руководителей повлияли проповеди Ч.Г. Финни. Свои взгляды на рабовладение они считали логическим следствием евангельской веры.
Юг ответил на воинствующий аболиционизм все большей самоизоляцией и нетерпимостью к инакомыслию. Высказывания некрых аболиционистов казались излишне резкими и многим сторонникам постепенного освобождения рабов на Севере. Тем не менее выступления и сочинения Г. БичерСтоу ("Хижина дяди Тома"), Т. Уелда и Дж. Берни оказывали огромное влияние. Хотя многие северяне не причисляли себя к аболиционистам, постепенно удалось внушить значительному числу людей убеждение в том, что рабство зло, к-рое могут искоренить только радикальные меры. Цели аболиционистов осуществились после победы в Гражданской войне и принятия в 1865 г. 13й поправки к Конституции. Аболиционизм был важнейшим движением за реформы в XIX в.
J.N. AKERS(nep. Д.Э.) Библиография: J.M. McPherson, Struggle for Equality; L. Ruchames, ed., Abolitionists; G. Sorin, Abolitionism: A New Perspective; J.L. Thomas, ed., Slavery Attacked; R.G. Walters, American Reformers 18151860.
Источник: Теологический энциклопедический словарь