АБХИШЕКА
АБХИШЕКА
(санскр. abhiseka, тиб. dbang bskur ba, букв. религиозное омовение, инаугурация, посвящение; тиб. dbang skur, вручение полномочий, инициация) — в тантрическом буддизме и особенно в Тибете крайне важная процедура посвящения, которая означала передачу от учителя ученику особого права (тиб. dbang, ванг) заниматься той или иной тантрической системой, йогической практикой и даже отдельным текстом. В ритуальной церемонии мастер (гуру) вводит ученика в мандалу — поле силы учителя и его йидама, который служит в качестве просветлённого воплощения внутренней природы (состояния Будды) ученика. Обычно А. сопровождается чтением передаваемого духовного наследия (тиб. lung) и устными наставлениями (тиб. khrid) учителя о том, как практиковать текст. Различают несколько видов А., в том числе тайных. См. также Четыре посвящения.
АБХИШЕКА
окропление — центральный момент ритуала царского посвящения раджасуя. Жертвователя (царя) окропляли водой из различных рек, налитой в 4 сосуда из разных пород дерева. Ему вручались лук и стрелы. Затем, воздев к небу руки, царь совершал по шагу в направлении каждой из сторон света, тем самым как бы магич. овладевая горизонтальным пространством. В нек-рых формах обряда этот акт мог принимать форму военного набега на соседей, живущих в четырех направлениях. Царь совершал также "три шага Вишну", символизировавшие овладение вселенной в вертикальном ее делении (земля, воздушное пространство, небеса). На протяжении обряда царь постоянно отождествлялся с богами, особенно с Индрой, и сама А., называемая также "А. великого Индры", мыслилась осуществляемой по образцу обряда посвящения Индры на небесное царство. В послеведийскую эпоху название "А", и нек-рые элементы ее структуры были усвоены обрядами релит, посвящения (напр., в тантрическом буддизме).
Я. Васильков
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь