АБХИДХАММА - ПИТАКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АБХИДХАММА - ПИТАКА
одна из трех осн. частей будд канона наряду с Сутта-питакой и Виная-питакой (см. Типитака) . Н.Л. Жуковская

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

АБХИДХАММА-ПИТАКА
(санскр. abhidharma-pitaka, пали abhidhammapitaka, Корзина текстов высшего Закона) — название третьего свода книг буддийского канона (Типитака), передаваемого на языке пали школой раннего буддизма и Малой колесницы — тхеравады. Такие же книги на санскрите (и, возможно, на пракритах), принадлежащие другим школам, а их было более 18, не сохранились. Исключение составляет А.-п. сарвастивады, полностью дошедшая до нас только в переводах с санскрита на китайский и частично на тибетский языки. Содержательно эти две А.-п. различаются, но обе состоят из семи трактатов, в которых буддийское законоучение передано в самом сжатом виде, числовыми комплексами терминов и понятий (матрика) и техническим языком, созданным для описания догматики сутр (см. Сутра). Много внимания уделяется критике взглядов оппонентов. В сводах как палийской, так и китайской А.-п.: а) излагаются методы и способы анализа человеческой психики (внутреннего мира и воспри нимаемого им внешнего мира) как потока дхармо-частиц сознания, представленных в многочисленных списках и классификациях по различным основаниям; б) устанавливаются взаимоотношения и ряды следования этих ежемгновенно вспыхивающих и гаснущих частиц; в) описываются правила и техники психотренинга: развития памяти, внимания, сосредоточения, созерцания; г) исследуются феномены сознания и их качества (чистота и нечистота, омрачение и освобождение и т.д.). В палийскую А.-п. входят: а) «Дхамма-сангани» («Перечисление предметов Учения») — книга из четырёх частей, в первом разделе которой рассматривается такой сложный предмет, как становление сознания в условиях влияния различных дхармо-частиц его потока, т.е. благоприятных, неблагоприятных и нейтральных; б) «Вибханга» («Классификация») — книга из 18 частей, в которой расписываются основные числовые списки терминов и понятий, в качестве основы методов Абхидхармы; в) «Дхату-катха» («Рассмотрение основ сознания») — книга из 14 частей, в которой выясняются возможности дхармо-частиц оказаться или не оказаться, или одновременно оказаться и не оказаться, или невозможность оказаться и не оказаться (знаменитый метод логической тетралеммы разрабатывался уже тогда) среди благоприятных, неблагоприятных и нейтральных; г) «Пуггала-панньяти» («Описания индивидов») — книга из 9 частей, в которой выделяются и описываются 386 типов индивидов, в зависимости от психологического содержания и нравственных ориентиров; д) «Катха-ваттху» («Предметы обсуждения и дискуссий») — энциклопедия полемики по 252 пунктам Учения, различно излагаемым в 18 школах раннего буддизма. Начало создания этой книги приписывается Тиссе Моггалипутте — председателю Третьего буддийского собора (см. Буддийские соборы), созванного при императоре Ашоке в середине III в. до н. э.; е) «Ямака» («Пары вопросов») — книга из 10 частей, в которой оттачивается владение логикой, своего рода сборник упражнений; ж) «Паттхана» («Причинность») — книга, в которой устанавливаются 24 типа взаимоотношений между дхармо-частицами. Третья корзина считается наиболее трудной, эзотерической частью буддийского канона. Расшифровывать и растолковывать её тексты могли только адепты, прошедшие особую практику у живых носителей этого знания. Буддисты традиционно полагают, что А.-п. была составлена уже на Первом соборе после смерти Будды Шакьямуни, как и две другие корзины. Учёные же уверены, что эти тексты начали создаваться не ранее III в. до н. э. Лучшим комментатором палийской версии А.-п. был и остаётся Буддхагхоша (V в.). Толкования санскритской А.-п. сарвастивады образовали особую традицию в школах вайбхашика и саутрантика, к которой относятся и самостоятельные труды, например «Абхидхармакоша» Васубандху (IV–V вв.). Кроме того, существует ряд произведений, написанных в махаянской школе йогачара, которые нередко считаются А.-п. Махаяны, например, «Абхидхарма-самуччая» («Выдержки из А.-п.»), приписываемая Асанге.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.