теолог-схоласт и философ; р. 1079 (Пале близ Нанта) — ум. 21.4.1142 (монастырь Св. Марселя в Шалоне). Известны его несчастная любовь и супружество с Элоизой, племянницей каноника Фюльбера в Париже, который из мести велел его кастрировать. Один из основателей и главных защитников схоластического метода, о чем свидетельствует в первую очередь его работа по диалектике «Sic et non» («Да и нет»). В споре об универсалиях Абеляр придерживался концептуализма, отходя, таким образом, от крайнего номинализма во взглядах его учителя Росцелина. В теологии он сделал попытку примирить веру и знание. В своем этическом учении высказывал точку зрения, что главное — это не дела, а убеждения. Осн. соч.: Dialéctica (между 1118—1137), 1616, 1970 (рус. пер.: Диалектика (Предикамены), 1995); Sic et non (между 1121— 1140), 1851 (переизд. 1981); Ethica seu liber dictus scito te ipsum (после 1129), 1616 (переизд. 1970), нем. изд. 1947 (рус. пер.: Этика, или Познай самого себя, 1995); Theologie vom höchsten Guten (лат. и нем. изд. 1988) (рус. пер.: Теология «Высшего блага», 1995); Opera. I—II, Paris, 1849—1859 (переизд. 1970); Philosophische Schriften. I—ГУ, 1919— 1933. (На рус. яз.: История моих бедствий. 1959, 1990; Теологические трактаты, 1995.)
Е. Gilson. Héloise et Abélard, Paris, 1938, dt. 1955; L. Grane. P. A. — Philos, u. Christentum im MA, 1969 (dän. 1964); M. W. Tweedale. Abailard on Universels, Amsterdam; New York, 1976; T. Rudolf. P. A., 1980.
АБЕЛЯР Петр
АБЕЛЯР Петр
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
АБЕЛЯР Петр
(Petrus Abaelardus, Pierre Abelard) (1079, Пале близ Нанта – 21.04.1142, аббатство Сен-Марсель близ Шалонсюр-Сон) – французский философ и теолог. Учился у Росцелина Компьенского, Гийома из Шампо, Ансельма Ланского и др. Преподавал в Мелёне, Корбее, в школе Нотр-Дам и в школе при монастыре Св. Женевьевы в Париже. После романа с Элоизой (1118– 1119), окончившегося оскоплением А., он становится монахом Сен-Дени, затем основывает близ Ножан-сюр-Сен ораторий Параклет, возглавляет аббатство СенЖильд в Рюи (1125–1132). Его богословское учение было осуждено на соборах в Суассоне (1121) и Сансе (1140/41); перед смертью А., отрекшийся от ряда своих положений, примирился со своим главным оппонентом Бернаром Клервоским. Среди основных трудов А.: «Теология Высшего блага» (Theologia Summi boni), «Да и Нет» (Sic et Non), «Этика, или Познай самого себя» (Ethica seu liber dictus Scito te ipsum), «Диалог между философом, иудеем и христианином» (Dialogus inter Philosophum, Judaeum et Christianum), автобиография «История моих бедствий» (Historia calamitatum mearum) и др. Согласно А., только разумное постижение догмата делает возможной веру в то, что он утверждает, и потому нельзя удовлетворяться верой, основанной лишь на авторитете. Используя рациональную аргументацию при истолковании тринитарного учения, А. утверждает, что Бог может быть «высшим и совершеннейшим благом» только при том условии, что Он одновременно всемогущ, премудр и всеблагостен, – эти три момента единой божественной сущности и являют себя в Лицах Троицы: соответственно в Отце, Сыне и Св. Духе. Вытекающее отсюда положение, согласно которому могущество Божества ограничено Его мудростью и святостью Его желаний (если Отец обладает абсолютным могуществом, то Сын – лишь частью могущества Отца, а Св. Дух совершенно лишен могущества), дало повод Бернару Клервоскому обвинить А. в установлении для божественной Троицы внутренней субординации, причем такой, что разрушает субстанциальную связь Св. Духа с другими Лицами. Рассматривая вопрос о сущности греха, А. указывает, что порок (vitium) как склонность свободной воли ко злу грехом как таковым не является. Собственно грех (peccatum) заключается в сознательном согласии на зло, в невоздержании от реализации порочного желания; он есть внутреннее намерение субъекта, идущее вразрез с его совестью и возникающее в результате пренебрежения божественной волей. Дурной же поступок (actio mala) является лишь внешним выражением греха и сам по себе морально нейтрален. Из этого следует, что неведение человеком божественной воли делает невозможным его виновность. При решении вопроса о природе универсалий А. заявляет, что они, не обладая самостоятельной реальностью, получают – в результате абстрагирующей деятельности интеллекта – существование в человеческом разуме в качестве общих понятий (концептов). Поскольку общее не может быть вещью (res) и не может заключаться в слове как некоем физическом звучании (vox), универсальность должна приписываться лишь словам, имеющим определенный логический смысл, значение, т. е. обладающим функцией сказуемого по отношению ко многим объектам, словам, выполняющим в суждениях роль предикатов этих объектов (sermones [de pluribus] praedicabiles). При том, что в чувственном опыте нам дано лишь единичное, общему в объективной действительности, согласно А., соответствует состояние (status) вещей, т. е. то сходное или тождественное, что существует в единичных вещах и делает возможным для них составлять один класс и называться одним именем. Наиболее известными учениками А. были Петр Ломбардский, Иоанн Солсберийский, Арнольд Брешианский и др.
Соч.: Opera // Patrologiae cursus completus, Series latina. T. CLXXVIII / J.-P. Migne. Lutetiae Parisiorum, 1855; Philosophische Schriften / Hrsg. v. B. Geyer. Munster, 1919–1933; Opera theological. T. I–III / Eds. E.M. Buytaert, C.J. Mews. Turnhout, 1969–1987; История моих бедствий. М., 1959; Теологические трактаты. М., 1995. Лит.: Beonio-Brocchieri Fumagalli, M.T. Introduzione a Abelardo. RomaBari, 1974; Marenbon, J. The Philosophy of Peter Abelard. Oxford, 1997; Ottaviano, C. Pietro Abelardo: La vita, le opere, il peusiero. Roma, 1931; Petrus Abaelardus (1079–1142). Person, Werk und Wirkung / Hrsg. v. R. Thomas. Trier, 1980; Tweedale, M.M. Abailard on Universals. Amsterdam – New York – Oxford, 1976; Гаусрат, А. Средневековые реформаторы. Т. 1: Абеляр. Арнольд Брешианский. СПб., 1900; Неретина, С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М., 1994 (М., 1996); Федотов, Г.П. Абеляр. Пг., 1924 (М., 1996). А.М. Шишков Абеляр 10
Соч.: Opera // Patrologiae cursus completus, Series latina. T. CLXXVIII / J.-P. Migne. Lutetiae Parisiorum, 1855; Philosophische Schriften / Hrsg. v. B. Geyer. Munster, 1919–1933; Opera theological. T. I–III / Eds. E.M. Buytaert, C.J. Mews. Turnhout, 1969–1987; История моих бедствий. М., 1959; Теологические трактаты. М., 1995. Лит.: Beonio-Brocchieri Fumagalli, M.T. Introduzione a Abelardo. RomaBari, 1974; Marenbon, J. The Philosophy of Peter Abelard. Oxford, 1997; Ottaviano, C. Pietro Abelardo: La vita, le opere, il peusiero. Roma, 1931; Petrus Abaelardus (1079–1142). Person, Werk und Wirkung / Hrsg. v. R. Thomas. Trier, 1980; Tweedale, M.M. Abailard on Universals. Amsterdam – New York – Oxford, 1976; Гаусрат, А. Средневековые реформаторы. Т. 1: Абеляр. Арнольд Брешианский. СПб., 1900; Неретина, С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М., 1994 (М., 1996); Федотов, Г.П. Абеляр. Пг., 1924 (М., 1996). А.М. Шишков Абеляр 10
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.