АБДО Мухаммед
Источник: Атеистический словарь
1849, близ дельты Нила—11 декабря 1905, Александрия) — арабо-мусульманский мыслитель, представитель реформаторского движения в исламе. Выпускник университета «ал-Азхар» (1877). Ближайший соратник Джамал ад-Дина ал-Афгани. Будучи главным теоретиком антианглийского восстания Ораби-паши, в 1882 выслан из Египта. В 1884 в Париже основал вместе с ал-Афани тайное общество «Наикрепчайшая связь» («алУрва ал-вуска») и издавал одноименную панисламистскую газету. По возвращении в Египет (1888)—председатель Административного совета ал-Азхара. Добился введения в учебную программу светских дисциплин (арифметика, алгебра, геометрия, история, география). В 1898—1904 занимал пост муфтия Египта. Основные сочинения: Комментарии к Корану и «Трактат о божественном единстве» («Рисалат ат-таухид»). Абду утверждал превосходство ислама по сравнению с другими вероучениями, исходя из признания им независимости человеческой воли и разума. Упадок мусульманского общества объяснял следованием традициям, а не Корану и сунне. Ратовал за самостоятельное толкование Корана в соответствии с духом времени. Возможности разума в познании Бога для обладающих совершенным интеллектом (например, пророков) считал потенциально неограниченными. Отстаивал формулу «религия—мораль—общественное благополучение», где последнее достигается деятельностью высоконравственных людей, соответствующей принципам, в конечном счете исходящим от Бога. Соч.: Abduh. The Theology of Unity. L„ 1966. Лит.: Степанянц Ai. T. О религиозно-философских взглядах Мухаммада Абдо.— В кн.: Религия и общественная мысль стран Востока. М.,1974.
M. T. Степанянц
Источник: Новая философская энциклопедия
Мухаммед (1849–1905) – мусульм. теолог, теоретик и руководитель мусульм. реформации в Египте. Выходец из крест. семьи; в 1877 окончил богословско-юридич. ун-т аль-Азхар в Каире. В 1883–1888 находился в ссылке за участие в антибританском нац.-освободит. восстании Ораби-паши (1882), жил в Бейруте, Париже, посетил Лондон и Тунис. В 1899–1905 был гл. муфтием (религ. главой) Египта и членом Законодат. совета. Учение А. об "истинном исламе" ("Трактат о единобожии" – "Рисалат ат-таухид", 1897, и "Комментарии к корану" – "Тафсир аль-коран аль-карим", 1898–1905) было по существу буржуазным и направлено против ортодоксального ислама. А. внес в религию ислама рационализм, стремился упростить ее, отрицал идею предопределения, признавал объективность законов природы и общества, хотя и считал их данными богом. В области философии А. разделял взгляды О. Конта, Спенсера. Выступал за парламентаризм, ратовал за бурж. свободу личности и равенство людей перед законом. А. отрицал насилие как средство осуществления обществ. прогресса и видел это средство в развитии наук, распространении просвещения и моральном воспитании народа. Исходя из идеи определяющей роли религии в жизни человеческого общества, А. ставил решение всего комплекса нац. проблем Египта в зависимость от судьбы мусульм. реформации. Взгляды А. отражали первый этап в формировании буржуазной идеологии в Египте. Они оказали и продолжают оказывать сильное влияние на обществ.-политическую мысль стран, в к-рых распространен ислам. Лит.: Рашид Рида, Тарих аль-устаз аль-имам аш-шейх Мухаммед Абдо (История шейха Мухаммеда Абдо), т. l–3, Каир, 1908–31; Мустафа Абд-ар-Разик, Мухаммед Абдо, Каир, 1946; Ахмед-Амин, Зуама-ль-ислах фи-ль-аср аль-хадис (Реформаторы новой эпохи), Каир, 1948; Осман Амин, Раид-аль-фикр аль-мисри (Пионер египетской мысли), Каир, 1955; Adams С., Islam and modernism in Egypt, L., 1933; Jomier J., Le commentaire coranique du Man?r, P., 1954. M. Малюковский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.