«ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО»

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ
термин, используемый для критики общества массового потребления (или общества «всеобщего благосостояния») как фетишизирующего потребление стандартных бытовых товаров и услуг в ущерб развитию духовных и интеллектуальных интересов граждан. В 50—60-е гг. в результате научно-технической революции, перехода к высокопродуктивному поточно-массовому хонвейернсму производству и внедрению системы маркетинга произошло преодоление нищеты населения ряда стран Запада. Успешная борьба профсоюзов отраслей массового производства за стандартный семейный бюджет и ограничение произвольных увольнений открыла семьям трудящихся доступ к потребительскому и ипотечному кредиту для оплаты многих товаров длительного пользования, модных и престижных предметов комфорта. Это действительно породило эйфорию массового престижного потребления и многие проявления «власти» и даже «тирании вещей» в семьях, бремя нарастающих долгов и стрессы от угрозы потерять все имущество при их невыплате.
Однако массовый спрос на качественные товары заставил производство год за годом повышать культуру производства, внедрять новые типы и модели продукции, коренным образом изменил положение специалиста и изобретателя на производстве. Доступность кредита превратила скученные промышленные города в разветвленные системы пригородов мегаполисов, связанных не железными дорогами, а индивидуальным транспортом. Спрос населения на услуги вызвал быстрый рост этой трудоемкой сферы экономики и беспрецедентный спрос на специалистов и мастеров своего дела. В результате сфера услуг сосредоточила до 60—70% работающего населения мегаполисов. Однако расширение спектра и высокая стоимость услуг вызвали потребность в бытовых товарах, необходимых для замены услуг внутрисемейным трудом, возложили огромное и возрастающее бремя фактически отупляющего труда на женщину. Фетишизм удобств, положение женщины, скудость интеллектуального мира, узость духовных интересов многих семей вызвали острую критику потребительского общества и поворот внимания от проблем уровня к проблемам качества жизни.
Но главное состоит в том, что потребительское общество обеспечило стандартные условия для нормального развития семьи уже с момента ее создания, рациональные условия интеллектуального развития нового поколения. Накопление его интеллектуального потенциала и его духовные интересы обусловили уже в 70—80-е гг. нарастающее непринятие молодежью прежних ценностей, рост значения свободного времени и др. ценностей информационного общества.
Ю. А. Васильчук

Источник: Новая философская энциклопедия

«ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО»

"общество потребления", «общество массового потребления», понятие, употребляемое в бурж. обществ. науках для обозначения состояния, к-рого достигли промышленно развитые капиталистич. стра­ны. Основы концепции «П. о.» наиболее полно изложе­ны в книгах У. Ростоу и Дж. Катоны.
Идеологи «П. о.» в качестве критерия обществ. прог­ресса принимают технико-экономич. развитие, а в конечном счете - рост произ-ва товаров, игнорируя при этом сущностные характеристики эксплуататорского общества (формы собственности, отношения классов и т. п.). Согласно этой концепции, экономич. развитие умножает массу вещей и ведет к утрате для большин­ства населения привлекательности духовных ценностей; наслаждение сытой праздностью и механизиров. ком­фортом будет якобы составлять осн. содержание жизни трудящихся.
Хотя в тотальном «вещизме» нек-рые бурж. идеологи (Д. Белл, Дж. Голбрейт, Д. Рисмен и др.) не без основа­ния усматривают возможность деградации капитали­стич. общества, мн. представители бурж. и мелкобурж. течений абсолютизируют культ вещей. Отрывая фено­мен потребительства от конкретной обществ. структу­ры, они не видят истинных причин его возникновения. Одни из них потребит. идеологию и психологию счи­тают неизбежным результатом высокого уровня разви­тия произ-ва и потребления, другие рассматривают eе как продукт внушения пропагандистской машины, служащей монополистич. капиталу.
Подлинно науч. понимание истоков культа потреб­ления дано К. Марксом. Он показал, что объективной основой потребит. психологии выступают при капита­лизме отчужденный труд и товарный фетишизм (см. Отчуждение). В глазах людей, как писал К. Маркс, «... их собственное общественное движение принимает форму движения вещей, под контролем которого они находятся, вместо того чтобы его контролировать» (МарксК. иЭнгельс Ф., Соч., т. 23, с. 85). При этом потребит. психология распространяется на вос­приятие и оценку всей сферы человеч. отношений, ду­ховных ценностей, самих людей. Превращение произ-ва в принудит. деятельность делает синонимом счастья и свободы праздность, заставляет видеть смысл жизни не в труде, а в потреблении.
Культ потребления выполняет определ. социальные функции. Он способствует капиталистич. эксплуата­ции, позволяя создавать у людей сильные эмоциональ­ные и подсознат. стимулы к приобретению вещей, к-рым приписывается способность придавать их владельцам социальный вес, мужественность или обаяние, быть залогом признания в обществе, продвижения по служ­бе, удачи в интимной жизни и т. п. Даже духовные цен­ности зачастую имеют значение лишь в качестве сим­волов социального престижа и социального статуса. Потребит. идеология и психология играют также важ­ную роль в поддержании политич. и идейного господст­ва правящих слоев бурж. гос-в. Они превратились в определ. рычаг социального управления, на их основе делаются попытки убедить рядовых граждан «П. о.» в том, что задачи достижения благосостояния уже ре­шены, что коммунистич. идеология устарела.
Однако усилению влияния потребит. идеологии и психологии препятствуют растущие социальные и ин­теллектуальные запросы сознат. части трудящихся, прогрессивной интеллигенции. Коммунистич. партии ведут настойчивую борьбу как против попыток навязать трудящимся потребит. идеологию и психологию, так и против замораживания их жизненного уровня.
Социалистич. идеалам чужды как потребительство, так и аскетизм. Рост материального благосостояния народа в социалистич. обществе сопровождается повы­шением идейно-нравств. и культурного уровня людей, что препятствует распространению потребит. идеологии и психологии. См. также ст. Коммунистическое воспи­тание и лит. к ней.

Источник: Советский философский словарь



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
273.04 кб

Общество потребления и потребительская инфраструктура

Ильин А.Н.
В статье раскрывается связь культуры потребления с такими явлениями, как реклама, мода и брендинг.
Читать PDF
1.17 мб

Модели потребительского поведения в казахстанском обществе

Ибраева Эльмира Алпамысовна, Лоу Патрик Ким Ченг
В статье анализируются современные тенденции и модели поведения потребителей в казахстанском обществе. Исследование маркетинговых тенденций проведено аналогично западным исследованиям трендов.
Читать PDF
10.74 мб

Идеологемы потребительского общества и виртуальный нарратив

Шаев Юрий Михайлович, Газдиев Висхан Ахметович
Статья посвящена анализу некоторых идеологем потребительского общества, нашедших отражение в виртуальном нарративе.
Читать PDF
89.59 кб

Культурное пространство потребительского общества и homo possible

Шипунова Татьяна Владимировна
Культурное пространство потребительского общества создает новые ценности и нормы, которые порождают сверхконкуренцию и существенно изменяют поведение и жизненные стратегии человека.
Читать PDF
197.13 кб

Реклама в системе социального управления потребительским обществом

Спорник Александр Павлович
Рассматривается место рекламных технологий в управлении потребительским обществом.
Читать PDF
180.94 кб

Потребительский патернализм как часть общественного договора в России

Пахомова Елизавета Александровна
В статье рассмотрены отдельные аспекты взаимоотношений Российского государства и общества. Частично опровергнуты господствующие идеи о специфике патернализма в России.
Читать PDF
60.65 кб

Механизмы социального управления в глобальном потребительском обществе

Спорник Александр Павлович
Рассматриваются процессы системной трансформации глобального потребительского общества.
Читать PDF
162.38 кб

Нонконформизм в потребительском обществе: сущностные основы и значение

Хавкин Г. Л.
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме нонконформизма как реакции на условия потребительсного образа жизни.
Читать PDF
331.75 кб

Потребительская ориентация как негативная тенденция современного общества

Данилкова М.П.
Статья посвящена одной из актуальных тем социальной философии: проблеме существования современного человека в ситуации кризиса, свойственного как социальным, так и индивидуальным ценностным системам.
Читать PDF
488.96 кб

Ларьякское потребительское общество "Вах": начальный опыт функционирования

Аксарин Вячеслав Валериевич
Свержение монархии, политические потрясения в период Гражданской войны открыли возможности для новых экономических отношений в стране, в том числе и создания кооперативов.
Читать PDF
360.90 кб

Тенденция перманентного обновления вещей в условиях потребительского общества

Ильин Алексей Николаевич
Для общества потребления характерен тренд не просто приобретения вещей, а приобретения именно новых, брендовых вещей. Они своей знаково-символической насыщенностью подчеркивают статус обладателя.
Читать PDF
226.30 кб

Потребительское зонирование при формировании городских общественных пространств

Гайкова Людмила Валентиновна
В статье исследуются актуальные вопросы формирования общественных пространств крупных городов.
Читать PDF
151.85 кб

Воспроизводство потребительских социально-культурных практик в современном обществе

Николаев Михаил Сергеевич
Cтатья посвящена исследованию феномена потребительства как социально-культурной практики. Показано, что потребительство обладает свойством самовоспроизведения (ауторепликации).
Читать PDF
170.22 кб

Современная мода как социокультурный феномен массового сознания в потребительском обществе

Бакеркина О. А.
В статье феномен моды рассматривается через призму театрализации бытия индивида. Выявляются особенности проявления взаимодействия моды и театра в аспекте социальной значимости для человека в российской действительности.
Читать PDF
58.71 кб

Дискурс потребительских стремлений современного общества и его отражение в рекламном тексте

Зырянова Наталья Сергеевна
Статья посвящена функциональным особенностям рекламы.