французский математик и философ (Шантерсье, близ Диня, 1592 — Париж, 1655). Изложил критику Аристотеля в «Exercitationes paradoxicae adversus Aristotelacos» (1624) и послал Декарту свои «Возражения» (1644) против его «Размышлений». В «De vita et moribus» (1647) развивал эпикурейскую мораль, основанную на удовольствии безмятежности. Оказал влияние на Ньютона и философов XVIII в. Внес вклад в развитие астрономии (наблюдал сателлиты Юпитера, многочисленные затмения, Меркурий и т.д.).
Пьер Гассенди
Источник: Философский словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Атеистический словарь
Р. Pendzig. Die Ethik G.s und ihre Quellen, 1910; С. Marwan. Die Wiederaufnahme der griech. Atomistik durch P. G., (Diss.), Breslau, 1935; J. S. Spink. French FreeThought from G. to Voltaire, London, 1960; O. R. Bloch. La philos, de G., La Haye, 1971; R. Tack. Unters, zum Philosophieu. Wissenschaftsbegriff bei P. G., 1974; W. Detel. Scientia rerum natura occultarum. Methodolog. Studien zur Physik P. G. s, 1978; B. Brundell. P. G., Dordrecht, 1987; L. S. Joy. G. the Atomist. Cambridge, 1988.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: Философский словарь. 1963
Соч.:
Соч. Т. 1–2. M., 1966–1968; Opera omnia. V. 1–6. Florentiae, 1727. Лит.: Быховский, Б.Э. Гассенди. M., 1974; Bernier, F. Abrégé de la philosophie de mr. Gassendi. Lyon, 1676; Rochot, B. Les travaux de Gassendi sur Epicure et sur l’atomisme. P., 1944; Bloch, О.R. La philosophie de Gassendi. La Haye, 1971; Brundell, В. From Aristotelianism to a New Natural Philosophy. Dordrecht, 1987; Joy, L.S. Gassendi the Atomist. Cambridge, 1987. A.A. Кротов
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.
Первая филос. работа Г.- «Парадоксальные упражнения против аристотеликов» (изданная анонимно в 1624, рус. пер. 1968) - памфлет против схоластич. псевдоаристотелизма. Г. ставил задачу разработки философии на науч. основе, усматривая последнюю в атомистич. материализме Эпикура, приведенном в соответствие с открытиями естествознания. Осн. филос. труды Г.- «Свод философии» (рус. пер. 1966) и «Свод философии Эпикура» (рус. пер. 1966) - были опубликованы лишь посмертно в 1658. «Свод философии» состоит из трех частей: «Логика», «Физика» и «Этика». В «Логике» Г. придерживается принципа материалистич. сенсуализма, служащего фундаментом его гносеологич. учения. В «Физике» отстаивает материальное единство мира, состоящего из многообразия самодвижущихся атомов. «Этика» Г., следуя эпикуреизму, рассматривает счастье как высшее благо, утверждает нераздельность счастья и гражд. добродетели, основанной на «благоразумии» - критерии блага. Философия Г. имела своеобразную форму учения о двойственной истине. Согласно Г., истина обнаруживается благодаря двум различным источникам света - доказательству и откровению; первый из них основан на опыте и
разуме, освещающих естеств. явления, второй - на божеств. авторитете, освещающем явления сверхъестественные. По словам К. Маркса, там, где Г. отступает от материалистич. учения Эпикура, «...он делает это для того, чтобы не противоречить своим религиозным предпосылкам» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 40, с. 44). Однако этот компромисс не избавил Г. от суровых нападок ортодоксальных теологов и долголетнего пренебрежения историков философии.
Источник: Советский философский словарь
Э.К. Дорошевич, В.Л. Абушенко
Источник: Новейший философский словарь
1592-1655) - выразитель антисхоластического сенсуализма и эпикуреизма Нового времени. По происхождению из крестьянской семьи, Гассенди окончил университет в Экс-ан-Провансе, но всю последующую жизнь был священнослужителем. Получил по тем временам широкое философское и научное образование, увлекался математикой и астрономией. Был знаком со многими интеллектуалами своего времени, в том числе и с кружком Мерсенна. Написал несколько философских трудов, в том числе против Декарта: «Возражение на "Метафизические размышления"«, и когда Декарт ответил на них, Гассенди написал новые «Возражения». Его перу принадлежат также «Парадоксальные упражнения против аристотеликов...», «Свод философии Эпикура». Самый важный труд Гассенди «Система философии».
В своих произведениях Гассенди активно выступает против схоластических философствований, которые ничего не дают. Отдавая должное глубине мышления Аристотеля, он подвергает критике его идеи, так как полагает, что значение Аристотеля преувеличено и что схоласты сделали из него идола.
Гассенди боролся против догматизма, считая, что опытно-дедуктивным путем мы достигаем относительных истин. Он защищает позиции сенсуализма: нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Для Гассенди лишь чувства - критерий истинности наших знаний, а рассудок - это опосредствующее звено между ощущениями. Заблуждение возникает тогда, когда рассудок действует неверно. Для Гассенди даже аналитическое положение (например, «целое больше части») является эмпирическим.
С этих позиций Гассенди выступал против рационализма Декарта, полагая, что Декарту не удалось доказать очевидность и самодостаточность человеческого ума. Он писал в «Новых возражениях на "Ответы"« Декарта: «Зная об уме только то, что он - мыслящая вещь, ты и подобен слепому, знающему о Солнце лишь то, что оно - вещь греющая» [Соч. М., 1968. Т. 2. С. 760].
Гассенди выступал против учения Картезия (Декарта) о врожденности идей. Он считал, что даже математические понятия имеют опытное происхождение, а ясность и отчетливость, на которые ссылался Декарт, чтобы показать врожденность геометрических аксиом, всего лишь заблуждение, так как со временем те идеи, которые сначала кажутся ясными, потом могут оказаться смутными.
Гассенди пытался возродить философию Эпикура. В этом своем стремлении он руководствовался в основном желанием реабилитировать эпикуреизм перед лицом христианства. Потому центральными в учении Гассенди являются его этические воззрения. Он считает, что зпикуровское учение о гедонизме неправильно истолковывали. Прежде всего это касается понятия удовольствия, которое следует понимать не как чувственное удовольствие, а как стремление к счастью. Главная добродетель, которой должен следовать человек,- это благоразумие. Отсюда вытекает основной вывод Гассенди: «Философия счастья - это не что иное, как философия здоровья» [Соч. М., 1966. Т. 1. С. 317]. Основным условием счастливой жизни Гассенди считает отсутствие страха смерти, полагая, что необходимо исходить из положения: смерть не может причинить страдания ни живым, ни мертвым.
Gassendi), Пьер (22 янв. 1592 – 24 окт. 1655) – франц. философ-материалист, работал также в области астрономии, математики, механики и истории науки. Священник, проф. теологии в Дине (с 1613), философии в Эксе (с 1616), математики в Королевском коллеже в Париже (с 1645). В лекциях и соч., за к-рые подвергался преследованиям со стороны иезуитов, Г. критиковал взгляды схоластов и искаженное схоластами учение Аристотеля, возрождал и пропагандировал атомистические воззрения и этику Эпикура, решительно возражал с позиций материалистич. сенсуализма против теории врожденных идей Декарта, обличал религ. мораль. По словам Маркса, Г. освободил Эпикура "от интердикта, наложенного на него отцами церкви и всем средневековьем..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 23). В философии Г. различаются физика, цель к-рой – достижение истины, и этика, или учение о счастье. Обеим частям предшествует логика: ее задача – установить признаки, отличающие истинное от ложного, показать пути, ведущие к познанию истины. Г. утверждал, что существуют лишь материальные атомы и пустота. Пространство бесконечно, несотворимо, неуничтожимо, неподвижно, бестелесно, проницаемо; оно есть бесконечная возможность наполнения. Время, как и пространство, никем не сотворено и не может быть уничтожено. В пространстве движутся атомы, обладающие внутр. стремлением к движению. Объясняя физич. явления естеств. причинами, Г. признавал, однако, в отличие от Эпикура, сотворение атомов богом. Число атомов хотя и громадно, но ограничено. Непоследовательность материализма Г. отразилась в его стремлении "...примирить свою католическую совесть со своим языческим знанием, Эпикура – с церковью" (там же). Пропаганда антич. атомистики, развернутая Г., его астрономич. наблюдения, труды по истории науки имели прогрессивное значение. По своим политич. воззрениям Г. примыкал к Бодену и высказывался за неогранич. монархию как лучший образ правления, если она не вырождается в тиранию. Соч.: Opera omnia, v. l–6, Lyon, 1658; Florentiae, 1727; Соч. в рус. пер. – Об истине и ее критериях. О чувственных критериях. Об атомах, в кн.: Деборин А., Книга для чтения по истории философии, т. 1, М., 1924, с. 181–92; Возражения Гассенди на учение Декарта о душе, в кн.: Столпнер Б. Г. и Юшкeвич П. С., История материализма (в произведениях его представителей и историков), ч. 1, М., 1926; Аристотелики напрасно лишили себя свободы философствования, "Вопр. философии", 1956, No 4. Лит.: История философии, т. 2, М., 1941 (см. Указатель); История философии, т. 1, М., 1957 (см. Указатель); Коньо Ж., Пьер Гассенди – возобновитель эпикуреизма, "Вопр. философии", 1956, No 3; Bernier F., Abr?g? de la philosophie de mr. Gassendi, Lyon, 1676; его же, Doutes sur quelques uns des principaux chapitres de son Abr?g? de la philosophie de Gassendi, P., 1681; Thomas P.-F., La philosophie de Gassendi, P., 1889; Brett G. S., The philosophy of Gassendi, L., 1908; Pendzig P., Pierre Gassendis Metaphysik und ihr Verh?ltnis zur scholastischen Philosophie, Bonn, 1908; его же, Die Ethik Gassendis und ihre Quellen, Bonn, 1910; Sortais G., La philosophie moderne depuis Bacon jusqu´? Leibniz. Е?tudes historiques, [v.] 1–2, P., 1920–22 (Имеется библиогр.); Humbert P., L´oeuvre astronomique de Gassendi, P., 1936; Hess G., Pierre Gassendi. Der franz?sische Sp?thumanismus und das Problem von Wissen und Glauben, Jena–Lpz., 1939; Rochot В., Les travaux de Gassendi sur ?picure et sur l´atomisme 1619–1658, P., 1944; Pierre Gassendi, 1592–1655. Sa vie et son oeuvre, P., [1955] (Список трудов Гассенди, с. 183–91); Gregory I., La polemica antimetaphisica di Gassendi, "Riv. critica di storia delia filosofia", 1959, anno 14, fasc. 2–3.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Первое произведение — «Парадоксальные упражнения против аристотеликов, в которых потрясаются основы перипатетического учения и диалектики в целом и утверждаются новые взгляды, либо, казалось бы, устаревшие взгляды древних мыслителей» — вышло в свет в Гренобле в 1624 (рус. пер. 1968). В нем Гассенди опирается на учение Эпикура. В 1649 в Лионе он издает «Свод философии Эпикура» (рус. пер. 1966), а спустя еще девять лет—свой основной труд «Система философии» (Syntagma Philosophiae, рус. пер. 1966). Следуя Эпикуру, Гассенди делил философию на логику, физику и этику.
Используя логику в борьбе против схоластов, Гассенди стремился следовать среднему пути между догматизмом, уверенным в постижении абсолютных истин, и скептицизмом, отрицающим всякие истины. В теории познания был последовательным сенсуалистом: чувства—единственный источник и критерий истинности или ложности наших знаний, а заблуждения возникают лишь в результате неправильных рассудочных суждений. Общие понятия существуют только в человеческом разуме, образуясь там в результате синтеза сходных признаков и устранения несходных. Гассенди отвергал учение Декарта о врожденных идеях.
Физика Гассенди представляет собой атомизм. Первоматерия сводится к ограниченному числу атомов, имеющих самые разнообразные внешние формы и обладающих такими свойствами, как плотность, неделимость, величина, вес, а также способность занимать определенное пространство и передвигаться. Для объяснения движения Гассеяди допускал наличие абсолютно пустого пространства. Пространство и время несотворимы и неуничтожимы. Именно Гассенди впервые ввел в научный оборот понятие молекулы (лат. «маленькая масса»), обозначив им определенное сочетание атомов.
Защищая Эпикура от нападок христианских богословов, Гассенди попытался реабилитировать центральное понятие его этики—удовольствие, понимая под ним стремление к счастью и утверждая, что оно есть благо само по себе. Основные добродетели—это благоразумие, при котором разум руководит волей, и необходимость довольствоваться малым. Всякая добродетель есть благо, поскольку она доставляет «безмятежность». Одно из условий счастливой жизни — отсутствие страха смерти, которая «не может причинять страдания ни живым, ни мертвым, ибо первых она не затрагивает, вторые же не существуют» (Соч., т. 1. M., 1966, с. 366).
Гассенди придерживался принципа «двух истин», т. е. идеи о взаимном невмешательстве философии (науки) и религии в дела друг друга, поскольку первая всегда опытна и рациональна, а вторая — иррациональна и не нуждается в доказательствах. Бог, сотворив атомы и движение, затем предоставил миру существовать по собственным законам. Душа — особо тонкая субстанция, бессмертна интеллектуальная душа, дарованная человеку Богом, а не чувственная, унаследованная им от родителей.
Учение Гассенди сыграло большую роль в реабилитации атомизма, оказав воздействие на физику Р. Бойля и И. Ньютона, философию П. Гольбаха. Этика Гассенди повлияла на движение «либертенов», к числу которых относились такие известные литераторы, как Сираиоде Бержерак, Мольер и Лафонтен. Гассенди написал немало трудов по истории науки, совершил ряд важных астрономических открытий и наблюдений (прохождение Меркурия по солнечному диску, открытие пяти новых спутников Юпитера и др.). Соч.: Opera omnia.v. l—6.Lugduni.l658;Co4.,T. 1—2. M., 1966—68. Лит.: Быковский Б. Э. Гассенди. M., 1974: Brett G. S. The philosophy olGassendi. L, 1908.
О. В. Суворов
Источник: Новая философская энциклопедия