ФЕРГЮСОН Адам

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ФЕРГЮСОН Адам
шотландский историк и философ морали; р. 20. 6. 1723 (Логирейт/Пертшир, Шотландия) — ум. 22. 2. 1816 (Сент-Андре); в 1745 посвящен в сан священника, с 1759 — профессор натурфилософии, в 1764— 1785 — профессор моральной философии в Эдинбурге, а также профессор математики там же. В своей работе «Institutes of Moral Philosophy» (1769, нем. изд. 1772) видит основу нравственно правильной жизни в соединении себялюбия, благожелательности и совершенства, которые мотивируются самосохранением, общительностью и стремлением быть уважаемым. В произведении «Essay оп the History of Civil Society» (1767, нем. изд. 1923), позднее при рассмотрении политических аспектов — в «Principies of Moral and Political Science» (1792, нем. изд. 1796) он выводит классовые различия из отношений собственности. Собр. соч.: Principal Works, hg. v. F. О. Wolf, 5 vol., 1979 ff.
W. C. Lehmann. A. F. and the Beginning of Modern Sociology. New York, 1930; H. H. Jogland. Ursprünge u. Grundlagen der Soziologie bei A. F., 1959; D. Kettler. The Social and Political Thought of A. F., Columbus Ohio, 1965; P. Salvucci. A. F. — Sociología e filosofía política. Urbino, 1972 (bibl.).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ФЕРГЮСОН Адам
20 июня 1723, Лоджирайт, Пертшир — 22 февраля 1816, Сент-Эндрью, Шотландия) — шотландский философ. Родился в семье пресвитерианского священника. В 1742 получил степень магистра в университете Св. Андрея и перешел в Эдинбургский университет. Там сблизился с будущим драматургом Джоном Хоумом и будущим ректором университета Эдинбурга, историком У. Робертсоном. В 1757 стал преемником Д. Юма на посту смотрителя библиотеки адвокатов. В 1759 занял кафедру натуральной философии в Эдинбургском университете. В 1767 выходит главная книга Ферпосона «Опыт истории гражданского общества» (An Essay on the History of Civil Society, рус. пер. ч. 1— 2. СПб., 1817—18), встретившая благоприятный прием, в 1769 «Наставления моральной философии» (Institutes of moral Philosophy, рус. пер. СПб., 1804, а также «Начальные основания нравственной философии». М., 1804). фергюсона переводят на европейские языки, его «Опыт» используется в учебных курсах Московского университета. Будучи представителем шотландского Просвещения, Фергюсон разделял теорию морального чувства и философию здравого смысла, оспаривая в то же время некоторые идеи Юма, А. Смита, а также Мандевиля и Руссо и подвергая моралистической критике «благополучие» коммерческого общества, ведущее к политической коррупции. Соч.: Principles of Moral and Political Science. Edinburg, 1792. Лит.: KeftlerD. The Social and Political Thought of Adam Ferguson, 1965. M. A. Абрамов

Источник: Новая философская энциклопедия

ФЕРГЮСОН Адам

(20 июня 1723 – 22 февр. 1816) – шотл. философ, историк и политич. мыслитель. В 1754 отказался от сана пресвитерианского священника. Проф. моральной философии Эдинбургского ун-та (1759–85). Воспитанник и один из лит. наследников Юма; учитель и соратник Смита. Подвергнув критике договорную теорию гос-ва Гоббса и Руссо, Ф. утверждал, что человек изначально, от природы – социальное существо. "Человечество следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека – лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобретенных им в связи с его родом, и каждое исследование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не из отдельных людей" ("An essay on the history of civil society", Edin., 1767, p. 6; рус. пер. – "Опыт истории гражданского об-ва", ч. 1–3, СПБ, 1817–18). В этом соч. Ф. делал попытку исторического эволюц. подхода к жизни общества. В противоположность провинденциализму Ф. утверждал, что сами люди творят свою историю: "Человек... заключает в себе самом принцип прогресса..." (там же, р. 12). Вместе с тем, следуя Монтескье, Ф. придавал решающее значение в формировании особенностей разных народов климату, географическим условиям л величине государства. Гольбах высоко оценил эту работу Ф. Характеризуя современное ему общество, Ф. осуждал свойственное мануфактурному произ-ву разделение труда, приводящее к раздроблению человека (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 374). Осуждая имуществ. неравенство, Ф. считал мерой человеческого достоинства его труд) его участие в произ-ве средств существования. Ф. подверг резкой критике деспотич. форму гос. управления (не отождествляя, однако, монархии с деспотизмом). Маркс приводит в "Капитале" восклицание Ф.: "Мы – нация илотов, и между нами нет свободных людей" (см. тамже, с. 366). В своем этич. учении, созвучном взглядам Юма (его принципу благожелательности – benevolence) и Смита, Ф. отвергал этич. концепцию Мандевиля, требовал сочетания самосохранения (самолюбия) с человеколюбием и признавал осн. задачей человека его духовное совершенствование и выполнение им своих обществ. обязанностей. "Личность – не более как часть целого" ("An essay on the history of civil society", L., 1766, p. 57). Руководящий моральный принцип – "распространять счастье" (см. тамже, р. 56). Соч.: The history of the progress and termination of the Roman Republic, v. 1–3, L., 1783; Principles of moral and political science, v. 1–2, Edin., 1792; в рус. пер. – Наставления нравств. философии, СПБ, 1804; Начальные основания нравств. философии, М., 1804. Лит.: Потанин ?., ?. ?. и его учение об обществе, "ПЗМ", 1941, No 2; Кanеkо U., Moralphilosophie A. Fergusons..., Lpz., [1903]; Huth H., Soziale und individualistische Auffassung im 18. Jahrhundert, Lpz., 1907; Lеhmann W. С., ?. Ferguson and the beginnings of modern sociology, N. Y., 1930; Kettler D., The social and political thought of A. Ferguson, Columbus, 1965. Б. Быховский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.