БОСТРЁМ Кристофер Якоб

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

БОСТРЁМ (Bцstrom) Кристофер Якоб
род. 1 янв. 1797, Питео - ум. 22 марта 1866, Упсала) - швед, философ, профессор с 1838. Стремился осуществить синтез учений Платона и Гегеля на основе свободного от догм теизма. Центральным понятием его философии является воспринимаемая в духе пантеизма личность, назначение которой состоит в том, чтобы дело божие на Земле сделать своим делом. Избр. соч. Бострема изданы под названием "Grundlinien eines philosophischen Systems" в 1923.

Источник: Философский энциклопедический словарь

БОСТРЁМ Кристофер Якоб
шведский философ; р. 1.1.1797 (Питео) — ум. 22.3. 1866 (Упсала), будучи профессором (с 1838); стремился осуществить синтез учений Платона и Гегеля на основе свободного от догм теизма. Центральным понятием философии Бострёма является воспринимаемая в духе пантеизма личность, назначение которой состоит в том, чтобы дело Божие на земле сделать своим делом. Избранные сочинения Бострёма в нем. изд. Гейера и Герлоффа, под названием «Grundlinien eines philosophischen Systems» (с библиографией), вышли в свет в 1923.
P. Е. Liljequist. Der schwed. Persönlichkeitsidealismus und Kant, 1934; S. E. Rodhe. B.s religionsfilosofiska äskädning, 1950; R. N. Beck. C. J. B.s Philosophy of Religion, 1962.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

БОСТРЁМ КРИСТОФЕР ЯКОБ

Bostr?m), Якоб (1 янв. 1707 – 22 марта 1866) – шведский философ, проф. ун-та в Упсале (1838–63), основатель т.н. персонального ("рационального") идеализма в Швеции. Согласно этому учению, исходным пунктом познания является самосознание, а потому философия есть наука о личности ("Афоризмы о душе и о восприятии" – "De mente ас perceptione aphorismi", 1839). Являясь в теории познания субъективным идеалистом, Б. переходил к религ. объективному идеализму, когда доказывал, что посредством разума человек познает бога, бытие духа, являющееся действит. миром. Отражение бога – материальный мир человек может познавать и посредством чувств (см. "Основные идеи о философии права. Пропедевтика" – "Grundlinier till philosophiska statsl?rnas Prop?deutik", 1851). Концепцию неразвивающегося бога-абсолюта (духовного мира) Б. направлял против диалектики Гегеля. Общество, по Б., является "нравств. личностью" и возникает на основе априорных нравств. принципов. Существуя в форме "частной" (семья) и "общезначимой" (народ), оно через гос-во, к-рое, по Б., надклассово, оберегает "общественные интересы" от влияния интересов отд. личностей, что возможно только при наследств. конституц. монархии, в к-рой "зрелый народ" может иметь свое представительство. Философия Б., отразившая интересы господствующих классов – дворянства и буржуазии, имела последователей (Салин и др.) и оказывает влияние в Швеции до наст. времени. Соч.: Skrifter, del 1–3, Uppsala, 1883–1901. Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 573–76; Ljunghoff J., Christopher Bostr?m, Sveriges Platon, Uppsala, 1916; Liljeqvist E., Christopher Jacob Bostr?m, в кн.: Svenskt biografiskt lexikon, Bd 5, Stockh., 1925; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie. ?l 5, В., 1928; Wedberg ?., Den logiska strukturen, hos Bostr?ms filosofi, Uppsala, 1937; Larsson H., Minnesteckning ?ver Christopher Jacob Bostr?m, Stockh., 1931. Ц. Арзаканьян. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.