АРХЕЛАЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АРХЕЛАЙ
????????) (5 в. до н.э.) – древнегреч. натурфилософ-материалист, ученик Анаксагора и учитель Сократа. А. в своем учении истолковывал понятие ???? ("ум") Анаксагора как воздух; он восстановил др.-ионийские принципы сгущения и разрежения первонач. материальной массы, переходящей от хаоса к космосу, чем сблизил философию Анаксагора и Анаксимена. А. учил об относительности моральных представлений, о существовании справедливости и несправедливости не "по природе", но "по установлению", что является уже типичным для софистич. школы. Соч. в рус. пер.: [Фрагменты], в кн.: Маковельский А., Досократики, т. 3, Казань, 1919. с. 161–66. Лит.: Zeller E., Die Philosophie der Griechen..., Tl 1, 2 H?lfte, 6, Aufl., Lpz., 1920, S. 1270 – 77.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Архелай
В древнегреческой мифологии это имя (греч. Αρχέλαος) – принадлежит одному из Гераклидов, сыну Теменоса Аргосского. Изгнанный своими братьями из Аргоса, Архелай бежал в Македонию и пришел к македонскому царю Киссею. Когда на царство Киссея напали враги, тот обратился за помощью к Архелаю, пообещав ему в награду за спасение свой город и царство. Архелай победил врагов Киссея и спас самого царя, однако Кисеей решил не выполнять обещание, а убить своего спасителя. На пути Архелая была вырыта яма, ее наполнили горячими углями и прикрыли ветками. Предупрежденный оракулом об опасности, Архелай отправился другой дорогой, которую указала ему коза. Эта дорога привела его к месту, где он основал город Эга («коза»). Впоследствии Архелай стал царем Македонии и считался предком Александра Македонского. Сказанием об Архелае воспользовался Эврипид, написав трагедию «Архелай».

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

АРХЕЛАЙ

сер. 5 в. до н. э.)—греческий философ, ученик Анаксагора и учитель Сократа. Согласно Диогену Лаэртию, «физическая философия» на Архелае в Афинах закончилась (Diog. L. II, 16). Его космология в своих принципиальных чертах повторяет анаксагоровскую (см. Hippol. Rim. Ref. I, 9, 1). Существует бесконечное число качественно различных первопринципов (гомеомерий). Нус Архелая — в отличие от нуса Анаксагора—не является чистым умом, «не смешанным ни с чем», напротив, некая материальная смесь имманентно присутствует в самом уме. Разделение тепла и холода в этой смеси является причиной порождения первоэлементов, из которых возникает космос. Вода возникает в результате «таяния» холода под воздействием тепла, затем она течет к центру и, будучи снова нагретой теплом, образует землю и воздух. Т. о., тепло (огонь)—это активное начало, а холод (вода) —пассивное, «которое все связывает» (fr. l DK). Почти как у Анаксимандра, живые существа возникли из грязи после того, как влага испарилась из нее под воздействием Солнца. Ум присущ всем живым существам как некое врожденное качество, но не в равной мере.

Источник: Новая философская энциклопедия

АРХЕЛАЙ
АРХЕЛАЙ ????????) (сер. 5 в. до н. э.), греческий философ, ученик Анаксагора и учитель Сократа.     Дата рождения приблизительно установливается в соответствии с указаниями на его отношение к Анаксагору («ученик» - следовательно, младше) и Сократу («учитель» - следовательно, старше), - ок. 485. Был родом из Афин (DK60 А1 = D. L. II16); вариант, передаваемый Диогеном Лаэртием «или из Милета» (принят в словаре Суда, s. ?. ????????) появился, очевидно, как согласование места рождения А. с местом возникновения ионийской натурфилософии, которую он «первым» перенес в Афины (об этом см.: D. L. II 16, 3), отчего был прозван «физиком» (???????). Источники согласно считают А. фигурой для древнегреческой философии знаковой: он завершает историю «физической философии» (Диоген Лаэртий говорит об афинской традиции, D. L. II16; Ипполит Римский всю древнюю натурфилософию полагает «от Фалеса до Архелая») и после него учением Сократа открывается период «этической философии». Позиция «первого» и одновременно «последнего» афинского натурфилософа тем не менее мало изменяет значение А. как не слишком оригинального последователя Анаксагора из Клазомен.     Сочинения А. не сохранились. Согласно Суде, был автором «О природе» (??????????) и еще нескольких произведений. Известно, что Теофраст посвятил его учению отдельную книгу (???? ??? ???????? ?, D. L. V 42, 14), которая, очевидно, послужила источником для позднейших доксогра-фов. Подробнее других об учении А. сообщают Ипполит Римский и Диоген Лаэртий.     Судя по краткой сводке у Ипполита, А. изложил в своем сочинении вопросы от образования космоса до возникновения жизни на Земле и появления цивилизованного общества. Космология А. в своих принципиальных чертах повторяет анаксагоровскую (см. А 4 = Hipp. Ref. I, 9, 1). Существует изначальная смесь бесконечного числа качественно различных первоначал (гомеомерий). Ум (????) А. - в отличие от Ума Анаксагора - не является чистым, «не смешанным ни с чем», напротив, некая материальная смесь имманентно присутствует в самом Уме. Ум явился причиной движения смеси и ее первоначального разделения на горячее и холодное, при этом горячее двигалось, а холодное покоилось. Это разделение является причиной порождения основных космогонических этапов: огонь рассредоточен во внешних слоях, вода стекает в середину космоса, там она нагревается, происходит испарение, возникает воздух, а из осадков формируется земля, по природе своей самая прочная и холодная (ср. В 1а). Т. обр., в центре космоса - Земля, но по сравнению со всем космосом она ничтожно мала. Путем процессов нагревания воздуха сформировались все видимые нам небесные тела. Сообщение Ипполита Римского о том, что А. полагал Землю «вогнутой», следует неверной традиции (см.: Panchenko 1999). По ?., Земля имеет форму холма (ср. мнение Демокрита о том, что Земля похожа на щит, обращенный кверху выпуклой стороной). По-видимому, А. много внимания уделил тому разделу физики, который в пост-Аристотелевской традиции назывался «метеорологией»: о причинах ветров, дождей, землетрясений, разливов и т. п. (ср. А 16).     Специальный раздел сочинения А. был посвящен вопросу о возникновении жизни (зоогонии), который он излагал достаточно близко известным воззрениям Анаксагора: живые существа, в т. ч. и люди, возникли в нагретой влажной земле (А 4), после того как с нее сошла вода под воздействием Солнца (ср. подобное воззрение об эволюции жизни у Анаксимандра и Эмпедокла). Все возникшие животные сначала питались илом и были недолговечны, а впоследствии стали рождаться друг от друга. Ум присущ всем живым существам как некое врожденное качество, но не всем в равной мере, одни пользуются умом медленнее, другие — быстрее. ?., по-видимому, впервые выдвинул идею о развитии человечества от состояния дикости к цивилизации, положив начало разработке вопроса о генезисе цивилизации и возникновения языка в последующей философии (Демокрит, Протагор, Платон): люди, появившись из земли вместе с прочими животными, со временем отделились от них и встали на путь цивилизованной жизни: учредили законы, ремесла, вождей, стали жить в городах. В научной литературе обсуждалось предположение о том, что фрагмент «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского о возникновении цивилизации (Diod. I, 7—8) излагает в основе своей теорию А. (L?mmli F. Homo Faber... S. 29— 32), а не Гекатея Абдерского/Демокрита, - эта гипотеза была отклонена как недостаточно обоснованная (см.: Берлинский А. Л. Античные учения о возникновения языка. СПб., 2006, с. 47-48, 196).     Современник софистов, А. уделил внимание также и «этической части философии» (А 6). По свидетельству Диогена Лаэртия, А. полагал справедливое и безобразное существующими не по природе, а по закону (А 1 = D. L. II 16). Кроме того, он писал элегические стихи (В 1 = Plut. Cim. 4). Развитием гуманитарного направления в деятельности А. стала поздняя средневековая традиция, которая приписывала ему поэму «О священном искусстве» в ямбических стихах (В 3, Spuria).     Фрагм.: DKII, 44-48; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 535-539.     Лит.: GuTHRiE, HistGrPhilos II, p. 339-344; Kirk G. S., Raven J. ?., Schofield M. The Presocratic Philosophers. Camb., 19832,p. 385-389; imhofM. Sokrates und Archelaos. Zum 1. Sokratesbrief, - MusHelv 39, 1982, S. 71-81; 41, 1984, S. 1-14; Panchenko D. The Shape of the Earth in Archelaus, Democritus and Leucippus, - Hyperboreus, 1999, 5. 1, с 22-39. Tilman V. Arch?laos d´Ath?nes, - RPhA XVIII, 2000, p. 65-107.     M. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь