АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич
1/33-1788) - представитель рус. просвещения и свободомыслия вт. пол. 18 в., магистр Московского ун-та, преподавал философию и математику. В 1769 опубликовал диссертацию на соискание профессорского звания «...О начале и происшествии натурального бого-почитания», в к-рой подверг критике учение Декарта о врожденных идеях, дуализме души и тела, доказывая опытно-чувств. характер познания. Отстаивал идею естеств.-историч. происхождения религии. А. обвинили в атеизме, а диссертация его была публично сожжена.

Источник: Атеистический словарь

АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич
род. 1733 - ум. 1788) - рус. просветитель, философ. После окончания семинарии Троицкой Лавры и Московского ун-та был профессором логики, метафизики и математики этого ун-та. Автор философских трудов "Слово о том, что мир сей есть ясное доказательство премудрости Божией и что в нем ничего не бывает по случаю" (1767), "Рассуждения из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания" (1769), "Слово о свойствах познания человеческого и средствах, предохраняющих ум смертного от различных заблуждений" (1770), "Annotationes in logicam metaphysicam et cosmologiam" (1782), "Слово о разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих" (1783) и др. Существующие религиозные верования считал порождением невежества, страха и богатого воображения древних людей, которые не могли объяснить многие явления природы и все непонятное приписывали сверхъестественным силам. Долгое время служили учебниками для учащихся его "Арифметика", "Алгебра", "Геометрия" и "Теоретическая и прикладная тригонометрия".

Источник: Философский энциклопедический словарь

АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич (1733—88)
рус. просветитель, философ, логик и математик, профессор Московского ун-та. Получил известность благодаря своей диссертации “Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания” (1769), вызвавшей гнев церковников и преследования властей. Богословским положениям о врожденности религиозного чувства он противопоставил т. зр. “естественного” происхождения религии, доказывая, что все религии были порождены “страхом”, “привидением” (фантазией), “удивлением”. Труды А. по теории познания и логике наиболее глубоки в масштабах всего рус. Просвещения второй половины 18 в.: “Слово о свойствах познания человеческого и о средствах, предохраняющих ум смертного от различных заблуждений” (1770), “Слово о разных причинах, немалое препятствие причиняющих в продолжение познания человеческого” (1774), “Слово о превратных понятиях человеческих, происходящих от излишнего упования, возлагаемого на чувства” (1779) и др. А. исследовал проблемы соотношения языка и мышления, происхождения и эволюции философских и научных понятий, критиковал теорию врожденных идей Декарта и Лейбница, развивая т. зр. материалистического сенсуализма. В онтологии стоял на позициях деизма.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Аничков Дмитрий Сергеевич
 (1733—88) — рус. просветитель, философ; деист. После окончания Московского ун-та (1761) был оставлен в нем преподавателем математики, логики, философии. А. — автор философского «Рассуждения из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания» (1769), в к-ром поставил вопрос о «естественном» происхождении религиозных верований. Подобно фр. просветителям 18 в., А. доказывал, что религиозные верования возникают у людей на «варварской» стадии их развития в результате трех причин: невежества, страха и воображения, когда люди не могут объяснить окружающие их явления природы и все непонятное приписывают сверхъестественным силам. В ряде мест А. дал оценку библейским легендам, за что подвергся преследованию со стороны реакционной профессуры и церкви. А. был автором философских работ: «Слово о свойствах познания .человеческого...» (1770); «Слово о разных причинах...» (1774) и др. В них А. развивал идеи материалистического сенсуализма в теории познания и критиковал теорию врожденных идейкартезианцев, лейбницеанцев и вольфианцев. Однако материализм А. не был последовательным, он облекался в форму деизма; критикуя идеалистическую теорию предустановленной гармонии вольфианцев, сам А. делал уступки религии, допуская возможность бессмертия души.

Источник: Философский словарь. 1963

АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич
(1733—1788) - философ - просветитель, последователь материализма в форме деизма, проф. Моск. ун-та, по происхождению разночинец. Большой интерес представляет дисс. А. «Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания...» (1769), посвященная вопросам происхождения религии. К возникновению религ. взглядов, к-рые А. называет великим заблуждением, привели людей, по его мнению, незнание причин, вызывающих грозные явления природы, страх перед этими явлениями и воображение. Религ. представления, подчеркивал А., противоречат здравому смыслу: «Противно натуре человеческой верить тому, чего в мыслях и в воображении представить не можно». «Бога в троице, - отмечал он, - без откровения натурально понимать не можно». (Избр. произв. русских мыслителей второй пол. XVIII в. Т. I. M., 1952, с. 132.) А. утверждал, что все «приписываемые богу совершенства происходят от человеч. мыслей» (там же), а потому не могут считаться достоверными. Дисс. А., одобрительно встреченная передовыми людьми того времени, вызвала ярость церковников и реакц. профессоров. По нек-рым сведениям, книга А. была публично сожжена на Лобном месте в Москве. Против А. было возбуждено дело в синоде, тянувшееся почти 20 л. и прекращенное за несколько месяцев до смерти ученого. Мысли А. о естеств. происхождении религии разделял и др. русский просветитель XVIII в., проф. Моск. ун-та С. Е. Десницкий. В соч. «Юридич. рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются» (1772) Десницкий в более осторожной форме доказывал, что причинами возникновения религ. верований у древних народов явились невежество, воображение, страх.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

АНИЧКОВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

Дмитрий Сергеевич (1733 – 1 мая 1788) – рус. философ-просветитель, пытавшийся в рамках офиц. идеологии проводить нек-рые прогрессивные для 18 в. филос. идеи. Выходец из разночинцев. Окончил Моск. ун-т (1761). Преподавал математику, затем логику и метафизику в Моск. ун-те. С 1771 – ординарный профессор. В работах 1761 и 1767 А. выступает как последователь философии X. Вольфа. В конце 60-х гг. он пытается отойти от вольфианства. В написанной с позиций деизма дисс. "... О начале и происшествии натурального богопочитания" (1769) А., примыкая к традиции религиозного вольнодумства 18 в., ставит вопрос о генезисе религии. Страх перед непонятными силами природы, игра воображения и обман невежественных людей жрецами и правителями – таковы, по А., основные причины возникновения языческих верований. Несмотря на формальные заверения в истинности "откровенной" христ. веры, диссертация вызвала преследования духовенства и реакц. профессуры. В "Слове о свойствах познания человеческого..." (1770) А. стремится преодолеть дуалистич. вольфианскую трактовку процесса познания, отрицает врожденные идеи. Однако полностью преодолеть дуализм А. не удается (см. "Слова..." 1774, 1777, 1779 и 1783). Разбирая вопрос о взаимоотношении души и тела, А. отдает предпочтение теории перипатетической школы. Признавая зависимость всех понятий от перемен, происходящих в "чувственных наших органах", А. не умеет объяснить факт несовпадения чувственной видимости вещей с их сущностью и переход от ощущения к понятию. "Первым началом" и "внутренним видом" человека он объявляет душу, к-рая "сама в себе производит понятия" в момент воздействия внешних вещей. По мнению А., так истолкованная теория перипатетиков ("система физического втечения") не противоречит догмату о бессмертии души (см. Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века, т. 1, 1952, с. 183–84). Соч.: Annotationes in logicam et metaphysicam..., ?., 1782: Слово о свойствах познания человеческого.. 1770 года, в кн.: Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века, т. 1, М., 1952, вступит. статья И. Я. Щипанова; Слово... 1774 года, там же; Слово... 1783 года, там же. Лит.: История философии, т. 1. М., 1957, с. 631, 633–36; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 206, 229, 233, 234, 240–41, 244, 249, 252–55; Петровский А. В., Атеистическая диссертация в XVIII в.. "Вопр. философии", 1950. No 1; Русский биографич. словарь, т. 2, СПБ, 1900. Е. Плимак. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич
1733, Троице-Сергиевск—30 апреля (11 мая) 1788, Москва) — русский философ, публицист. Из дворян, отец служил подьячим в Троице-Сергиевой лавре. Как лучший ученик Троицкой духовной семинарии был направлен в Московский университет, где изучал философию и математические науки. В 1762 получил звание магистра, с 1765 читал в Московском университете философию и логику. Аничков, являвшийся последователем вольфианцев И. Г. Винклера и Ф. X. Баумайстера, способствовал тому, что вольфианство сделалось доминирующим направлением в университетской философии. В 1769 представил на соискание профессорского звания диссертацию «Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания». В ней очевидна эволюция Аничкова от германского умеренного просвещения к более радикальным вариантам просветительства (в духе Шарля де Бросса). В диссертации он, напр., утверждал, что, если разум «уступает» воображению, можно признать за реальное существо то, что, кроме «как токмо в мыслях человеческих, нигде в натуре не обретается». Сочинение Аничкова было критически встречено в ученых кругах, особенно резко против предполагаемой в нем пропаганды атеизма выступили И. Г. Рейхель и Московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). Бытовавшее ранее мнение, будто бы диссертация Аничкова была предана сожжению, ныне опровергнуто. В написании работы Аничкову помогали С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Последнему, вероятно, и принадлежат многие радикальные в ней идеи. Перейдя на позиции умеренного сенсуализма, Аничков подверг критике картезианскую теорию врожденных идей. Позднее попал под влияние масонов, чем и объясняется его поворот от сенсуализма к мистицизму. В 1777 назначается ординарным профессором логики, метафизики и чистой математики. Являлся также членом Вольного Российского собрания при Московском ун-те. С 1761 публикует в периодической печати популярные философские статьи с уклоном в морализаторство. С 1762 в течение почти двадцати лет успешно работал над созданием рус. математических учебников. Из опубликованных речей Аничкова известность получили «О невещественной душе человеческой и из оной происходящего ее бессмертия» (1777), «О превратных понятиях человеческих, происходящих из излишнего упования, возлагаемого на чувства» (1779), «О разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих» (1783).
Соч.: Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII в. М., 1952, т. 1,с. 111-186.
Лит.: Гагарин А. П. Первая философская диссертация, защищавшаяся в Московском университете.—«Вестник МГУ», 1952, NO 7, вып. 3; Белявский M. П. M. В. Ломоносов и основание Московского университета. М., 1955.
А. В. Панибратцев

Источник: Новая философская энциклопедия

АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич
1733-1(12). 05.1788) - философ и публицист. Род. в семье подьячего Троице-Сергиевой лавры; после окончания Троицкой духовной семинарии в 1755 г. в числе лучших семинаристов отправлен в новооткрытый Московский ун-т, где ежегодно награждался золотыми медалями за успехи в философских и математических науках. Еще студентом помещал в университетском журн. "Полезное увеселение" переводы с лат.: "Речь, которую говорил один разумный человек из Гарамантов к Александру Великому" (Ч. 4. Сентябрь. № 11); "Сребролюбивый человек и Бог, и весь свет ненавидит" (Ч. 4. Июль. № 1), а также собственное православно-ортодоксальное "Рассуждение о бессмертии души человеческой" (Ч. 4. Июль. № 4). В 1762 г. А. получил звание магистра, и произнес речь "О мудром изречении греческого философа: рассматривай всякое дело с рассуждением...". С 23 мая 1762 г. начался двадцатилетний период на поприще математических наук. А. были прочитаны курсы и составлены учебники почти по всем разделам математики, переведены с лат. математические труды И. Ф. Вейдлера и изданы в 1765 г., а с 30 мая этого же года он занял кафедру философии и логики. В основании его курса, читавшегося на лат. языке, были положены учебники вольфианцев И. Г. Винклера и Ф. X. Баумейстера. В 1767 г. началось чтение философского курса на рус. языке. "Слово о том, что мир сей есть ясным доказательством премудрости Божией..." (1767) содержало в себе уже определенный отход от общей теистической установки с вкраплением элементов деизма. В 1769 г. А. представил на рассмотрение Университетской конференции диссертацию "Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания" на рус. и лат. языках. Решающее влияние на диссертацию оказал труд Ш. де Бросса "О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии" (1760). Диссертация фиксировала почти Полный отход от вольфианства и изобиловала цитатами из Петрония, Лукреция и А. Попа. В целом она вызвала неудовольствие большинства профессоров, и ее с определенными исправлениями и сокращениями (антиклерикально-атеистических положений) пришлось переиздавать с новым названием "Философическое рассуждение о начале и происшестии богопочитания у разных, а особливо невежественных народов". О диссертации А. архиепископ Амвросий (Зер-тис-Каменский) в сентябре 1769 г. сделал донос в Синод о том, что ее автор "явно восстает противу всего христианства, богопроповедничества, богослужения; опровергает Священное писание", и помимо уничтожения этой диссертации потребовал отстранения автора от научной и педагогической деятельности. Сложилась даже легенда о сожжении книги А. на Лобном месте в Москве. В действительности дело А. было взято обер-прокурором Синода П. П. Чебышевым непосредственно "к себе" и после 18 лет проволочки в 1787 г. официально закрыто. В 1770 г. на А. было возложено преподавание новой дисциплины - "учения о нравственности и этике", в следующем году ему было присуждено звание экстраординарного, а через шесть лет ординарного проф. логики, метафизики и чистой математики. В соч. кон. 70 - нач. 80-х гг. "О невещественности души человеческой и из оной происходящего ее бессмертия" (1777), "О превратных понятиях человеческих, происходящих от излишнего упования, возлагаемого на чувства" (1779) и "О разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих" (1783) А. с христианско-ортодоксальной т. зр. пересмотрел ряд своих прошлых "заблуждений". Тем не менее его теистическое миросозерцание включало в себя комплекс рационально-сенсуалистических и деистических идей. Напр., учение о врожденных идеях Р. Декарта было подвергнуто им критике с позиций сенсуализма в "Слове о свойствах познания человеческого и о средствах, предохраняющих ум смертного от разных заблуждений" (1770) и в "Слове о разных причинах, немалое препятствие причиняющих, и продолжение познания человеческого" (1774). По ряду свидетельств, с 1777 г. А. состоял членом одной из масонских лож. А. был плодовитым писателем, но многие неопубликованные его труды и вся библиотека погибли при пожаре его дома в сер. 80-х гг.

Источник: Русская философия: словарь