АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ

Ambrosius de Mailand) (род. 340, вероятно, Трир - ум. 4 апр. 397, Майланд) - учитель деркви; наместник в Италии. С 375 - священник, вел борьбу с арианами и получил известность благодаря написанному им под влиянием Цицерона соч. "De officiis ministrorum" (386), в котором восхвалял христ. этику, провозглашавшую в качестве цели существования потустороннюю жизнь. Под "Амвросианским хвалебным песнопением" понимают приписываемое Амвросию церковное песнопение "Те deum laudamus".

Источник: Философский энциклопедический словарь

АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ
Ambrosius Mediolanensis) (ок. 340, Трир — 4 апреля 397, Милан) — отец Церкви, христианский неоплатоник. Происходил из знатного рода (отец — префект в Галлии). В Риме получил хорошее литературное и юридическое образование и уже в молодости заявил о себе ораторскими способностями. В 370 назначается консуляром двух северных областей Италии, Эмилии и Лигурии, а в 374 становится миланским епископом. С этого времени главная его забота — защита интересов ортодоксальной христианской церкви от нападок еретиков и проведение религиозной политики, направленной на максимальную христианизацию имперских институтов: в 381 он выступает на церковном соборе в Аквилее против епископовариан, в 381 и 382 возглавляет соборы, осудившие аполлинаризм; проявляет себя умелым дипломатом, отстаивая интересы династии перед узурпатором Максимом в 383 и 386, а в 388 и 390—в целях утверждения христианской морали—выступает с осуждением императора Феодосия. Амвросий знал греческую и латинскую философскую литературу, а также сочинения Филона Александрийского, Климента Александрийского, Оригена, Дидима, Василия Великого, других каппадокийцев, что несомненно повлияло на формирование его символически-аллегорического метода экзегетики. Сочинения этого рода написаны преимущественно в жанре гомилии. Самым известным из них считается комментарий на «Шестоднев» (Hexaemeron), вдохновленный Василием Великим. К другим сочинениям этого рода относятся: «О рае» (De paradiso), «О Каине и Авеле» (De Cain et Abel), «О Ное и ковчеге» (De Noe et area) и др. Немалая часть сочинений посвящена морально-практическим вопросам. Среди них особенно известен трактат «Об обязанностях священнослужителей» (De officus ministrorum); он написан под сильным влиянием этики Цицерона, что характерно для многих латинских сочинений патриотического периода. Среди сочинений догматического характера следует выделить «О вере к Грациану Августу» (De fide ad Gratianum Augustum). Амвросию принадлежат также многочисленные проповеди, письма, духовные гимны (он считается на Западе одним из создателей христианской гимнографии).
Амвросий известен как учитель Августина, которого он познакомил с христианским неоплатонизмом (в его переводе Августин читал некоторые сочинения греческих неоплатоников).

Источник: Новая философская энциклопедия

Амвросий Медиоланский
Ambrosius) (333/4 или 339/40, Августа Треверорум, совр. Трир, — 4. 4. 397, Медиолан, совр. Милан), представитель западной (латинской) патристики. Сын знатного римского чиновника, получил риторическое и юридическое образование и начал административную карьеру в Медиолане. Во время церковных беспорядков, вызванных арианскими спорами, был неожиданно избран населением города на место епископа, не только не имея церковного сана, но еще только готовясь к крещению; оставил светскую карьеру, раздал имущество, принял крещение и сан епископа в 374 г. и уже после этого интенсивно изучал богословско-философские тексты Отцов Церкви. Энергично боролся как против язычества (спор об алтаре Победы в сенате) и арианства, так и против складывавшейся со времен Константина и проявившейся, напр., у Евсевия Кесарийского идеологии сакральной «христианской» государственности как подобия Царства Бога на земле. А. сформулировал принцип: «император может быть внутри Церкви, но не над Церковью», — и осуществил его на практике, отлучив на некоторое время от церковного общения императора Феодосия I за устроенное им избиение жителей Фессалоники. Утверждение независимости Церкви от светской власти не мешало А. деятельно сотрудничать с последней в целях спасения римского порядка перед лицом глубокого кризиса. А. не был оригинальным мыслителем; для него характерен обычный для римлян перевес практических интересов над теоретическими. Его значение прежде всего в том, что отобрал, упорядочил и приспособил к религиозным и интеллектуальным запросам западного читателя результаты умственной работы Филона Александрийского, Оригена и представителей восточной патристики; эта посредническая роль сопоставима с ролью, которую в иных исторических условиях сыграл Цицерон. Популяризируемое им аллегорическое истолкование Библии облегчило для людей римской культуры усвоение христианства и указало пути средневековой экзегезе. Среди многих трудов А., посвященных интерпретации библейских текстов, выделяется «Шестоднев», написанный под влиянием сочинения с тем же названием Василия Великого и суммирующий под знаком христианского креационизма главные мотивы позднеантичного философского созерцания космоса. Трактат «Об обязанностях церковнослужителей» — первое по времени систематическое изложение христианской этики с сильной стоической окраской (образцом для А. послужило сочинение Цицерона «Об обязанностях»). А. оказал личное влияние на Августина; причислен к «учителям Церкви». В историю культуры вошел как реформатор церковной музыки (т. н. амброзианское пение). Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Амвросий Медиоланский
(Ambrose, са. 340397).
Один из учителей Церкви и главных обличителей арианства. Амвросий Медиоланский родился в Трире. Он принадлежал к принявшему христианство знатному римскому семейству, из крого вышло немало сенаторов. Когда умер его отец, занимавший должность префекта преторианской гвардии в Галлии, семья вернулась в Рим, где Амвросий Медиоланский и его брат Сатир получили классическое образование, необходимое для поступления на государственную службу. Сестра Амвросия Медиоланского, Марцеллина, принесла обет девства перед папой Либерием, а его мать посвятила себя служению христианского вдовства. Семья оказала на Амвросия Медиоланского столь сильное влияние, что пять из дошедших до нас его трудов связаны с темой христианского девства и вдовства.
В 370г. Амвросий Медиоланский был назначен губернатором Эмилии и Лигурии, с резиденцией в Милане, в тот период  столице Западной империи. Своей честностью и прямотой Амвросий Медиоланский заслужил уважение жителей; когда в 374 г. при выборах нового епископа ему удалось погасить конфликт между ортодоксальной Церковью и арианами, толпа провозгласила епископом его. С разрешения императора, он за одну неделю принял крещение, прошел различные степени посвящения и 7 дек. 374 г. был рукоположен в епископы Милана. Решив принять епископский сан от ортодоксального епископа, Амвросий Медиоланский до конца своих дней вел борьбу против ариан. Пользуясь поддержкой папы Дамаса 1(36684), а потом папы Сириция (38499), Амвросий Медиоланский еще при жизни сумел добиться того, чтобы арианство в Западной церкви потерпело поражение. По его инициативе и под его председательством собирались многочисленные соборы; из них наиболее известен Аквилейский собор (381), на к-ром подверглись отлучению арианские вожди Палладий и Секундиан.
Амвросий Медиоланский входит в плеяду выдающихся церковных деятелей "золотого века" патристики, вместе с Афанасием Великим, Иларием, Августином. Твердой рукой осуществляя епископскую власть в эту бурную эпоху, Амвросий Медиоланский выдержал противостояние имперскому арианскому суду (хотя и подвергся кратковременному изгнанию в 392 г.); при нем произошло вторжение галлов, а также началась борьба между Церковью и государством. В 386 г., стремясь воспрепятствовать попыткам императрицыматери захватить базилику в Милане, Амвросий Медиоланский ввел пение церковных гимнов, крые поднимали дух находившихся в базилике ортодоксальных верующих. В 390 г. Амвросий Медиоланский заставил императора Феодосия, занимавшего ортодоксальную позицию, принести публичное покаяние за расправу над 7 тыс. чел. в циркеФессаллоник,  он заявил, что император  член Церкви, а не властитель над ней; тем самым был создан важнейший прецедент в отношениях Церкви и государства. Вероятно, в наибольшей степени Амвросий Медиоланский известен тем влиянием, к-рое он оказал на Августина: когда Августин обратился к новой вере, Амвросий Медиоланский наставлял его, а потом крестил.
Получивший классическое образование, Амвросий Медиоланский столь же свободно владел греческим языком, как и латинским. Он читал и использовал труды мыслителей христианского Воетока, прежде всего Оригена и Василия Великого. Благодаря Амвросию Медиоланскому восточная христианская мысль была усвоена Западной церковью, что сыграло решающую роль в сохранении единства церквей даже после крушения империи. До нас дошли 35 трактатов Амвросия Медиоланского в форме гомилетических комментариев, среди них трактат "Об обязанностях священнослужителей"  руководство по христианской этике для духовенства, один из первых церковных трудов на эту тему. Сохранились также 91 епископское послание и несколько церковных песнопений: Те Deum, "Сияние славы Божьей", "Прославим нашего Спасителя", "Приди, Спаситель народов", "О Троица, блаженнейший свет", крые и сейчас исполняются в церквях.
V.L. WALTER(nep. Ю.Т.)
Библиография: F. Н. Dudden, The Life and Times of St. Ambrose, 2 vols. См. также: Арианство.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
204.40 кб

Учение о каритативной любви Амвросия Медиоланского

Павенков Олег Владимирович
Данная статья посвящена анализу концепта каритативной любви в философии Амвросия Медиоланского. На становление философских взглядов Амвросия Медиоланского большое воздействие оказали христианское вероучение и личный духовный опыт.
Читать PDF
66.31 кб

Трактат свт. Амвросия Медиоланского «о Святом Духе»

Мацегора Максим Геннадьевич
В статье содержатся сведения о сочинении свт. Амвросия Медиоланского «О Святом Духе» («De Spiritu Sancto»), написанного по просьбе императора Грациана в 381 году.
Читать PDF
1.07 мб

Творения св. Амвросия Медиоланского и их хронология

Г. В. Прохоров
Читать PDF
818.86 кб

Творения св. Амвросия Медиоланского и их хронология

Г. В. Прохоров
Читать PDF
253.17 кб

Жизнь и литературные труды святителя Амвросия Медиоланского

Бородич Роман Андреевич
В статье представлено жизнеописание святителя Амвросия Медиоланского, анализируется его литературное наследие, показывается его влияние на государственную политику, что создало значимый прецедент в отношениях государства и Церкви.
Читать PDF
453.32 кб

ЮРИСТ И ЕПИСКОП СВЯТОЙ АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ И ЕГО НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ КОНЦЕПТ

Чучаев Александр Иванович
В очерке рассказывается о святом Амвросии Медиоланском, получившим юридическое образование и работавшем адвокатом, позднее ставшим епископом Медиолана (современный Милан).
Читать PDF
298.26 кб

СВЯТИТЕЛЬ АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ О ПАСХЕ В ПОСЛАНИИ «...ЕПИСКОПАМ, ПОСТАВЛЕННЫМ В ЭМИЛИИ»

Валерий Сергеевич Бирагов
В статье рассмотрено письмо святителя Амвросия Медиоланского «Господам братьям, возлюбленным епископам, поставленным в Эмилии»; выделены основные аспекты послания и его главная тема — богоучрежденность Пасхи и дня ее празднования.
Читать PDF
283.91 кб

Историко-богословский анализ трактата свт. Амвросия Медиоланского «De Spiritu Sancto» в контексте ст

Мацегора Максим Геннадьевич
В статье воссоздается исторический контекст, в котором был написан трактат свт. Амровия Медиоланского «О Св. Духе». Рассмотрены деятельность и труды авторов, повлиявших на это сочинение — Илария Пиктавийского, свт.
Читать PDF
479.75 кб

Гимн мученикам Гервасию и Протасию свят. Амвросия Медиоланского в контексте традиций почитания мучен

Ситарская Юлия Олеговна
В статье исследуется «мученический» гимн св. Амвросия Медиоланского в контексте христианской практики почитания мучеников в IV веке. Привлекаются данные исторической литургики, свидетельства современных св.
Читать PDF
744.06 кб

Речь перед защитой магистерской диссертации: «Нравственное учение св. Амвросия Медиоланского» (12 ию

В. Г. Прохоров
Читать PDF
283.58 кб

Перевод статьи профессора Поля Маттея «Взаимоотношения святителя Амвросия Медиоланского с императора

Игорь Анатольевич Иванов
В статье представлен обзор деятельности святителя Амвросия Медиоланского в связи с политическими перипетиями в Римской империи 383–388 гг.
Читать PDF
456.11 кб

Гимн апостолам Петру и Павлу свят. Амвросия Медиоланского и культ первоверховных апостолов в Риме и

Ситарская Юлия Олеговна
В статье анализируется гимн апостолам Петру и Павлу св. Амвросия в контексте традиций их почитания в Риме и в Милане. Путем исследования праздника первоверховных апостолов в Риме, анализа текста гимна св.
Читать PDF
549.17 кб

Гимн мц. Агнессе св. Амвросия Медиоланского в контексте христианского богословского учения о девстве

Ситарская Юлия Олеговна
В статье исследуется гимн св. Амвросия Медиоланского в сопоставлении с христианским богословским учением о девственной жизни. На основе анализа сочинений свв.
Читать PDF
638.87 кб

Тело и материя в «Плотиновых проповедях» Амвросия Медиоланского. Амвросий Медиоланский. О благе смер

Аристова Екатерина Павловна
Проповеди Амвросия Медиоланского «О благе смерти» и «Об Исааке, или о душе» называют «плотиновыми» из-за обилия скрытых цитат Плотина и общего настроения ненависти к телу.