АМАЛЬРИК ИЗ БЕНА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АМАЛЬРИК (Амори - Amaury) из Бена (близ Шартра)
ум. ок. 1206, Париж) - франц. мистик. Пантеистическое учение Амальрика, сохранившееся гл. о. благодаря работам его противника Жерсона, было разработано его последователями (амальриканами) в этическое учение, согласно которому добро и зло неотделимы друг от друга, ибо они исходят от Бога. Воскресение и Страшный суд являются выдумками. Собор 1210 в Париже и Латеранский 1215 осудили учение Амальрика, отвергавшего церковные постановления. Последователи его были приговорены к сожжению. Прах самого ученого было приказано вырыть и сжечь.

Источник: Философский энциклопедический словарь

АМАЛЬРИК ИЗ БЕНА (ум. 1206)

идеолог еретич. движения амальрикан, вольнодумец, преподаватель философии и теологии в Париж. ун-те. Идеи А. Б. известны из опровержений ортодокс, католич. теологов. А. Б. - пантеист: «Все в мире едино, ибо то, что существует, есть бог». Человек - частица бога. В отличие от христ. идеи равенства всех во грехе, А. Б. всех людей считал равными в уподоблении богу. Дух божий — в тех, кто» обладает знаниями. Невежество — ад, образованность - рай, загробного существования нет. Ересь А. Б. осуждена католич. церковью в 1204; в 1215 папа окончат, запретил ее разглашение.

Источник: Атеистический словарь

АМАЛЬРИК ИЗ БЕНА (ум. ок. 1206)

французский средневековый философ-мистик. В Парижском университете читал лекции по философии и богословию. Пантеистическое учение А. сохранилось в основном благодаря работам его оппонента Жерсона. В своих основаниях миропонимание А. может быть истолковано следующим образом: Вселенная — эманация Бога, составляющего сущность вещей; любой верующий призван ощущать себя как элемент тела Христова, в то время как Бог постоянно присутствует в открывающих себя ему; тех, кто пребывает в любви, не должно осуждать за грехи их. Душа, прикоснувшаяся к Богу благодаря истинной любви, утрачивает свою первозданную природу и соединяется с Ним, сама становясь Богом. Бог более не выступает для души чем-то внешним и не может быть поэтому ею любим и почитаем. Идеи А. были трансформированы его последователями (амальриканами) в этическое учение, согласно которому добро и зло неотделимы друг от друга, ибо они исходят от Бога. Воскресенье и Страшный суд поэтому являются выдумками. Парижский (1209) и Латеранский (1215) соборы осудили учение А. Последователи его были приговорены к сожжению. Прах самого А. было приказано вырыть и развеять в поле.
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь