ЗОРОАСТРИЗМ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Зороастризм
религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане и ряде других стран Ближнего и Среднего Востока. Названа но имени пророка Зороастра (Иран. Зара-туштра). Священный канон —«Авеста».

Источник: Человек и общество. Культурология

ЗОРОАСТРИЗМ
дуалистическая древнеиранская религия, создание к-рой приписывается пророку Заратуштре (Зороастру). 3. окончательно сформировался к 7 в. до н. э. Гл. в 3.— учение о постоянной борьбе в мире двух противоположных начал: добра, олицетворяемого светлым божеством Ахурамаздой (Ормузд), и зла, олицетворяемого темным божеством Анхра-Майнью (Ариман). 3. присущи эсхатологические идеи (Эсхатология) о конце мира, загробном воздаянии, последнем суде и воскресении мертвых, о рождении девой грядущего спасителя, оказавшие большое влияние на иудаизм и христианство. В настоящее время 3. существует в форме парсизма, в к-ром при сохранении прежних дуалистических идей развились представления о едином всемогущем боге. Священная книга 3.— Авеста.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЗОРОАСТРИЗМ
религия домусульманского периода, распространённая в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Сохранилась поныне у парсов в Индии и гебров в Иране. Название произошло от имени пророка Зороастра. Священная книга зороастризма называется «Авеста». В ней людям предписывается быть доброжелательными, умеренными в помыслах и страстях, готовыми жить в мире и дружбе, помогать ближнему. Основным принципом зороастризма является противопоставление двух «вечных начал» - добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса. Зороастризм проповедует веру в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества – Ахурамазды. Одной из главных этических идей является тезис о том, что истина и добро, равно как страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы. Главную роль в ритуалах зороастризма играет огонь (например, взгляд молящегося должен был быть устремлён на огонь).

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

ЗОРОАСТРИЗМ
(маздаизм) - учение пророка Зороастра (Заразуштры), зафиксированное в священной книге древних иранцев Авесте предположительно в VII - VI вв. до и. э. В основе философской системы зороастризма дуалистическая идея о постоянной и непримиримой борьбе царства света, добра и справедливости, которое олицетворяет светлый бог Агур-Мазда (греч. Ормузд), и царства тьмы, повелитель которого злой дух Ангра-Майнью (Ариман). Особо почиталась стихия огня как очищающая сила (огнепоклонники - другое название сторонников зороастризма). В мифологий зороастризма есть понятия рая, первородного греха с последующим наказанием человека - лишением его бессмертия, концепция зависимости судьбы человека (в том числе посмертной участи его души) от его поведения. В учении зороастризма есть идея конца мира, «страшного суда», пришествия мессии - спасителя человечества, который на рубеже нашей эры стал отождествляться с древнеарийским богом света Митрой (по учению зороастрийцев, посредником между Агуром-Маздой и людьми). Верующие в Митру причащались хлебом и вином, символизировавшими его тело и кровь, и отмечали день его рождения 25 декабря. Подобные совпадения не оставляют сомнения в том, что митраизм, широко распространенный в античном мире, сильно повлиял на формирование концепции христианства.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЗОРОАСТРИЗМ
древняя доисламская религия Ирана. сохранившаяся в отдельных районах этой страны, и даже в Индии, где последователей зороастризма называют парсами. Основана в У1 в. до н.э. иранским пророком и реформатором Зороастром (Заратуштрой). Зороастризм, совмещающий в себе монотеистические и дуалистические черты, оказал влияние на три мировые религии – иудаизм, христианство и ислам. В древности и раннем средневековье зооастризм был рапротранен в Центральной Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Сохранилась у парсов в Индии и гербов в Иране. Названа по имени Пророка Зороастра (иран. Заратуштра). Священный канон – «Авеста». Основные принципы З. противопоставление двух «вечных начал» – добра, олицетворяемого в образе верховного божества Мазды Агуры (Ахура мазды), и зла в лице злого Духа Ангра – Майнью (греч. Ариман), что значит "Дух – Противник". Борьба между ними составляет содержание мирового прогресса; вера в конечную победу добра, которая зависит от выбора человека, его активного участия в этой борьбе на стороне добра; отрицание сложной ритуальной символики, за исключением священного огня. С приходом ислама зороастрийцы подверглись гонениям; в 8-10 вв. часть их них осела в Индии, в районе Бомбея. Этих персидских эмигрантов называют парсами; парсы поддерживают связи с единственной зороастрийской общиной, оставшейся в Иране, – габрами. Отличительной чертой зороастрийского культа служит поклонение огню.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ЗОРОАСТРИЗМ (ПАРСИЗМ)
дуалистическая религия, сформировавшаяся на территории Древнего Ирана (Персии) - отсюда "парсизм" - в 7-6 вв. до н.э. на основе маздеизма. Основателем ее считается пророк Заратуштра (древнегреч. Зороастр, иран. Зардушт), которому приписывается авторство "Гат" - самой древней части священной книги 3. и маздеизма - Авесты. Главное в 3. - учение о постоянной борьбе в мире двух противоположных начал: добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Положительные начала олицетворяет светлое божество Ахурамазда, отрицательные - темное божество Анхра-Майнью - сыновья "Бесконечного времени" - бога Эрвана. 3. признает человека личностью, способной своей активностью влиять на торжество мировой справедливости. 3. присуще эсхатологическое учение о конце мира, о посмертном воздаянии сторонникам Ахурамазды, о страшном суде над его противниками, о воскресении мертвых, о рождении девой грядущего спасителя. Приверженцы 3. в обрядах почитают 4 элемента Вселенной: воду, огонь, землю, воздух. До наших дней сохранился специфический обряд погребения: трупы размещают на нескольких ярусах т. наз. "башни молчания" - дакмы, где их поедают птицы, после чего оставшиеся очищенные кости ссыпаются в глубокий колодец в центре башни. Этим самым "нечистый" труп не соприкасается с "чистыми" стихиями. В храмах 3. горит вечный огонь. 3. оказал большое влияние на манихейство, митраизм, иудаизм и христианство. В настоящее время 3. сохраняется в форме парсизма, в котором наряду с дуалистической идеей развились и представления о едином всемогущем Боге.
А.А. Круглов

Источник: Новейший философский словарь

Зороастризм
(парсизм) религия, возникшая на территории Древнего Ирана (Персии отсюда парсизм). В основе зороастризма лежит комплекс древнейших индо-иранских представлений о мире, сложившийся в период Ахеменидов (6–4 вв. до н. э.) в религию раннеклассового об-ва маздеизм, реформированную пророком Заратуштрой (др. — греч. Зороастр). Историчность личности Заратуштры в наст. вр. в науке не подвергается сомнению. Ему приписывается авторство Гат самой древней части св. книги Зороастризма и маздеизма Авесты, письменно зафиксированной не ранее 3 в. Большая часть из 21 книги Авесты не сохранилась; в 4–6 вв. она редактировалась и кодифицировалась, снабжалась комментариями Зенд. Осн. идея 3. зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Проповедь Заратуштры обращалась к личности и предполагала свободную волю и выбор человеком места в предельно остром противостоянии сил добра и зла, когда поступки человека определяли его судьбу и в этом, и в загробном мире. Человек должен верить в благое божество, молиться ему, бороться с силами зла; от него требовались добрая мысль, доброе слово, доброе деяние, а также чистота: ритуальная, помыслов, бытовая и т. д. Добром считались в первую очередь производительный труд (особенно земледельческий), благотворительность, рождение и воспитание потомства. Для обрядовой практики 3. характерно почитание 4 элементов Вселенной воды, огня, земли, воздуха. В храмах горит вечный огонь. В совр. мире последователей 3. насчитывается не более 130 тыс., в осн. в Индии, Иране, Пакистане, ШриЛанке и в англосаксонских странах. В общине происходят реформационные процессы, размывается ее конфессиональный характер, выросла роль астрологии. В наст. вр. последователи 3. появились и в Российской Федерации зороастрийская община Санкт-Петербурга и зерванозороастрийская община «Белая гора» в Москве.

Источник: Религии народов современной России

ЗОРОАСТРИЗМ
парсизм - религия, возникшая, по-видимому, в Ср. Азии и распространившаяся в Иране ок. нач. I тысячелетия до н. э.
3. получил свое наименование от имени полумифич. «пророка» Заратуштры (Зороастра), к-рый считается его основателем (второе название - парсизм - происходит от этнич. названия «парсы», т. е. персы). Учение 3. изложено в Зенд-Авесте (ср.-перс - «текст с комментарием»), представляющей собой сложное произведение, создававшееся на протяжении ряда веков. В древнейших частях этой книги - «Гатах» - сильно чувствуется влияние традиций первобытнообщинного строя, проявляющееся, в частности, в прославлении труда. Осн. чертой 3. является религ. дуализм - признаются два божеств, начала: добрый бог Ахурамазда (Мазда, Ормузд) и злой бог Анхра-Майнью (Ариман), к-рые ведут непрерывную борьбу друг с другом. Ахурамазда признается покровителем земледелия, оседлой жизни, домашних животных, особенно коров и собак, а Анхра-Майнью - помощником Воинств. кочевников в их набегах на земледельцев, покровителем хищных животных. Почитателям Ахурамазды вменяются в обязанность обработка земли и истребление дикой фауны (напр., змей, муравьев). По учению 3., в будущем должно наступить торжество Ахурамазды над Анхра-Майнью и объединение всего человечества, к-рое обретет единый язык и общее гос. управление. Особое значение в культе 3. придается огню. Как «очищающей силе» ему воздвигались алтари, а позже и храмы. 3. запрещает погребение и сожжение трупов (ибо это означало бы «осквернение» земли и огня) и предписывает выбрасывать тела умерших на высокие горы на съедение хищным зверям и птицам. Признавая существование бессмертной души, 3. в награду за «праведность» обещает загробное блаженство. Страж «загробного мира» Сраоша, как учит 3., отделяет «праведников» от «грешников», пропуская одних по узкому мосту в царство блаженных, а других направляя в ад для их «очищения» огнем. Религ. культ в 3. отправлялся многочисл. жречеством. На протяжении веков, в зависимости от изменявшихся социальных условий, 3. менял свое содержание. В царствах парфянских Аршакидов и Сасанидов он стал гос. религией. Здесь в значит. мере исчезала разница между 3. и маздеизмом. 3. был опорой рабовладельч. строя и деспотич. царской власти. С сер. VII в. н. э., когда в Иране после арабского завоевания господств. религией стал ислам, зороастрийцы подвергались гонениям и истреблению. Их остатки после долгих скитаний нашли убежище гл. о. в Индии. В наст. вр. в Бомбее и его окрестностях имеется община парсов, соблюдающих обряды 3. и чтящих Зенд-Авесту. У них сохраняется запрет погребения трупов: тела умерших выносятся на кровлю «башен молчания», где их расклевывают коршуны. В тювр. 3., наряду с культом огня, мелочной религ. регламентацией, офиц. проповедью «добрых мыслей, слов и дел», получает освящение материальное благополучие как реальная цель жизни. Парсы в Индии заняты преимущественно торговлей; из их среды вышел ряд капиталистов-монополистов. В Иране, где 3. всячески преследуется, его немногочисл. сторонники, гебры, принадлежат к низшим слоям населения.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Зороастризм
(Zoroastrianism).
Peлигия, возникшая в Иране в VI в. до н.э. Основателем ее традиционно считается Зороастр (Заратустра), родившийся в Иранеза "258летдорожденияАлександра". Датой рождения Зороастра называют также 6000г. до н.э., 1400г. до н.э., 1000 г. до н.э., однако Херцфельд принимает традиционную дату, в целом получившую подтверждение (Херцфельд: от 570 до 500 г. до н.э; Джексон: от 660 до 583 г. до н.э.). Т.о., Зороастр был современником других великих религиозных вождей, в т.ч. Будды, Конфуция, ЛаоЦзы и нескольких еврейских пророков. Вряд ли можно отрицать, что он использовал ведические материалы, почерпнутые из раннего индуизма; весьма вероятно, что он был политеистом, подобно Дарию, Ксерксу и другим историческим лицам, крые, возможно, были зороастрийцами (по крайней мере, относящиеся к ним надписи воздают хвалу Ахурамазде). Однако Зороастр выступал против лжи и жестокости в религии и следовал принципу "еели боги творят чтото постыдное, то они не боги". Соответственно, он прославляет Ахурамазду ("мудрого Господа", а не " Господа света", как это имя часто переводят), считая его высшим среди богов и духов, и рассматривает мир как арену вековой битвы между Ахурамаздой и АнгроМайньей (АнхраМайньей, Ариманом, "духом зла"); оба появились на свет в незапамятные времена, независимо друг от друга. Отсюда зороастризм определяют как "дуалистическую религию", однако этот дуализм носит ограниченный характер. Зороастр призывает людей вступить в битву на стороне Ахурамазды; девиз его религии "добрые мысли, добрые дела, добрые поступки ". Однако конечная победа Ахурамазды достигается не благодаря помощи человека, ас пришествием мессии, Саошйанта. Продолжаться битва должна 6 тыс. лет (к моменту рождения Зороастра 3 тыс. лет уже прошло), после чего последует воскрешение мертвых и суд над людьми. Многие детали зороастризма имеют позднее происхождение, относясь к постхристианской и даже постмусульманской эпохе, и ученые разделились во мнениях о том, что именно воеходит собственно к учению Зороастра.
Представления о воскресении, ангелах, Сатане и Мессии появляются в поздних частях ВЗ и даже в межзаветный период, в эпоху раннего иудаизма, и некрые исследователи связывают это с влиянием, оказанным зороастризмом на евреев в годы Вавилонского пленения. Мултон подверг эту концепцию детальному анализу и пришел к выводу, что она "не обоснована". С обнаружением свитков Мертвого моря споры возобновились; признано несомненным явное "зороастрийское" влияние на кумранскую литературу. Наиболее впечатляющие параллели обнаруживаются между иудейскохристианской эсхатологией и поздними концепциями зороастризма. С другой стороны, мы не очень погрешим против учения о богодухновенности Библии, если признаем, что Бог мог использовать зороастризм в качестве инструмента, пробуждающего иудейское сознание, как использовал Он эллинизм, чтобы подготовить людей к христианскому откровению(свидетельству Савла Тарсянина). Волхвы (" мудрецы ") из рассказов о Рождестве могли быть зороастрийскими жрецами.
W.S. LAS0R(nep. Ю.Т.) Библиография: J.H. Moulton,#DB; A.V. W. Jackson,Jewish Encyclopedia; ?. Herzfeld, Zoroasterand His World, 2 vols.; R. P. Masani,The Religion of the Good Life, Zoroastrianism; J.J. Modi,The Religinus Ceremonies and Customs of the Parsees; M. Boyce,"Zoroastrianism", inHistoria Religionum, ed. C.J. Bleeker and G. Widengren.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ЗОРОАСТРИЗМ
религиозное учение, распространившееся в 1-м тысячелетии до н. э. на северо-востоке Ирана и в сопредельных областях Афганистана и Средней Азии. Приверженцы зороастризма именуются в различных текстах также маздаяснийцами, парсами, огнепоклонниками; мусульмане дали им уничижительное прозвище «гебры». Название «зороастризм» связано с именем легендарного основоположника религии — Зардушта (иначе Заратуштра, Заратустра; греч. — Зороастр). Полагают, что он был реальным историческим лицом и жил не позднее 7 в. до н. э. Древность возникновения и позднейшие гонения на приверженцев зороастризма привели к утрате многих его текстов. Сегодняшние исследователи опираются, в основном, на наиболее известный сборник молитв, преданий и поучений — Аеесту, записанный в 4—6 вв. За время своего существования зороастризм впитал космогонические представления, существовавшие среди иранских племен еще в эпоху индоарийской общности и в свою очередь способствовал возникновению новых идейных и религиозных систем: митраизма, манихейства, а также движения маздакитов. Зороастризм серьезно повлиял на раннее христианство И ислам, на верования курдов и народов Кавказа.
В основе его вероучения лежит представление о «Мудром господе» — Боге-творце Ахура-Мазде (отсюда — «маздаяснийцы»), создавшем все благое и полезное: свет, тепло, землю, животных, людей и растении. Цель жизни благочестивого зороастрийца — помогать «Мудрому господу», защищать и приумножать его творения: поддерживать огонь, разводить скот, обрабатывать землю, заниматься строительством, ремеслом и торговлей; растить детей. Соперником Ахура-Мазды (иначе: Ормузд, Хормузд) выступает дух зла Анхра-Майнью (иначе: Ахриман), создавший холод, смерть, вражду, вредных животных и насекомых и т. п. Зороастрийцы считают себя обязанными бороться с ними, чтобы удостоиться посмертной награды.
Силы природы, стихии и положительные качества персонифицировались в роли сподвижников Ахура-Мазды или его проявлений — «Бессмертных святых» («Амеша Спента»): Boxy Мана — «Добрая мысль», Аша Вахишта — «Лучшая правда», Хшатра Варья — «Избранная власть», Спента Армаити — «Благочестие», Амеретат — «Бессмертие» и Хаурватат — «Целостность». В зороастризме сохранилось понятие «Высшей правды» (существовавшее еще у индоарийских племен) — Арты, подразумевающей чистоту человеческих помыслов и благородство поступков, «правильный образ действий». Правда противопоставлялась лжи, извращенности— Друдж, неотъемлемому качеству Анхра-Майнью.
Чуждый идолопоклонству, зороастризм сохранил в ритуалах культ огня как воплощения доброго начала, символа Арты. Особым образом зажженный огонь поддерживался в зороастрийских храмах столетиями, что породило еще одно название — «огнепоклонники».
Представления о душе и посмертном существовании отразились в сказании о праведном Вирафе («Арда-Вираф-нама»), описывающем путешествие зороастрийского священнослужителя по загробному миру: возле «горы справедливости» есть мост Чинват, по которому переходят в рай только праведники, а грешники падают с моста в бездну
Зороастрийское жречество (маги, мобеды) было наследственным и пользовалось большим влиянием. Зороастрийцы не признают постов и смешанных браков, бытовые ограничения в их среде очень строги. После того, как Иран был завоеван арабами, начался постепенный переход населения в ислам.
К 12—13 вв. зороастрийское духовенство окончательно утратило былую власть, и часть его вместе с наиболее активными приверженцами переселилась в Северную Индию, где получила название «парсы» (т. е. «выходцы из Фарса» — центральной иранской провинции).
Немногочисленные зороастрийские общины существуют и в наши дни в Йезде, Кермане, Бомбее, Карачи и некоторых других городах. Они сохранили свои обычаи и культуру. С перевода их богослужебных книг в 18 в. началось систематическое изучение персидской доисламской литературы и языка эпохи Сасанидских царей (224—650), при которых зороастризм был государственной религией Ирана.
И. К. Петрова

Источник: Новая философская энциклопедия

ЗОРОАСТРИЗМ
религия, основанная древнеиранским пророком Заратуштрой (в греч. переводе - Зороастром, по имени которого и названо вероучение); известна также под названием "маздаизм" - по имени верховного божества Ахурамазды. История упоминает о Зороастре впервые при царе Дарий Гистаспе (в конце VI и в начале V в. до н. э.), который превратил 3. в государственную религию Персии. По мнению греческих и римских историков, Зороастр был родом из Бактрии, другие писатели считают его уроженцем Персии, а некоторые современные археологи полагают, что он родился на Южном Урале, и датируют его откровение рубежом II - I тыс. до н. э. О Зороастре сложено много легенд, однако мало что точно известно о его реальной жизни. Отмечают сходство в жизни Зороастра и Будды Шакьямуни: оба были царского рода, оба с ранних лет проявляли необычайные способности, оба с тридцатилетнего возраста начали свою проповедническую деятельность. С буддистской легендой об искушении Будды злым духом Марой имеет сходство история искушения Зороастра злыми демонами.
Изречения Зороастра, так называемые Гаты ("Песни"), общим числом 17 (всего около 900 строк) входят в литургию 3. - Ясна ("Поклонение") и составляют самую почитаемую часть священной книги 3. - Авесты. В своих проповедях Зороастр призывал перестать верить во множество богов и начать поклоняться единственному богу добра с присущим ему Святым Духом - Ахурамазде ("Господу Мудрости"), которому противостоит Ангро-Майнью (Ариман, Злой Дух). Для 3. характерен дуализм добра и зла, света и тьмы, двух вечных полюсов "Есть два духа первичных, два близнеца, враждою славных... Когда эти два духа впервые сошлись, то создали бытие и не-бытие, и в самом конце худшее бытие будет для лживых, а праведному - лучшая обитель. Из двух этих духов выбрал лживый худшие дела, но Истину, одетую в крепчайшую твердь, выбрали Дух Святейший и те, кто ублаготворяет Ахурамазду истинными поступками..." (Ясна, 30. 3 - 5).
Ахурамазду, творца всех благ, окружают семь амшаспандов (добрые гении, .помогающие людям). Особо почитался у персов небесный огонь, спустившийся на вершины гор, а также любой другой огонь. Помимо множества служебных духов добра Ахурамазда создал также могучего Митру, посредника между ним и людьми. Добрые духи обитают в жилище вечного света. Напротив, в аду - обители злых духов - стоит вечная и густая тьма. Ад находится внутри земли, куда проделал отверстие Ангро-Майнью. Из ада выходят демоны и сеют на земле зло и несчастье. До прихода Зороастра демоны свободно бродили по земле, однако после обнародования его учения они скрываются, бегут, когда люди их преследуют. Ангро-Майнью, разрушитель единства и гармонии вселенной, существует от века, но со временем будет побежден и навсегда исчезнет. На стороне Ангро-Майнью злые духи и гении - дэвы и пэри.
До сотворения видимого мира добро и зло вечно враждовали, но в открытую борьбу вступили тогда, когда злой дух увидел свет и захотел его уничтожить. С того момента начинается история их борьбы. Первый период истории - "Творение": Ахурамазда заключил с АнгроМайнью перемирие на 9 тыс. лет и стал создавать видимый мир, чтобы с его помощью сломить противника. Мир был создан за один год в такой последовательности: духи, небо, земля, воды, растения, животные, человек. Существование земли рассчитано на 12 тыс. лет. Второй период - "Смешение": АнгроМайнью напал на силы добра, начал разрушать благое дело Ахуры: в его власти - пустынные, бесплодные места, поросшие колючей травой, вредные насекомые, ядовитые растения - вот его создания. Добро и зло смешались на земле и в человеке. По учению Зороастра, человек имеет свободную волю и может выбирать между добром и злом, содействовать победе добра, а разбойники, лжецы, преступники - это полудэвы, воинство злых духов. Третий период - "Разделение": окончательное торжество добра над злом, обновление мира, воскрешение мертвых в день Суда, низвержение Ангро-Майнью в ад и его гибель там. Разделению добра и зла будут способствовать три поочередно посылаемых на землю Ахурой великих пророка-спасителя.
После смерти Зороастра земля преисполнится злом (по одной версии, Заратуштра погиб от молнии в возрасте 77 лет, по другой версии - был убит ударом кинжала в спину туранским воином во время своей молитвы), поэтому понадобится новый пророк, подвигающий людей на путь добра. Расстояния между пророками - тысяча лет. Перед днем Суда в мир придет самый великий пророк Сошиос (Избавитель), и тогда все познают истинную веру. Основными орудиями человека в борьбе со злом являются "добрая мысль", "доброе слово", "доброе деяние". В будущем человечество объединится, у него будет общее государственное управление и единый язык.
Символ 3. - котел огня. По преданию, Ахурамазда дал Зороастру символ огня-света: огонь сжигает всякое зло и при этом не загрязняется. С тех пор в храмах парсов (т. е. персов, эмигрировавших в Индию и исповедующих 3.) никогда не угасает священный огонь. Видимый огонь в котле - всего лишь знак первозданного огня как силы проявления всякой сущности (поэтому не точно называть парсов "огнепоклонниками"). Видимый огонь подобен короне невидимого короля. Храмовый котел с огнем достигает трех футов в диаметре и в высоту - четыре фута. В предписанные часы пять раз в день священники кладут топливо в котел. Предложить для этой цели драгоценное сандаловое дерево - особая заслуга верующего. Зола из сосуда раздается верующим, и они прикладывают ее ко лбу. Нередко Ахурамазду изображают в виде старика в шапке, с бородой и крыльями. Землю и огонь запрещается "осквернять" трупами; тела умерших не погребают и не сжигают, а доставляют на высокие горы, где их поедают звери и птицы. Душа умершего отправляется в загробный мир, где Сраоша, страж этого мира, отделяет праведников от грешников и направляет одних в парадиз (рай), а других - в ад, где их "очищают" огнем.
За три тысячелетия своей истории 3. существенно менялся. Вначале у пастухов-ариев не было храмов, они молились под открытым небом, перед огнем домашнего очага. Став в царствах парфянских Аршакидов и Сасанидов государственной религией, 3. поощрял строительство грандиозных храмов, возникло многочисленное духовенство. В период своего владычества 3. оказывал большое влияние на другие религии, но и сам у них кое-что заимствовал. От 3. идут идеи, высказанные Зороастром, об окончательном суде над каждым человеком, о рае и аде, о посмертном воздаянии и наказании, о будущем воскресении из мертвых, о пришествии Спасителя, о будущей вечной жизни вновь соединившихся души и тела. 3. учит, что спасение каждого человека зависит от всех его мыслей, слов и дел; в день Суда человек несет ответственность не только за свою душу, но и за весь мир. 3. двояко воздействовал на раннее христианство - через иудаизм и прямо. Иудеи подпали под влияние древнеиранской религии после освобождения их из вавилонского плена царем Киром (V в. до н. э.). Те, кто оказались более приверженными иранским представлениям и обычаям, получили наименование "фарисеи" (букв. "персидствующие"; фарси - персидский язык). В Евангелии от Матфея рассказывается о трех волхвах (царях-магах), принесших типично зороастрийские приношения-дары новорожденному Христу. (В античных источниках самого Зороастра изображают мудрецом-астрологом и звездочетом.)
После завоевания Ирана и Средней Азии в VII - VIII вв. арабами 3. был почти вытеснен исламом. Персы, не пожелавшие исповедовать ислам, бежали в Индию, где их потомки (парсы) до сих пор именуют себя "почитающими Мазду", а иноверцев - поклоняющимися "даэве" (демонам, лжебогам). В Иране, где 3. преследуется, его немногочисленные сторонники, гебры, принадлежат к низшим слоям населения. О "Зенд-Авесте" (букв. "текст с комментариями") в Европе узнали от парсов из Бомбея. До нашего времени дошли следующие части Авесты: Ясна, Висперед, Видевдат и Яшты.
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

ЗОРОАСТРИЗМ
древняя религия иранских народов, названная по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра). По имени верховного божества Ахурамазды З. называется также маздеизмом. Возникнув в первые века 1-го тысячелетия до н.э., З. был распространен на территории Ср. Азии, Ирана, Азербайджана, Афганистана и др. стран. В наст. время исповедуется в Индии парсами, а в Иране (в Кермане и Йезде) – немногочисл. общинами. З. и связанные с ним религ.-филос. системы оказали значит. влияние на развитие иудаизма, раннего христианства, а также на нек-рые положения др.-греч. философии, гностицизма; ряд религ. движений 1-го тысячелетия н.э. – манихейство, маздакизм и др. – имел исходным пунктом идеи, развиваемые в З. Гл. письм. памятник З. – Авеста. Для религ. филос. системы З. наиболее характерен дуализм, выражающийся в противопоставлении двух вечных абстрактных начал – добра (света) и зла (тьмы). З., или маздеизм, вырос из древнеиранских мифологич. и религ. представлений, подвергнув их коренному изменению. В индо-иранский период различались два типа богов: дайва – древние антропоморфные натура-листич. боги, и асура (букв, "господин", "владыка", иран. ахура) – боги, обладавшие особой властью морального порядка. В древнеиндийской традиции (уже в поздних гимнах Ригведы) асуры рассматриваются как враждебные человеку; позднее этот термин применяется лишь к злым духам, а собственно богами остаются лишь дайва, дэвы. В маздеизме дэвы становятся враждебными человеку богами, демонами; в их числе Авеста называет таких, к-рые являются гл. богами древних индийцев (Индра и др.). Верховным божеством З. является Ахурамазда ("Мудрый владыка"). Все осн. функции божеств. власти связаны, по существу, лишь с ним; он создает небо, землю, человека, дарует власть царю и т.д. Тот, кто следует по праведному пути, получает помощь со стороны Ахурамазды, счастливую жизнь и приобщение к арте по смерти. Дуализм др.-перс. религии выражен в ряде представлений и понятий. Ахурамазда ассоциируется с одним из осн. индо-иранских религ. понятий – "арта", т.е. правдивость, праведность, справедливый порядок, воплощение правды. В др.-перс. надписях, как и в Авесте, в противовес "арта", в соответствии с системой др.-иран. этич. дуализма употребляется термин "друдж" – "ложь", воплощение несправедливости, всего неправедного, морально нечистого. Др.-перс. религия, в к-рой ярко выражено юридич. начало, тесно связана с укреплением царской и гос. власти. Ранний маздеизм сопутствовал процессу перехода от родоплеменных объединений к созданию крупных гос. образований. Сторонники маздеизма вели упорную борьбу со старой племенной религией дэвов. В период существования больших иранских государств маздеизм постепенно отождествляется с З. Религиозная система З. характеризуется сочетанием культа высшего, благого начала с признанием дуализма. В то время как во главе сил добра стоят Ахурамазда (позднее Ормузд) и его дух Спанта-Майнью, силы зла возглавляет враждебное божество, дух-разрушитель Анхра-Майнью (позднее Ариман). Оба духа обладают творческой способностью. Мировой процесс состоит в борьбе двух начал – добра и зла, к-рая проявляется не только в умств. и духовной деятельности, но также в материальных вещах этого мира. Веществ. мир, являющийся ареной борьбы сил добра и зла, был первоначально создан в своей благой части добрым началом с целью победы над злом. На это злой дух ответил контртворением, создав смерть, болезнь, зиму, иссушающий зной и т.д. Человек в З. обладает свободой выбора: он может встать на любую сторону в борьбе добра и зла. Согласно оптимистич. учению З., совместное усилие приверженцев истинной веры приведет к конечной победе сил добра. Обязанностью человека по отношению к доброму началу, а также средством достижения индивидуального спасения являются не столько обряды, молитвы и жертвоприношения, сколько справедливый образ жизни, предписанный истинной верой. Осн. орудиями человека в борьбе со злом являются "добрая мысль", "доброе слово", "доброе деяние". В практич. деятельности человека особое значение придается умножению благого материального бытия, созданного благим началом для человека. В гатах это – разведение скота и содействие произрастанию лугов, в "младшей" Авесте – гл. обр. земледелие, ирригац. работы, у совр. парсов – различные виды деятельности (вплоть до капиталистич. предпринимательства), ведущие к увеличению собственности и изобилия. Согласно одному из текстов Авесты (Вендидад III, 30–32), возделывание хлеба наносит ущерб злому началу и продвигает вперед дело добра в такой же мере, как прочтение 10 000 молитв Ясны. З. всегда был чужд аскетизму. "Ни один из тех, кто не ест, не способен к усердному занятию делами праведности, сельским хозяйством, произведением сыновей. Ведь благодаря пище живет весь телесный мир, от голодания он теряет жизнь" (там же, III, 33). З. отвергал кровавые жертвоприношения, признавая лишь почитание огня, рассматривавшегося как выражение божеств. справедливости, арты. З. предвещал скорый приход нового мира, знаменующего собой триумф сил добра. Учение о ходе мирового процесса и эсхатология получили новое развитие в позднейшем З. Его развитие характеризуется приближением к народном верованиям и обрядам, большей конкретностью понятий и образов. Он включает в себя культ ряда старых богов, мифологич. персонажи и древние обряды, напр. возлияние опьяняющего напитка хаомы (индийское – сома). В среднеперс. лит-ре отражено дальнейшее развитие идей З., причем нек-рые из них определенно восходят к древним иран. представлениям. В их числе – концепция о предсуществовании вещей: в стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что было создано позднее на Земле (быка, человека, светил и т. д.). Это состояние носит название "менок", "невидимый", букв. "духовный". Развитие мирового процесса разделено на 4 периода по 3 000 лет в каждом. В конце последнего периода появится спаситель, к-рый осуществит окончат. победу добра над злом. При Сасанидах (3–7 вв. н.э.) З., окончательно оформившись в качестве гос. религии, становится воинств. догматич. учением, активно способствовавшим закабалению иран. крестьянства и эксплуатации покоренных народов. После завоевания Ирана арабами З. утратил свое положение гос. религии, но еще в течение двух-трех веков продолжал играть значит. роль. В период проникновения в Иран христианства, а затем ислама в З. отмечается стремление принизить роль злого духа и утвердить монотеистич. начало, но в основном старая концепция была сохранена. Парсы признают, по существу, лишь благого бога Ормузда, Ариман же мыслится лишь как символ, обозначая дурные тенденции в человеке. Источники: Авеста–Avesta. Die heiligen B?cher der Parsen, ?bers, von F. Wolff, В., 1924; Древнеперсидские надписи – Kent R.G., Old Persian. Grammar. Texts. Lexicon, New Haven, 1950; Средне-персидская зороастрийская литература – см. Pahlavi texts, transl, by ?. W. West, [v. 1–5], в серии: "Sacred books of the East", v. V, XVIII, XXIV, XXXVII, XLVII, Oxf., 1880–1897; Собрание сведений античных авторов о др. иранской религии – см. Fontes historiae religionum. Ed. С. Clemen, Fasc. 1 – Fontes historiae religionis Persicae, Bonn, 1920; Fox W. S. and Pemberton R. E. K., Passages in Greek and Latin literature relating to Zoroaster and Zoroastrianism, Bombay, 1928; Benveniste E., The persian religion according to the chief Greek texts, P., 1929. Лит.: Струве В. В., Родина Зороастризма, "Сов. востоковедение", 1948, т. 5, с. 5–34; Абаев В. И., Скифский быт и реформа Зороастра, "Arch. Orient?ln?", 1956, ro?. 24, t. 1, ?. 23–56; Дьяконов И. M., История Мидии от древнейших времен до конца IV века до н.э., М.–Л., 1956; Брагинский И., Из истории таджикской народной поэзии, М., 1956, с. 174–207; Nуberg H. S., Die Religionen des alten Iran, Lpz., 1938; Bailey H. W., Zoroastrian problems in the ninth-century books. Ratanbai Katrak lectures, Oxf., 1943; Dum?zil G., Naissance d´archanges. Essai sur la formation de la th?ologie zoroastrienne, 4 ?d., [P., 1945]; Duchesne-Guillemin J., Ormazd et Ahriman, P., 1953; ?aehner R. C, The teachings of the magi, L., [1956]. См. также лит. при ст. Заратуштра и Авеста. Э. Грантовский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЗОРОАСТРИЗМ

13.1. Дозороастрийский период. Религия Ирана до реформы Заратуштры не поддается однозначному толкованию. Наряду с присущими только ей оригинальными чертами, она имеет много общего с ведическим культом в Индии: например, жертвоприношение (яз, ср. санскр. яджна) животных божеству по имени Геуш-Урван («Душа быка») или использование галлюциногенного напитка хаома (санскр. сома). Божества разделялись на две категории: ахуры («владыки»; ср. санскр. асуры) и дэвы («боги»; санскр. дева), причем все они воспринимались в позитивном плане.
Эта религия соответствовала обществу, где доминировала военная аристократия со своими союзами, практикующими инициацию и свирепые обряды, кульминацией которых было состояние «бешенства» (айшма). В центре этого культа находились жертвоприношения животных, в частности, быка (гав), и употребление хаомы (упомянута в Ясне, 48.10, 32.14, как напиток из мочи, излитой после принятия наркотического препарата).
13.2. Заратуштра. Весьма трудно определить точное время реформы Заратуштры (греческий Зороастр). Судя по всему, реформатор жил в восточном Иране около 1000 г. до н.э. Самобытное учение Заратуштры в нескольких пунктах противостояло прежней религиозной практике: осудив кровавые жертвоприношения и использование хаомы, он предложил также радикальное изменение божественного пантеона, который стал теперь монотеистическим и дуалистическим. Эту новую религию, впоследствии претерпевшую значительную эволюцию, принято называть зороастризмом.
13.3. Древний зороастризм.
13.3.1. Зороастрийские священные тексты были записаны в период с IV по VI вв. н.э. и состоят из нескольких напластований. Авеста включает в себя следующие разделы: Ясна (Книга ритуала), Яшты (Книга гимнов), Вендидад31 (Кодекс против дэвов), Висперад (Книга обо всех высших существах), Нийайишн и Гах (Молитвы), Хорд или Младшая Авеста (Ежедневные молитвы), Хадохт Наск (Книга Писаний), Аокмаэга (Мы принимаем) с описанием потустороннего мира и Нирангистан (Правила культа). Считается, что древнейшая часть Ясны — Гаты (Песнопения) — восходит к самому Заратуштре.
Не уступают по значению авестийским источникам тексты, созданные большей частью в IX в. на пехлеви (среднеперсидском языке): Зенд (Толкование Авесты), Бундахишн (зороастрийская Книга Бытия)32, Денкарт (Деяние веры), Сборник жреца Затспрама, Датистан-и-Диник жреца Манушчехра, назидательное сочинение Датистан-и Менок-и Храт, апологетический труд Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех сомнений) и Книга (Намак) Арда Вирафа — жреца, побывавшего в загробном мире. Позднейшие зороастрийские тексты написаны на персидском, гуджарати, санскрите и даже английском.
Имеются многочисленные памятники с изображениями иранских божеств и надписи — начиная от династии Ахеменидов (Дарий I, 522–486; Ксеркс, 486–465; Артаксеркс II, 402–359 гг. до н.э.) и кончая эпохой Сасанидов (Шапур I, 241–272 и Нарсе, 292–302 гг. н.э.). Не будучи сугубо религиозными, они помогают пролить некоторый свет на статус и особенности религии этих различных периодов. Более важными являются надписи Великого Жреца (мобед) Картира, которые относятся к началу сасанидской эпохи.
Греки, христиане и арабы также оставили ценные сведения о зороастризме периода между V в. до н.э. и X в. н.э.
13.3.2. Зороастрийская реформа, как мы уже сказали, была направлена против оргиастических культов, доминировавших в мужских военных союзах. Мы имеем дело с пуританской реформой нравов, отчасти похожей на орфическую революцию в древней Греции, целью которой было покончить с каннибальскими оргиями во славу Диониса. В чисто религиозном плане самым поразительным новшеством Заратуштры является система, создавшая оригинальный синтез монотеизма и дуализма. Нужно сразу оговориться, что проблема теодицеи во всех религиях осмысляется в сходных терминах и дуализм является лишь одним из возможных решений. В зороастризме самым интересной представляется концепция свободы воли в ее рудиментарной форме, которая не позволяет устранить логическое противоречие: в самом деле, верховное божество Ахурамазда выступает в качестве творца всех противоборствующих сил (Ясна, 4.3–5), но его сыновьям-близнецам, Спента Майнью (Дух святости) и Ангро-Майнью (Дух зла) приходится делать выбор между истиной (аша) и ложью (друг или друдж), которые проявляются в добрых или дурных мыслях, словах и делах. Совершенно очевидно, что Ахурамазда признается творцом зла дважды, поскольку именно он создал друдж, определивший выбор его сына Ангро-Майнью. С другой стороны, подобный этический дуализм приобретает теологические, космологические и антропологические черты.
В период индоиранской общности, а также в дозороастрийскую эпоху, дэвы (санкср. дева) и ахуры (санскр. асуры) были божествами. В зороастризме они претерпевают эволюцию прямо противоположную той, что осуществилась в Индии: ахуры становятся богами и выбирают аша, дэвы становятся демонами и выбирают друдж.
Функцию посредников между Духом святости и человечеством, стоящим перед вечной проблемой нравственного выбора, исполняют семь или шесть Амеша Спента («Бессмертные святые»): Воху Мана (Благая мысль), Аша Вахишта (Наилучший распорядок), Хшатра Варья (Прочная власть), Спента Армайти (Святое благочестие), Хаурватат (Целостность) и Амертат (Бессмертие). Семь Бессмертных святых являются как добродетельными спутниками Ахурамазды, так и атрибутами смертных, следующим путем истины — аша. Подвижник истины (ашаван), достигший особого состояния, которое называется мага, может попасть в число Бессмертных святых и слиться воедино с Духом святости.
13.3.3. Жреческий синтез. Восточные авестийские жрецы атраваны (ср. санскр. атхарваны), а вслед за ними западные (мидийские) жрецы-маги переосмыслили пуританское учение Заратуштры, вследствие чего дозоастрийские обряды вновь обрели силу и были включены в систему, получившую отныне статус канонической. В жреческий синтез вошло все древнее наследие. Жрецы реабилитировали даже обычай кровавых жертвоприношений и использование галлюциногенного напитка хаома. Амеша Спента, которые были всего лишь атрибутами Ахурамазды и одновременно ашавана, превратились в язатов или полноценных божеств. Такие древние боги, как Митра, были включены в пантеон, а другие — например, Индра — стали демонами. Возможно, именно благодаря этому синтезу в маздеизме появились упомянутые в авестийских Яштах Ардвисура Анахита и Мифра: эти боги, получившие очень важное значение в эпоху Ахеменидов, восходят к переосмысленным индоиранским божествам — Митре и богине, которую индусы называли (под влиянием ближневосточной богини) Сарасвати. В маздеистском пантеоне Мифра возглавляет триаду, куда входят также Сраоша и Рашну — все вместе они судят душу после смерти. Другими язатами (божествами) являются владыка побед Веретрагна, владыка ветра Вайю, зримое воплощение веры Даэна, Хварена или Царское величие, Хаома и т.п.
13.4. Зерванизм.
13.4.1. Суть проблемы. При Сасанидах (III в.) начинается религиозное возрождение, проходившее под эгидой нетерпимости. Трудно сказать, является ли ортодоксия этой эпохи маздеистской или зерванистской (по имени Зервана, протагониста нескольких дуалистических мифов). Вероятно, можно согласиться с мнением Р.Ценера, что в целом маздеизм обладает гораздо большим влиянием, однако в некоторые периоды зерванизм берет над ним верх.
Ардашир (Артаксеркс) возродил зороастризм, но в какой форме? маздеистской или зерванистской? Шапур I, будучи скорее всего зерванистом, выказывает явное расположение к Мани (см. 11.5), и два его брата — Михр-шах и Пероз — обращаются в манихейство. Его преемник Хормизд I симпатизирует манихеям, однако Бахрам I33 при поддержке грозного Картира — мобедана мобедов или Верховного жреца огня — приказывает схватить Мани, умершего в заточении, а затем начинает преследовать его сторонников. Шапур II, вступивший на престол в 309 г. н.э., продолжает фанатичную политику Картира. Ценер считает, что ситуация изменилась лишь в эпоху Йездигерда I, получившего прозвище «Грешник». Терпимость этого царя восхваляют как христиане, так и язычники. К концу его правления премьер-министр Михр-Нарсе отправляет специальную миссию в Армению. Весьма возможно, что миф о Зерване, дошедший до нас в пересказе двух армянских (Егише Вардапет и Езник Кольб) и двух сирийских (Теодор бар Конай и Йоханнан бар Пенкайе) авторов, каким-то образом связан с проповеднической деятельностью Михр-Нарсе в Армении при условии, что Йездигерд I и два других покровителя Михр-Нарсе — Бахрам V и Йездигерд II — были зерванистами. Старший сын Михр-Нарсе, исполнявший обязанности великого жреца (хербедан хербед) носит имя Зервандат; если это тот самый человек, который назван «еретиком» (састар) в Видэвдате, становится весьма вероятным предположение, что все эти три царя оказывали поддержку зерванизму. Царь Кавад с энтузиазмом принимает «коммунистические» идеи Маздака, однако его преемник Хосров I, вернувшись к ортодоксии, расправляется с Маздаком и восстанавливает маздеизм. Приверженцев Маздака бросают в тюрьмы и тех, кто отказывается отречься от ереси, безжалостно убивают. После Хосрова I персидская держава клонится к упадку, арабское завоевание уже не за горами.
13.4.2. Миф. Самую полную версию главного зерванистского мифа изложил армянский писатель Езник Кольб: Зерван, чье имя означает Жребий или Судьба, воплощал собой бесконечное время и по всем признакам был андрогинным божеством. Желая иметь сына, он в течение одного тысячелетия приносит жертвы, а затем начинает испытывать сомнения в полезности такого рода действий. В этот момент в его «материнском» чреве зарождаются два сына: Ормазд в награду за жертвы, Ахриман — в наказание за сомнения. Зерван дает обет сделать царем первого, кто предстанет пред ним. Ормазд, предугадав намерение отца, рассказывает об этом Ахриману, и тот спешит «разорвать чрево», чтобы явиться перед Зерваном, который не желает его признавать: «Мой сын, — говорит он, — излучает свет и благоухает, а от тебя исходят мрак и зловоние». Тем не менее, Зерван вынужден во исполнение обета даровать царство Ахриману, но только на девять тысяч лет, после чего Ормазд «станет царствовать и совершит все, что ни пожелает». Каждый из братьев начинает творить: «И все, сотворенное Ормаздом, было добрым и истинным, и все, сотворенное Ахриманом, было дурным и лживым».
Другой зерванистский миф по духу очень близок к сказаниям о хитроумном демиурге: этот чрезвычайно сложный персонаж, одновременно комический и трагический, часто оказывается мудрее самого творца. В данном случае, Ахриман знает неведомую Ормазду тайну творения — ему известно, каким способом можно создать светила, чтобы мир не прозябал в темноте. Ахриман говорит своим демонам, что Ормазд мог бы сотворить солнце, совокупившись с матерью, и луну — совокупившись с сестрой (отражение обряда хваэтвадата, авест. хвач дас, который в данном контексте оценивается самым положительным образом). Демон Махми спешит все рассказать Ормазду.
Наконец, в третьем мифе описывается конфликт между Ормаздом и Ахриманом за право собственности: вся вода принадлежит Ахриману, но ее пьют животные Ормазда (собака, свинья, осел и бык). Когда Ахриман запрещает им прикасаться к своей воде, Ормазд не знает, что делать, но один из демонов Ахримана советует ему сказать злобному соседу: «В таком случае забери свою воду с моей земли!» Эта хитрость не приносит желаемого результата, поскольку Ахриман приказывает своей служанке-жабе высосать всю воду из владений Ормазда. Тот вновь опускает руки, и тогда муха — еще одна подданная Ахримана — влетает в нос жабе, заставив ее выплюнуть воду.
13.4.3. Интерпретация зерванизма. Совершенно очевидно, что восстановить зерванистскую систему в ее единстве и целостности не представляется возможным, хотя попытки делались неоднократно Г.Нюбергом, Э.Бенвенистом и другими — вплоть до фундаментального труда Р.К.Ценера. Нет сомнений, что зерванизм существовал: возможно, это была совокупность сектантских теологических представлений, получивших официальный статус в эпоху Сасанидов. Вместе с тем, невзирая на наличие нескольких версий зерванистских мифов и многочисленных аллюзий на них, главным доводом в пользу существования этой доктрины остается чисто негативистский принцип: о реальной силе зерванизма свидетельствует полное отсутствие упоминаний о нем в поздних пехлевийских текстах — отрицая его существование, поздний маздеизм тем самым признавал его мощь. Но тогда возникает очень сложная проблема: можно ли считать полемические выпалы против зерванизма в манихейских текстах отражением изначальной вражды двух религий? Или же речь идет о тесной связи между манихейством и зерванизмом в эпоху Шапура I, которая обусловила включение имени Зервана в манихейскую космологию?
13.5. Маздеизм пехлевийских текстов. Остается только сожалеть, что единственная целостная система маздеизма, которой мы располагаем, была записана так поздно. Обнаружив в этих текстах уже известные по более ранних манихейским, иудаистским и христианским сочинениям мифологические мотивы, ученые старой школы пришли к слишком поспешному заключению об их иранских корнях. Однако куда более правдоподобным выглядит предположение, что они восходят к манихейству, иудаизму и христианству. Многие мифологические темы пехлевийских текстов отражены в Авесте — даже в самых древних ее частях. Но целостные и подробные сказания, повествующие о космогонии и эсхатологии, имеются только в пехлевийских текстах.
13.5.1. Космология. В маздеистской Книге Бытия (Бундахишн) говорится о двух формах существования: менок или «чистая духовность» порождает гетик или «осязаемую реальность». Последняя не рассматривается в сугубо негативном плане, как тело у Платона или материя в поздней платоновской традиции. Однако гетик характеризуется «смешением» двух начал» (гумезишн) в результате вмешательства Духа зла — Ахримана. Он убивает первобыка (Гав-и Эвдат) и первочеловека (Гайомарт), но от их семени происходят все добрые животные и первая человеческая пара — Мартйа и Мартйанаг.
Мир был сотворен в шесть этапов — начиная от хрустального неба и кончая людьми. В центре земли находится гора Хара, а окружает землю горная гряда Харбурс (авест. Хара Березайти). Люди живут только в одном из семи климатических поясов (каршвар) этого круга — Хваниврате. На его южной границе располагается громадное озеро Ворукаша, которое образовалось из стекающих с вершины Хара водных потоков. В центре озера стоит гора небесного происхождения (из хрусталя), и на ней растет Мировое Древо — Древо Бессмертия или Белая Хаома. Из озера Ворукаша берут начало две реки, ограничивающие Хваниврату на востоке и западе.
13.5.2. Коллективная эсхатология. Гумезишн закончится, когда произойдет раздел (визаришн) всего, что было создано двумя Духами. История космоса проходит через три фазы: прошлое, где властвуют Гайомарт и смерть, настоящее, где властвуют Заратуштра и его учение, будущее, где властвует Спаситель или Сошан (авест. Саошйант).
Согласно Бундахишну, история вселенной включает в себя четыре эпохи — по три тысячи лет в каждой, двенадцать тысяч лет в целом. В течение первых трех тысяч лет Ормазд создает мир в состоянии менок и тогда же начинается разрушительная деятельность Ахримана. На следующие девять тысяч лет боги заключают перемирие, и сотворенное ими переходят в состояние гетик. Однако через три тысячи лет Ахриман пытается завоевать мир Ормазда, но тот создает фраваши («душу») Заратуштры. Когда проходит еще три тысячи лет, Пророк возвещает о себе людям, и Истинная Вера начинает свой триумфальный путь по земле. В последние три тысячи лет власть перейдет к трем Сошанам или трем сыновьям Заратуштры, причем каждый из них появится в начале нового тысячелетия — сначала Ухшйат-Эрета, затем Ухшйат-Нема, и, наконец, Астват-Эрета.
Уже в самих Гатах говорится, что концом мира станет очистительный огонь и преображение жизни (Фрашокерети, пехлеви — Фрашегирд). Огненная река отделит праведных от недостойных. Мертвые восстанут и обретут нетленные тела благодаря искупительной жертве Спасителя — он родится от семени Заратуштры, которое хранится в глубине озера на востоке.
13.5.3. Индивидуальная эсхатология. Тема суда над душой отдельного человека является очень древней, но детали приводятся лишь в поздних частях Авесты и, главных образом, в пехлевийских текстах. Через три дня после разлуки с телом души достигнут моста Чинват34, где воплощение Истинной Веры явится им в облике их собственной Даэны: истинные маздеисты увидят пятнадцатилетнюю деву, а лживые — отвратительную ведьму. Когда боги Мифра, Сраоша и Рашну произнесут свой суд, души истинных верующих перейдут мост, души лживых будут низвергнуты в ад, а «теплые» — те, что не были ни истинными, ни лживыми — отправятся в чистилище Хаместаган. Мост, который расширяется перед праведными и сужается перед недостойными, представляет собой довольно позднее заимствование из христианства, где этот мотив был популярным уже в VI в. н.э.
Душа поднимается на небо в три этапа: сначала к звездам, символизирующим благие мысли (хумата), затем к Луне, символизирующей благие слова (хукта) и к Солнцу, символизирующему благие дела (хеаршта), чтобы вознестись наконец в царство Беспредельного Света (Анагра раоша).
13.6. Обряды. Первоначально зороастризм отрицал обряды, но в конечном счете признал и жертвоприношения животных, и культ хаомы, которые прежде осуждал. О существовании храмов и статуй ничего не известно вплоть до эпохи Артаксеркса II, когда под влиянием Ближнего Востока воздвигаются статуи Анахиты. «Жилища огня» служат для совершения многочисленных обрядов, связанных с огнем; самым важным из них является принесение в жертву хаомы двумя жрецами — рапси и зот (авест. заотар, ср. санскр. хотар), которые читают наизусть авестийские гимны из Ясны.
Другие обряды распределяются в соответствии с календарным годом: началом его является Новый год (Но Руз) — празднество, посвященное душам (фраваши). Большие торжества приурочены к двум солнцестояниям и двум равноденствиям.
13.7. Маздеизм после победы ислама. Зороастризм сохраняется в Иране и после арабского завоевания, о чем свидетельствует пехлевийская литература. В X в., в результате подавления нескольких антимусульманских мятежей, большая часть зороастрийцев покидает Иран и переселяется на север Индии (Бомбей), где они до сих пор образуют замкнутую и богатую общину парсов. Оставшиеся в Иране маздеисты, напротив, испытывают нужду и подвергаются гонениям.
В настоящее время численность зороастрийцев в мире составляет примерно 130 тысяч человек (перепись 1976 г.): из них 77 тысяч живут в Индии, 25 тысяч — в Иране, 5 тысяч — в Пакистане, и 23 тысячи — в Соединенных Штатах.
13.8. Библиография. Eliade, H 1, 100–112; 2, 212–17; G.Gnoli, Zoroastrism, in ER 15, 578–91; Zarathustra, in ER 15, 556–59; Iranian Religions, in ER 7, 277–80; Zurvanism, in ER 15, 595–6. R.C.Zaehner, Zurvan: A Zoroastrian Dilemma, Oxford 1955.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
1.14 мб

Зороастризм один из исторических источников изучения культуры тюркских народов

Оспанов С. И.
Приведены материалы исследования глубинной связи культуры тюркских народов с зороастризмом. В ней рассматривается памятник древнеиранской литературы «Хордэ Авеста». В компаративном анализе впервые представлен якутский материал.
Читать PDF
520.85 кб

К вопросу об общенациональной идее России (аркаим - зороастризм - евразийство)

Палкин А.
Читать PDF
757.40 кб

Дуализм зороастризма и проблема морального выбора в религиозном сознании талышского народа

Оришев Александр Борисович, Мамедов Азер Агабала Оглы
Цель статьи подняв вопрос о равенстве двух божеств в зороастризме Ахура-Мазды и Ангра-Манью, показать, как разрешалась проблема морального выбора в религиозном сознании одного из древнейших народов Востока талышей.
Читать PDF
309.33 кб

К вопросу о влиянии зороастризма на космологию христианских гностиков

Смирнов Алексей Евгеньевич, Кульпинов Сергей Сергеевич
Статья посвящена возможным влияниям зороастризма на космологию христианских гностических учений. Авторы определяют границы христианского гностицизма и основные принципы его космологии.

Похожие термины:

  • ЗОРОАСТРИЗМ, парсизм

    древнеиранская дуалистическая религия, возникшая в 10 – 7 вв. до н. э. и распространившаяся в Средней Азии и Азербайджане. Ее основателем считают пророка Заратустру (Зороастра), к-рому приписывают