ЗООПСИХОЛОГИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское]

ЗООПСИХОЛОГИЯ
психология животных, отрасль психологии, изучающая психику животных, ее проявления, происхождение и развитие в онто- и филогенезе. Важная задача 3.- изучение биологии, предпосылок и предыстории человеч. сознания.
Психич. способностям животных уделяли много внимания уже антич. мыслители. Зарождение науч. 3. в кон. 18 - нач. 19 вв. связано с именами франц. ученых Ж. Л. Бюффона и Ж. В. Ламарка, а позже - Ч. Дарвина. В кон. 19 - нач. 20 вв. в европ. и амер. 3. преобладали антропоморфич., идеалистич. и вульгарно-материалистич. взгляды на психич. деятельность животных. Развитию 3. способствовали франц. ученые Ж. Фабр, изучавший инстинкты насекомых, Ж. Леб (теория тропизмов), амер. ученые Э. Л. Торндайк (проблема научения у животных), Р. Йеркс (психика человекообразных обезьян, развитие психики и др.), Г. Шнейрла (научение у насекомых, развитие поведения), голл. ученый Ф. Я. Бейтендейк (проблема инстинкта и научения), нем. ученые В. Келер (исследование интеллекта человекообразных обезьян), В. Фишель (проблемы научения и высших психич. способностей у животных), австр. ученый К. Фриш (зрение, ориентация и коммуникация у пчел) и др. В России основоположниками науч. изучения психич. активности животных были К. Ф. Рулье и В. А. Вагнер, положившие в 19-20 вв. начало материалистич. эволюционному направлению в 3. Это направление получило дальнейшее развитие в трудах H. H. ЛадыгинойКотс, Н. К). Войтониса, Г. 3. Рогинского и др. сов. зоопсихологов, занимавшихся преим. изучением психики приматов, особенно человекообразных обезьян, в плане выяснения биологич. предпосылок антропогенеза, возникновения и развития человеч. сознания (манипулирование, орудийная деятельность как биологич. основа зарождения трудовой деятельности; сложные навыки и интеллект; стадное поведение обезьян, в частности общение как предпосылка зарождения обществ. жизни и языка человека).

Источник: Советский философский словарь

ЗООПСИХОЛОГИЯ
(Tierpsychologie) — наука о психической жизни животных. Возможна только благодаря психологическому истолкованию поведения животных в условиях наблюдения или эксперимента по аналогии с психической жизнью человека и формами ее выражения. Сначала новая зоопсихология избегала проблемы души у животных, пытаясь изучать и объяснять «поведение» животных исключительно методами бихевиоризма, не допуская при этом существования «психического фактора». Но так как оказалось, что в поведении человека выражается только весьма незначительная часть его внутренней жизни, проблема психического была вновь поставлена современной зоопсихологией, методика которой развивается параллельно методике психологии. Древнегреческие философы считали, что животные обладают душевной жизнью, схожей с жизнью людей. Аристотель (IV в. до н. э.) приписывал животным только чувственную душу, считая, что разумная душа имеется лишь у человека. Стоики считали, что животное обладает ощущениями, представлениями и стремлениями, но оно действует не осмысленно, а «управляется» в известной мере природой; сходные мысли высказывались и в период средневековья; Декарт считал животное автоматом, не обладающим психической интеллектуальной жизнью. Монтень, французские материалисты и философы немецкого Просвещения, а также Брем, Фохт, Бюхнер и Геккель в XIX в. не видели никакой или видели только количественную разницу между душой человека и животного, часто даже в пользу последней. Эта точка зрения получает затем свое обоснование благодаря проникновению в психологию теории развития; представителями ее являются: Карл Фридрих Бурдах (Komparative Psychologie, 1842), Карл Густав Карус, а позднее — Спенсер.
Животное не является автоматом; оно действует сознательно, но не обладает рефлексией. Животное не имеет никакого сознательного отношения к прошлому и будущему. Мыслит высшее животное (вероятно) в установках (основанных на реакциях на события внешнего мира). Психическая жизнь человека и животного сходна в области стремлений и чувств. Складывается впечатление, что высшие животные каким-то образом «понимают» эмоциональное поведение человека, особенно тогда, когда оно выражается посредством языка и, преисполненное любви, обращено к ним. Ротхакер называет слой «оно» (см. Учение о слоях) царством «человеко-животного во мне». Поэтому человеку лучше всего понятны стремления и аффекты животного.
W. Köhler. Intelligenzprüfung an Anthropoiden, 1917; J. v. Uexküll. Umwelt und Innenwelt der Tiere, 1921; F. Alverdes. Die T. in ihren Beziehungen zur Psychologie des Menschen, 1932; H. Fritsche. Tierseele, 1940; W. Fischei. Leben und Erlebnis bei Tieren und Menschen, 1949; B. Schmid. Die Seele der Tiere, 1951; W. Fischei. Methoden der tierpsycholog. Forschung, 1953; G. Tembrock. Grundlagen derT., 1967; I. Eibl-Eibesfeldt. Grundriß der vergleichenden Verhaltensforschung, 1967; R. A. Stamm (Hg.). T. Die biolog. Erforschung tier. und menschl. Verhaltens, 1984.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЗООПСИХОЛОГИЯ
наука, изучающая психич. явления (инстинкты, навыки, эмоции, ощущения, восприятия, представления, память, мышление) у животных. Методология, основой сов. З. является диалектич. материализм. Сов. З. изучает психику животных в тесной связи с анализом физиологич. механизмов нервной деятельности, разрабатываемым школой И. П. Павлова. Основоположником рус. сравнит. психологии был выдающийся биолог-дарвинист В. А. Вагнер. Совр. З. представляет полную противоположность осужденной В. А. Вагнером и И. П. Павловым зоопсихологии Брема, Роменса и др. антропоморфистов, к-рые пользовались субъективным методом аналогии и приписывали животным человеч. мысли и чувства. Она отвергает и механистич. бихевиористич. направление (Леб, Уотсон и др.) в изучении поведения животных, выключающее анализ психич. процессов и сводящее действия животных к вынужденным автоматич. реакциям организмов на внешние стимулы. В наст. время З. пользуется объективными экспериментально- психологич. методами исследования, применяя "естественный эксперимент" и спец. установки и аппараты при изучении поведения животных. Делаются кино- и фотосъемки особенно характерных моментов поведения животных. На кинолентах, фотоснимках, кривых, диаграммах документируются результаты наблюдений над животными и опытов с ними, в протоколах стенографически точно регистрируются реакции животных и производится качеств. и количеств, анализ полученных фактич. данных. Гл. методики экспериментально-психологич. исследования: использование "ящика различения" (Йеркса), "лабиринта", "проблемных клеток", аппаратов для "отсрочки реакций", "выбора на образец", "обходных путей", "употребления орудия" и др. З. привлекает также и различные павловские методики исследования условных рефлексов. В результате изучения поведения представителей животных разных систематич. групп установлено несколько осн. различных по своей психологич. природе типов поведения. У простейших, одноклеточных, организмов поведение представляет собой таксисы, т.е. реакции, обусловленные интенсивностью воздействующего стимула и физиологическим состоянием организма; качество стимула простейшие не различают. В поведении многоклеточных беспозвоночных животных, имеющих нервную систему и органы чувств, проявляются инстинктивные формы поведения, т.е. прирожденные, видовые целесообразные реакции организмов. В основе инстинктивной деятельности лежат сложные цепные безусловные рефлексы (см. Рефлекс). У более высоко организованных беспозвоночных животных (у насекомых) инстинкты пластичны и при постепенном изменении внешних условий способны перестраиваться. В поведении позвоночных животных имеется сложный переплет инстинктивного, видового опыта особи и индивидуально приобретенного в течение жизни онтогенетич. опыта. В этом поведении безусловно- и условнорефлекторные механизмы трудно разграничимы. У птиц и млекопитающих использование индивидуального опыта значительно более многообразно, чем у рыб, амфибий и рептилий. Млекопитающие способны вырабатывать сложные навыки, научаются (в результате образования условных рефлексов) приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Выработка у млекопитающих животных полезных для человека навыков путем направленного воздействия на перестройку их поведения в желаемом направлении приобретает огромное значение в практике животноводства: при разведении пушных зверей в питомниках и при дрессировке домашних животных (напр., собак). У высших животных можно обнаружить элементарное мышление (интеллект), выражающееся в приспособит. установлении новых связей и отношений между предметами в новой для животного обстановке. Интеллект высших животных изучался многими сов. учеными. И. П. Павлов и его последователи (М. П. Штодин, Э. Г. Вацуро и др.) исследовали его физиологич. механизмы в связи с психологич. особенностями. Ладыгина-Котс, Н. Ю. Войтонис. Г. З. Рогинский, H. A. Тих, В. П. Протопопов, А. Е. Хильченко и др. исследовали психологич. характеристики интеллекта животных и пришли к заключению, что интеллект животных качественно отличается от мышления человека. Этот вопрос был предметом изучения ряда зарубежных ученых (Л. Хобхауз, Келер, X. Клювер, Йеркс, И. Биренс де Гаан, П. Гиом и И. Мейерсон и др.). Нек-рые из них (Келер, Йеркс) неправильно отождествляли интеллект животных с мышлением человека. Изучение поведения животных в сравнительно-психологич. плане позволяет установить прогрессивное развитие психики животных в филогенезе организмов. Эти исследования непосредственно связаны с важнейшей теоретич. и мировоззренч. задачей З. – выяснением генетич. корней происхождения человеч. сознания. Науч., материалистич. З. в решении этой проблемы исходит из эволюц. теории Дарвина, в к-рой, по характеристике Энгельса, "...дана основа для предистории человеческого духа, для прослеживания различных ступеней его развития, начиная от простой, бесструктурной, но ощущающей раздражения протоплазмы низших организмов и кончая мыслящим мозгом человека. А без этой предистории существование мыслящего человеческого мозга остается чудом" ("Диалектика природы", 1955, с. 156). При этом сов. З. понимает возникновение человеч. сознания как качеств. скачок по отношению к мышлению высших животных, связанный с возникновением труда и общества. См. Инстинкт, Мышление, Навык, Психика, Раздражимость. Лит.: Вагнер В. ?., Биологические основания сравнительной психологии, т. 1–2, СПБ-М., [1910–13]; его же. Этюды по сравнительной психологии. Возникновение и развитие психологических способностей, вып. 1–10, Л., 1924–29; Северцов А. Н., Эволюция и психика, М., 1922; Брэм ?., Человекообразные обезьяны. [Предисловие и дополнительные статьи ?. ?. Ладыгиной-Котс и К. Неймана], М.–Л., 1924; Циглер Г., Душевный мир животных, пер. с нем., М., 1925; Лютц К., Психология животных. (Зоопсихология), пер. с нем., [Л.-М.], 1925; Кашкаров Д. Н., Современные успехи зоопсихологии, М.–Л., 1928; Шмидт П. Ю., Душевная жизнь животных и ее исследование, М.–Л., 1929; Келер В., Исследование интеллекта человекоподобных обезьян, пер. с нем., М, 1930; Ладыгина-Котс ?. ?.. Дитя шимпанзе и дитя человека..., М., 1935; ее же. Особенности элементарного мышления животных, "Вопр. философии", 1955, No 3; ее же, Развитие форм отражения в процессе эволюции организмов, там же, 1956, No 4; ее же, Развитие психики в процессе эволюции организмов, М., 1958; ее же, Работы сов. ученых в области сравнительной психологии, в кн.: Психологическая наука в СССР, т. 2, М., 1960; Боровский В. М., Психическая деятельность животных. M.-Л., 1936; Вацуро Э. Г., Исследование высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе), [М.], 1948; его же, Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, М., 1955; Войтонис Н. Ю., Предистория интеллекта, М.–Л., 1949; Павлов И. П., Избр. произв., М., 1949; Протопопов В. П., Исследование высшей нервной деятельности животных в естественном эксперименте, К., 1950; Фролов Ю. П., Высшая нервная деятельность (поведение) животных, М., 1953; Воронин Л. Г., Лекции по сравнительной физиологии высшей нервной деятельности, М., 1957; Дембовский Я., Психология животных, пер. с польск., М., 1959; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1959; Малышев С. И., Перепончатокрылые, их происхождение и эволюция, М., 1959; Спиркин А. Г., Происхождение сознания, М., 1960; Крушинский Л. В., Формирование поведения животных в норме и патологии, М., 1960. Н. Ладыгина-Котс. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.