ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО
«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО»
одна из древнейших нравств. заповедей, содержащаяся в нар. пословицах, поговорках и т. п.: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе. Высказывалась др.-вост. и др.-греч. мудрецами, вошла в Евангелие. Кант видоизменил ее в своем учении о категорическом императиве.
Источник: Советский философский словарь
«Золотое правило»
библейская заповедь: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними» — древнейший принцип моральных представлений человечества. Немецкий философ Иммануил Кант формулировал его так: человеку следует поступать так, как он считает правильным поступать для всех людей.
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО
- общее этическое правило: поступайте по отношению к другим так, как Вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к Вам. Известна и отрицательная формулировка этого правила: не делайте другим того, чего не хотите себе. На первый взгляд, обе они - безрелигиозны. Но они есть в Новом Завете (Мф.7.12 и Деян.15.20 и 29) и даны с утверждением их религиозной санкции: "ибо это - Закон и Пророки" (Мф.7.12).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО
общепринятое в этике название библейской заповеди: "Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними". Этому древнейшему принципу моральных представлений человечества, игравшему роль правила житейского благоразумия - если не хочешь, чтобы тебе причиняли зло, не делай и ты зла, - более широкое звучание придал Кант в формулировке категорического императива (см. Императив): человеку следует поступать так, как он считает правильным поступать для всех людей. См. также Правило.
Источник: Философский энциклопедический словарь
«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО»
в немарксистской этике так принято называть библейскую заповедь: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними». Это была, в сущности, одна из первых в истории моральных представлений человечества формулировок принципа равенства. Но в данной формулировке принцип равенства имел значение лишь в пределах личных взаимоотношений людей и мог быть истолкован как простое правило житейского благоразумия: если не хочешь, чтобы тебе причиняли зло, не делай и ты зла. Более широкое звучание придал принципу равенства в морали Кант в своей первой формулировке категорического императива, смысл к-рой состоит в том, чтобы человек поступал так, как он считает правильным поступать для всех людей. Коммунистическая нравственность в принципе не отвергает «З. п.», однако, сознавая его односторонность, считает явно недостаточным, чтобы быть основой взаимоотношений между людьми. Как правило «житейской мудрости» оно таит в себе опасность эгоизма, а как принцип морали, в сущности, предполагает, что каждый человек независимо от др. определяет, что именно является для него нравственным. Т. обр., это правило заключает в себе элементы индивидуализма. В действительности же нравственные принципы создаются социально-историческим опытом многомиллионных масс, классов, человечества.
Источник: Словарь по этике
Золотое правило
(Golden Rule).
В изложении Иисуса "золотое правило" звучит так: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Мф 7:12; ср. Лк 6:31). В негативной формулировке этот принцип был выражен в иудаизме. Прославленный рабби Гиллель(Iв.)говорил: "Неделай другому того, чего не желаешь себе". Аналогичные по смыслу высказывания ветречаются в древней литературе многих народов. Цзыгун, ученик Конфуция, спросил учителя: "Есть ли такое слово, которое может выразить принцип верного поведения?" Конфуций ответил: "Это слово "отзывчивость" (чжун шу). Чего не желаешь себе, того не навязывай другим" (ЛуньЮй, 15:24).
Однако не следует проводить слишком поспешное сравнение этих высказываний. Каждое из них включено в специфический религиознофилософский контекст, присущий данной культуре. Отзывчивость может выродиться в безудержный эгоизм, если человек рассчитывает, что окружающие одобрят его добродетель. Учение Иисуса резко отличается от показного благочестия, особенно если связать его с притчей о добром самаритянине (Лк 10:2537).
М.А.Inch (пер. в. Р.) Библиография: ? Bertocciand R. Millard,Personality and the Good; L. H. DeWolf, Responsible Freedom; N. Geisler,Ethics: Alternatives and Issues; Т.B. Maston,Biblical Ethics; J. Noss,Mans Religions; B. Ramm,The Right, the Good and the Happy.
В изложении Иисуса "золотое правило" звучит так: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Мф 7:12; ср. Лк 6:31). В негативной формулировке этот принцип был выражен в иудаизме. Прославленный рабби Гиллель(Iв.)говорил: "Неделай другому того, чего не желаешь себе". Аналогичные по смыслу высказывания ветречаются в древней литературе многих народов. Цзыгун, ученик Конфуция, спросил учителя: "Есть ли такое слово, которое может выразить принцип верного поведения?" Конфуций ответил: "Это слово "отзывчивость" (чжун шу). Чего не желаешь себе, того не навязывай другим" (ЛуньЮй, 15:24).
Однако не следует проводить слишком поспешное сравнение этих высказываний. Каждое из них включено в специфический религиознофилософский контекст, присущий данной культуре. Отзывчивость может выродиться в безудержный эгоизм, если человек рассчитывает, что окружающие одобрят его добродетель. Учение Иисуса резко отличается от показного благочестия, особенно если связать его с притчей о добром самаритянине (Лк 10:2537).
М.А.Inch (пер. в. Р.) Библиография: ? Bertocciand R. Millard,Personality and the Good; L. H. DeWolf, Responsible Freedom; N. Geisler,Ethics: Alternatives and Issues; Т.B. Maston,Biblical Ethics; J. Noss,Mans Religions; B. Ramm,The Right, the Good and the Happy.
Источник: Теологический энциклопедический словарь