Золотая ветвь

Найдено 1 определение
Золотая ветвь
«ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ» — одно из наиболее известных исследований английского антрополога, культуролога, историка первобытной культуры и религии Дж. Фрэзера (1854—1941). В «3. в.» проанализирован,         обобщен и проинтерпретирован огромный культурно-исторический материал, свидетельства и личные сообщения миссионеров и этнографов, работавших в разных уголках Земли. Первое издание многотомного исследования Фрэзера «3. в.» опубликовано в 1890, а полное, 12-томное издание — в 1907—1915. Первый, сокращенный русский перевод вышел в 1928—1931 в 4-х томах.         В «3. в.» показано, что магия, религия и наука являются последовательными этапами развития человеческого мировоззрения. Магия — это действия людей, основанные на «неправильном рассуждении» и пытающиеся управлять событиями и явлениями. Верили в магическую силу явлений природы, в магические действия, в вербальную магию, которые могли как исцелить людей, так и погубить их. Религия предстает как обращение людей за помощью к духам, которые продуцировались их воображением с целью управляющего воздействия на события и явления окружающего мира. Наука, по Фрэзеру, — это познание мира на основе логики и фактов с целью воздействия на него. Он классифицировал магию по видам в зависимости от того, какой тип логической связи заменяет в ней причинную связь. К основным видам магии он относил действия, реализуемые на основе отношений сходства, смежности, части и целого, названия и предмета и т.п. На основе ассоциативных принципов по пространственной и временной смежности, по сходству и различию и др. Фрэзер разработал концепцию «симпатической магии», согласно которой магические силы направлены и воздействуют не на реального человека или на предмет, а на персонажи мифа, на божественные силы природного мира. Ритуалы (обряды) такого рода неотделимы от мифа. Миф, по Фрэзеру, оказывается умственной и вербальной формой выражения магических действий. Он был убежден, что мифы и магические ритуалы имели никак не меньшее практическое, хозяйственное значение, чем все остальные действия людей первобытной культуры; напр., собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство.         Магия, согласно Фрэзеру, основывается на законе подобия и законе контакта (или законе заражения): подобное порождает себе подобное, причем между причиной и следствием наблюдается сходство; предметы, однажды соприкасавшиеся друг с другом, продолжают влиять друг на друга даже на расстоянии, когда физический контакт между ними отсутствует. В соответствии с действием этих законов магию можно разделить на имитационную и контактную. Оба типа магии, по Фрэзеру, относятся к симпатической магии, ибо в сознании первобытного человека между явлениями, которые отличаются признаками сходства и близости, всегда наблюдается взаимное притяжение, или отношение симпатии. Обобщая природу магии, Фрэзер делит ее на теоретическую (магия как лженаука) и практическую (магия как лжеискусство), причем практическая магия подразделяется им на позитивную (или колдовство) и негативную магию (или табу). Сравнивая магию и науку, Фрэзер предлагает «критерий действенности», с помощью которого он разграничивает их сферы: разница между магией и наукой заключается не в их отношениях с реальностью, а в эффективности инструментальных возможностей науки по сравнению с магией. Он широко использует принцип сравнительно-исторического исследования, полагая, что сравнение лишь тогда приобретает когнитивную ценность, когда опирается на документированные источники; содержащиеся в них факты должны быть подвергнуты тщательному анализу и критическому отбору. Он устанавливал аналогии между событиями или явлениями разных обществ, определял их сходство и различие и по мере возможности предлагал соответствующее им весьма правдоподобное объяснение. Особенно тщательно Фрэзер анализировал условия сравнительной процедуры, при которых обнаруживается сходство изучаемых фактов и особенности социокультурной среды, в которой они возникли и существовали, (см.: Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. М., 1986). В своих заметках о «3. в.» Л. Витгенштейн пишет, что английский этнолог, по существу, оценивает магию как своего рода теоретическое построение, однако ложное в своих объяснениях внешнего мира, т.е. не выдерживающее сравнения с естественно-научными теориями и гипотезами. Витгенштейн не согласился с такой «прогрессистской» оценкой, как позже и К. Леви-Строс, обосновавший нетрадиционное понимание мифа и утверждавший, что логика мифического мышления не может рассматриваться в сравнении с логикой современного мышления как ошибочная, примитивная, так как она столь же взыскательна, как и логика, на которой основывается логика позитивного мышления, но зависит от символики и содержания мифа. Несмотря на критику, концепция Фрэзера, предложенная им в «3. в.», сохраняет значение классической теории. Более того, работы Фрэзера оказали серьезное влияние на таких крупных теоретиков первобытной культуры и религии, какими были в 20 в. Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, К. Леви-Строс и другие, а также на ученых Петербургской филологической и культурологической школы (Н.Я. Марр, И.Г. Франк-Каменецкий, О.М. Фрейденберг и др.).         Ю.М. Шилков

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки