ЗНАНЕЦКИЙ Флориан Витольд
В работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» («The Polish peasant in Europe and America», v. 1-5, 1918-20, COBM. с амер. социологом У. Томасом), считающейся основополагающей в немарксистской социологии, впервые для анализа применены понятия «личностные установки», ценности, а также методы изучения «личных документов» (писем, дневников, автобиографий и др.). 3.- один из основателей теории социального действия. По 3., общество есть культурная система, состоящая из социальных, экономич., технологич. и др. подсистем и изучаемая совокупностью культурных наук. Социальные системы, исследуемые социологией, 3. делил на 4 подсистемы: действия, отношения, личности и группы. Природа социальной системы, по 3., определяется характером социальных действий индивидов, в основе к-рых находятся ценности и установки.
Источник: Советский философский словарь
Э.К. Дорошевич
Источник: Новейший философский словарь
Социологические взгляды Знанецкого формировались под влиянием антипозитивистской традиции (Дильтеа, неокантианство, М. Вебер), а также американского прагматизма и эмпиризма. По его мнению, основой бытия являются ценности, которые создают культурный мир. Именно этот мир познается науками о культуре, в том числе социологией. Ее предмет — социальные системы, из которых состоит социальная действительность. Различая четыре основные социальные системы: социальное действие, социальное отношение, социальная личность и социальная группа, Знанецкий полагал, что они должны исследоваться с учетом т. н. человеческого коэффициента. Первоначально этот принцип рассматривался как онтологический, а затем как методологический, т. е. как требование принимать во внимание точку зрения участвующих в социальной ситуации индивидов, учитывать их понимание ситуации, выделять значимый для них аспект. В более широком плане это было требование рассматривать социальные явления как результат сознательной деятельности людей. При этом Знанецкий считал социологию номотетической наукой, т. е. формулирующей законы на основе сбора эмпирических данных, позволяющих учитывать человеческий коэффициент, и индукции. Этим требованиям, по его мнению, отвечает анализ личных документов (см. Биографический метод), впервые примененный в «Польском крестьянине...». Личные документы (письма, воспоминания, биографии, дневники и т. п.) позволили Знанецкому учесть субъективную сторону социальных отношений; объективность исследованию придает компетентная интерпретация специалиста. Наряду с общей социологией Знанецкого интересовали также специальные области — социология знания, воспитания, города. Научная и педагогическая деятельность Знанецкого оказала большое и плодотворное влияние на польскую и американскую социологию 1-й пол. 20 в. Многие понятия и положения, разработайные им, были интегрированы структурным функционализмом и др. школами американской социологии.
Соч.: Zagadnienie wartosci w filosofii. Warsz., 1910; The Polish Reasant in Europe and America (With W. I. Towas), vols. 1-5. Boston, 1918li); Miaste w swiadomosci jego obywateli. Poznan, 1931; Method of Sociology. N.Y., 1934; Social Action. N.Y, 1937; On Humanistic Sociology. Chi., 1969.
В. Остова
Источник: Новая философская энциклопедия
- польский философ, культуролог, один из гл. представителей т.н. гуманистич. направления в социологии 20 в. Его взгляды формировались под влиянием Дилыпея и М. Вебера. Научную деятельность начал с попытки обоснования культуроцентристского тезиса, что основой человеч. бытия являются ценности, создающие культурный мир, познаваемый "науками о культуре". Выдвинутая им в качестве основы для изучения сознания людей программа соединения социологии как "науки о социальном поведении" с "науками о культуре" сводится к попыткам объединить принципы позитивистского психологизма и аксиологии.
Книга 3. "Науки о культуре. Их происхождение и развитие" (1952) посвящена проблемам социальных и культурных систем. Рассматривая "попытки развития общей теории культуры" (теории Вико, Гердера, Гегеля, Шпенглера, Тойнби, Сорокина) 3. приходит к выводу, что единств, последоват. попыткой интегрировать все социальные науки о культуре в общую теорию является концепция П. Сорокина, к-рый применил один и тот же подход ко всем областям культуры и связям между культурными феноменами, ввел понятие системы и распространил его на все категории культурных феноменов.
В осн. своей части теории социальных и культурных систем и социального действия 3. близки к концепции П. Сорокина. Обе эти теории рассматривают культурный мир как нечто в сущности отличное от органич. мира и считают, что науки о культуре отличны от наук о природе. Отличие между феноменами культурными и природными (биофизическими) 3. видит в осознанном характере социокультурной реальности, что похоже на представление П. Сорокина о компоненте смыслов-ценностей-норм как differentia specifica (отличит, признак) социокультурных феноменов. Культурное действие 3. определяет как динамич. систему взаимозависимых изменяющихся ценностей, к-рые могут быть организованы и соединены в более обширные сложные системы действий с той же самой центр, или доминирующей ценностью, придающей такому сложному действию единство.
3. отождествляет культурные и социальные системы;
он полагает, что социальные системы - гос-во, семья, полит, партия - это такие же культурные системы, как язык, наука, религия или искусство, а социальная группа обладает всеми осн. чертами культурной системы. Это положение теории культуры 3. подверглось критике П. Сорокина, к-рый обосновал неидентичность культурных и социальных систем.
Расхождения во взглядах 3. и П. Сорокина касаются также их теории познания. П. Сорокин полагает, что истинное знание культурной Вселенной может быть получено только при соединении трех методов: эмпирического, рационалистического и мистич. интуиции, 3. отрицает последний метод, оставаясь на позициях позитивистской теории познания.
Осн. отличие теории 3. от теории П. Сорокина в том, что 3. не доводит свои положения до уровня системной теории и не подтверждает свои гипотезы, понятия и выводы соответствующими эмпирич. данными. 3. замыслил свою систему слишком широко и стремился охватить самые разл. сферы деятельности - практич., социальной, пед. и т.д., что привело к фрагментарности его построений.
Соч.: Zagadnienie wartosci w filozofii. Warsz., 1910; Humanizm i poznanie. Warsz., 1912; Cultural Reality. Chi., 1919; Upadek cywilizacji zachodniej. Poznari, 1921; Ludzie terazniejsi a cywilizacja przysztosci. Lwow, 1934; Cultural Sciences: Their Origin and Development. Urbana, 1952.
Лит.: Совр. социол. теория в ее преемственности и изменении. М., 1961; SzackiJ. Znaniecki. Warsz., 1986.
С.Л.
Источник: Культурология. XX век. Энциклопедия
(15 февр. 1882 – 23 марта 1958) – бурж. социолог, один из основоположников позитивистского эмпиризма в совр. бурж. социологии. Род. в Польше, учился в Варшаве, Женеве, Цюрихе, Париже. До 1-й мировой войны преподавал в Варшаве. В 1917–19 – преподаватель Чикагского ун-та, в 1920–39 – проф. социологии Познаньского ун-та, в 1941 принял гражданство США, с этого же года – проф. Иллинойсского ун-та. В 1954 – президент Амер. социологич. об-ва. Специфич. чертой воззрений З. является попытка объединить в социологии принципы позитивизма с неокантианством и "философией жизни". Его труд "Польский крестьянин в Европе и Америке" ("The polish peasant in Europe and America", v. 1–5, 1918–20), написанный вместе с амер. бурж. социологом У. Томасом, характеризуется отказом от выяснения объективных социально-экономич. причин и источников социальных процессов в пользу статистич. описания их внешних проявлений в чертах психологии и поведения людей. Применив "метод изучения личной документации": писем, заметок, автобиографий людей и т. д., З. (вместе с Томасом) положил тем самым начало разработке методов сбора и обработки эмпирич. данных. Впоследствии бурж. социологи-позитивисты сводили к этому методологию социологич. исследования. З. – один из создателей бурж. концепции социологии как "науки о социальном поведении". Он обосновывает взгляд на социологию, как дисциплину, изучающую специфич. сторону обществ. явлений – "социальное" в отличие от "экономического", "политического" и т.д. "Социальное", по З., – это взаимоотношение людей как таковое, акты их сознат. осмысленного поведения. Эта ненаучная т. зр. сыграла большую роль в обосновании господствующей тенденции в совр. бурж. социологии – подмены социологии социальной психологией. В рамках этой тенденции З. пытался преодолеть пороки "социологического позитивизма" (Ландберг, Додд) и, выступая против свойственного этой школе бихевиористского отождествления сознания и поведения, ставил перед социологией задачу изучения форм сознания людей (мотивы, цели, нормы и т. д.) как самостоят. объектов. Однако выдвинутая им в качестве основы для изучения сознания людей программа соединения социологии и "наук о культуре" ("Науки о культуре" – "Cultural sciences", 1952) сводится к попыткам объединить принципы позитивистского психологизма и аксиологии. Согласно З., гл. задача социологии заключается в выяснении механизма соответствия индивидуальных ценностей и взглядов людей коллективным нормам, руководствуясь к-рыми люди участвуют в тех или иных процессах обществ. жизни. Эта позиция сближает взгляды З. с бурж. "теорией социального действия", одним из создателей к-рой он был ("Социальные действия" – "Social actions", 1936). Выступая против претензий школы "социологического позитивизма" на создание "естественной науки об обществе" путем переноса в социологию методов точных наук: физики, математики, механики, З. выдвинул идею разработки специфически-социологич. метода. Пытаясь разработать этот метод, З. выступил с эклектич. программой соединения позитивистской "точной методологии" с неокантианским принципом различения "знания факта" и "знания ценности" и "качественным" методом исследования "ценностей", к-рый он рассматривал в духе "вживания", пропагандируемого "философией жизни". Источник социального развития З. видит в изменениях взглядов, "коллективных ценностей", людей. В учении о "социальной организации и дезорганизации" З. антинаучно объяснял природу социальных конфликтов и войн в обществе, сводя причины этих явлений к "распаду единой системы ценностей". Идеалистич. взгляды З. оказали влияние на формирование совр. реакц. "интуитивистской социологии" (П. Сорокин). В последние годы жизни З. положительно отнесся к успехам науки и культуры в народной Польше. Соч.: Zagadnienie warto?ci w filozofii, Warsz., 1910; Humanizm i Pozna?ie, Warsz., 1912; Cultural reality, Cni., [1919]; Upadek cywilizacji zachodniej, Pozna?, 1921; Wst?p do socjologii, Pozna?, 1922; Przedmiot i zagadnienia nauki о wiedzy, в кн.: Nauka polska, t. 5, Warsz., 1925, s. 1–78; The laws of social psychology, Chi., [1925]; Socjologia wychowania, t. 1–2, Warsz., 1928–30; Miasto w wiadomo?ci jego obywateli, Pozna?, 1931; Ludzie tera?niejsi a cywilizacja przyszlo?ci, Lw.-Warsz., [1934]; The method of sociology, N. Y., 1934; The social role of the man of knowledge, N. Y., 1940; Modern nationalities, Urbana, 1952. Лит.: Беккер Г. и Босков ?., Современная социологическая теория..., пер. с англ., М., 1961 (см. Указатель). Н. Новиков. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.