ЖУАНЬ ЦЗИ

Найдено 1 определение
ЖУАНЬ ЦЗИ
Жуань Сыцзун. 210, Вэйши обл. Чэньлю (совр. Вэйши пров. Хэнань),- 263. Представитель филос. направления сюань сюэ ("учение о сокровенном"), литератор. Ведущая фигура в кружке интеллектуалов, известном как "семь мудрецов из бамбуковой рощи" (в него входили также Цзи Кан, Сян Сю, Жуань Сянь, Лю Лин, Шань Тао и Ван Жун). Состоял на гражданской и военной службе в гос-ве Вэй (отсюда прозе.- "Жуань-пехотинец"), но сознательно избегал высоких постов. Осторожность в высказываниях сочетал с экстравагантностью поведения, вызывавшей нарекания его биографов-конфу-цианцев; они отмечали также приверженность Ж.Ц. даос. этич. принципам и его преклонение перед личностью Чжуан Чзкоу (Чжуан-цзы, 4 - 3 вв. до н.э.). Осн. био-графич. сведения содержатся в его жизнеописаниях из "Вэй шу" ("История дин. Вэй", сост. Чэнь Шоу, 3 в.) и "Цзинь шу" ("История дин. Цзинь", 7 в.); в эссе "Чжу линь ци сянь лунь" ("О семи мудрецах из бамбуковой рощи") Дай Куя (4 в.) и :б. "Ши шо синь юй" ("Новое изложение рассказов, в свете ходящих") Лю Ицина (5 в.). Гл. филос. соч.- "Тун и лунь" ("О проникновении в "[Канон] перемен"), "Юэ лунь" ("О музыке"), "Да Чжуан лунь" ("О постижении Чжуан[-цзы]"), "Да жэнь сянь шэн чжуань" ("Жизнь великого человека"). Поэтич. славу принес ему сб. "Юн хуай ши" ("Пою о чувствах"). В осн. теоретич. эссе Ж.Ц. о даосизме - "Да Чжуан лунь" он подчеркивал бессилие обыкновенного разумения перед совершенством великого дао, "предел" к-рого - "смешение всего в одно". Постигающий это единство "совершенный человек" неотделим от бесконечных превращений (см. Хуа) мира и потому бессмертен; но для тех, "кто утверждает себя", вечность недостижима. В "Да жэнь сянь шэн чжуань" Ж.Ц. раскрыл внутр. мир "великого человека" через противопоставление его расхожей конфуцианизированной морали. Ее догмы и правила, конф. начетничество и ханжество порождают насилие и ложь, поэтому "благородный муж" (цзюнь цзы)- не "образец для всех времен", но тот, кто ввергает Поднебесную в ужас мятежей и гибели. "Великий человек" противостоит амбициозному отшельничеству, мотивы к-рого - мизантропия и тщеславие. Отшельничество "великого человека" - духовного свойства. Вместе с тем ему чужда идея компромисса между отшельничеством и службой, предлагаемая нек-рыми мыслителями сюань сюэ, в части. Го Сяном. Правда "великого человека" не в зримой "возвышенности", а в сокровенных, "пустотных" (сюй) странствиях его духа, и потому не м.б. понята суетным миром. Эскиз всеобъемлющей полноты бытия и принципа действия мировой гармонии Ж.Ц. находил в "Чжоу и". В эссе об этом памятнике ("Тун и лунь") он, не вдаваясь в смысл отд. символов, стремился обобщить его филос. содержание в диалектике "возвращения к истокам"; воссоздал картину динамизма саморегулирующейся вселенской гармонии, единство к-рой обусловлено моментом перехода вещей в свою противоположность. Гармонии мировой соответствует гармония об-ва, когда для поддержания порядка не требуется целенаправленных усилий. Носительницей гармонии для Ж.Ц. являлась музыка. Она - "суть Неба и Земли, природа всего сущего... Совершенно-мудрые (шэн [1]) правители древности создали музыку, чтобы сделать возможными следование природе Неба и Земли, постижение жизни всех существ" ("Юэ лунь"). "Истинная" музыка древних несет "уравновешенность" (пин), "согласие", "гармонию" (хэ [1]) и восходит к совершенной полноте всеединства. Музыка должна "приводить к покою дух всей тьмы вещей", улучшать нравы, очищать помыслы и чувства людей. В духе конф. традиции Ж.Ц. рассматривал музыку как внутр. содержание нравств. устоев: "Ритуалы (ли [2]) определяют видимый образ, музыка приводит в равновесие сердце. Ритуалы устанавливают внешнее, музыка определяет внутреннее". Однако конф. и даос, идеи не абсолютизировались Ж.Ц. и служили для него символами личных искании, в эпоху социальных неурядиц и духовной деградации устремленных к первозданному единству человека и мира. *Ж.Ц. цзи (Собр. соч. Ж.Ц.). Шанхай, 1978; **Малявин В.В. Ж.Ц. М., 1978; Дин Гуань. Ж.Ц. // Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая). Т. 2. Цзинань, 1982. В. В. Малявин

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь