ЖОРЕС Жан

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЖОРЕС Жан
(1859, Кастр – 1914, Париж) – философ, крупный политический деятель Третьей республики. Изучал философию в лицее Св. Варвары в Париже, потом в Высшей нормальной школе (1878–1881). Много лет был депутатом французского парламента, лидером парламентской фракции левых, позже вице-президентом палаты депутатов. Основатель Единой социалистической партии Франции и газеты «Юманите». За антивоенную пропаганду в канун Первой мировой войны был убит националистами.
В своих философских и политических работах Ж. следовал идеям просветителей XVIII в., был материалистом, но верил в существование высшего разума, вносящего гармонию в устройство материального мира. Известен как автор многотомной «Социалистической истории французской революции», в которой, под влиянием марксизма, представил прежде всего социальноэкономические аспекты революции, но подчеркнул также значимость в ней духовных и моральных факторов. Ж. рассматривал социализм как преемника революционных традиций Франции и не мыслил его без демократии. Был антиклерикалом, критиковал религию как суеверие, но ценил моральные принципы христианства, видя в них родство с социалистическими принципами солидарности и справедливости. Предлагал рассматривать социализм как обновленную религию. Высшим идеалом для него была солидарность в масштабах всего человечества.
Соч.: Очерки социализма. СПб., 1906; Социалистическая история французской революции. Т. 1–6. М., 1976; Oeuvres choisies. P., 1931– 1939; L’esprit du socialisme. P., 1964; Jaurès et l’unité de l’être. P., 1964. Лит.: Молчанов, H.H. Жан Жорес. M., 1986; Guillemin, H. L’arrière-pensée de Jaurès. P., 1966; Goldberg, H. Jean Jaurès. P., 1970; Reberioux, M. Jean Jaurès et le marxisme // Histoire du marxisme contemporain. V. 3. Milan, 1977; Filonenko, A. Autour de Jean Jaurès et Fichte// Etudes kantiennes. P., 1982. E.A. Самарская

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

Жорес, Жан
Jaures, (Auguste-Marie-Joseph-) Jean) (1859-31 июля 1914) - знаменитый французский социалист и выдающийся оратор. Жорес пережил длинную эволюцию, прежде чем примкнул к социалистическому движению. Сначала Жорес принадлежал к буржуазным радикалам, которые способствовали его избранию в палату депутатов в 1885 г. В 1892 г. он становится независимым социлистом и проходит в палату депутатов уже от рабочих. С 1902 г. он состоит членом французской социалистической партии и является лидером ее парламентской фракции. Жорес никогда не был марксистом и очень часто проводил оппортунистическую линию. Особенно ярко это проявилось в его поддержке Мильерана, рискнувшего, вопреки социалистической традиции, вступить в буржуазное министерство Вальдека-Руссо в 1899 г. Жорес верил в постепенную демократизацию буржуазного общества, разделяя основные реформистские идеи. В 1904 г. Жорес становится редактором центрального органа социалистической партии "LHumanite" ("Человечество"), каковым остается до самой смерти. Выдающимися заслугами Жореса во французском и международном рабочем движении является его борьба с реакцией во время процесса Дрейфуса и его борьба против милитаризма. Жорес горячо добивался замены постоянной армии народной милицией и сокращения срока военной службы. Будучи пацифистом, Жорес надеялся предотвратить надвигавшуюся мировую войну мирными способами: переговорами с капиталистическим правительством, агитацией и вообще давлением общественного мнения. Накануне мировой войны он был предательски убит одним из агентов правительства, опасавшегося агитации Жореса против войны. Жорес пользовался большой популярностью среди французского пролетариата. /Т. 13/
Жорес оставил после себя книги: "La Guerre Franco-allemande 1870-1871" о Франко-прусской войне и замечательное исторически теоретическое изучение войны и организации массовых народных армий "LArmee nouvelle".

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ЖОРЕС Жан

(3 сент. 1859 – 31 июля 1914) – деятель франц. и междунар. рабочего движения, борец против милитаризма и войны, историк, философ и социолог. Проф. философии Тулузского ун-та (1883–85;1889–93). Будучи избран в парламент, Ж. примыкал к бурж. радикалам (1885–89). В 1893 Ж. возвратился в парламент уже с социалистич. убеждениями, возглавляя группу радикал-социалистов; в 1902 Ж. и его сторонники создали франц. социалистич. партию, к-рая в 1905 слилась с руководимой Гедом Социалистич. партией Франции; руководство в объединенной франц. социалистич. партии захватили жоресисты. Ж. – основатель и редактор (1904 – 14) центр. органа партии – газ. "Humanit?", ставшей впоследствии органом ЦК Франц. коммунистич. партии. В философии Ж., к-рую он сам называл пантеизмом, наблюдается эклектич. сочетание идеалистич. идей с нек-рыми материалистич. положениями. Убежденный борец против клерикальной реакции, Ж. решительно отвергал существование стоящего над миром личного бога традиционных религий (см. "Cours de philosophie", в журн.: "Europe", oct.-nov., P., 1958, p. 137–39). Он доказывал, что материя существует вечно и что чувственный мир реален. Однако эта реальность чувственного мира, согласно Ж., есть результат его причастности к некоему безличному богу, называемому "абсолютным сознанием"; это сознание объемлет все, является высшей реальностью, "я всех я, единством всех единств, истиной всех истин" ("De la r?alit? du monde sensidle", P., 1902, p. 427). Эклектизм Ж. связан с гилозоистич. убеждением в том, что "сознание неотделимо от того, что называется материей", что "мир повсюду полон жизни, чувства и мысли" ("Cours de philosophie", в журн.: "Europe", oct.-nov., 1958, p. 135). Идеализм проявился и в понимании Ж. обществ. жизни. Отрывая развитие человечества от развития общества, Ж. считал, что историч. эволюции человека предшествовала его психологич. эволюция, в ходе к-рой образовались осн. черты человеч. характера (эстетич. чувство, потребность в единении и т.д.); эти черты оказывают затем постоянное влияние на историч. эволюцию, модифицируя ее (см. "Idealisme et mat?rialisme dans la conception de l´histoire", Lille, 1901; рус. пер. "Идеалистическое и материалистическое понимание истории. Доклад Ж. Жореса и ответ П. Лафарга", СПБ, 1906, с. 12–13). Пропагандируя ряд положений учения Маркса (напр., теорию прибавочной стоимости), Ж. не принимал марксизма в целом, упрекал его в односторонности. Стремясь все примирить, Ж. пытался доказать, что материалистич. и идеалистич. понимание истории не исключают, а дополняют друг друга, поэтому необходим их синтез (см. тамже, с. 17–18). Несостоятельность этих взглядов Ж. была убедительно показана Лафаргом (см. тамже, с. 19–38). Социализм для Ж. вытекал не из объективных закономерностей обществ. развития, а из требований совести, был постулатом практич. разума ("О первых проявлениях немецкого социализма у Лютера, Канта, Фихте и Гегеля" – "De primis socialismi germanici lineamentis apud Lutherum, Kant, Fichte et Hegel", 1891). В прямой связи с таким пониманием социализма находится этич. социализм совр. франц. социалистов, к-рые часто ссылаются на Ж. как на своего предшественника. Истолковывая социализм в бурж.-демократич. духе, Ж. рассматривал его как прямое продолжение дела франц. бурж. революции конца 18 в., как последоват. проведение республиканизма. Будучи реформистом в политике, Ж. отрицательно относился к революции и диктатуре пролетариата, надеясь на мирное преобразование капиталистич. общества в социалистическое путем национализации гос-вом (к-рое Ж. считал надклассовой силой) капиталистич. предприятий и привлечения рабочих к их управлению, а также путем развития кооперативов (см. критику В. И. Ленина, Соч., т. 16, с. 249–57). Ж. приветствовал вхождение в бурж. пр-во франц. социалиста Мильерана. Он преувеличивал значение парламентских методов борьбы за социализм, возлагая все надежды на победу рабочего класса на выборах. Партию Ж. рассматривал только как избират. аппарат. Несмотря на серьезные теоретич., политич. и тактич. ошибки, своей страстной борьбой против всех форм социальной несправедливости (напр., дело Дрейфуса), разоблачением эксплуататорской сущности капиталистич. строя, выступлениями против колониальной экспансии, милитаризма и войн Ж. завоевал широкую популярность во франц. народе. "Война, – говорил Ж., – как и прямая эксплуатация труда рабочего, является одним из проявлений капитализма, и пролетариат может вести систематическую и эффективную борьбу против войны, подобно тому как он предпринял систематическую и эффективную борьбу против эксплуатации рабочей силы" ("Textes choisis", t. 1, P., 1959, p. 129). В 1896 Ж. писал, что социалисты отвергают колониальную политику, "потому что она ведет к расточительству богатств и сил, которые отныне должны быть направлены на улучшение участи народа. Мы отвергаем ее потому, что она есть самое плачевное следствие капиталистического режима, который, не вознаграждая всего труда и суживая потребление у себя в стране, должен путем завоеваний и насилия создавать вдали новые рынки. Мы ее отвергаем, наконец, потому, что во всех колониальных экспедициях несправедливость капитализма увеличивается, сочетаясь с крайней коррупцией" (там же, р. 97). Решит. антивоен. выступления Ж. вызвали озлобление шовинистов. Накануне 1-й мировой войны Ж. был убит. Лучшие традиции деятельности Ж. продолжают и развивают ФКП, мировое коммунистическое движение. Соч.: Oeuvres, v. 1–9, P., 1931–39; Е?tudes socialistes, 2 ?d., P., 1902; Histoire socialiste de la r?volution fran?aise, t. 1–8, 1922–27; Textes choisis, [t.] 1–Contre la guerre et politique coloniale, P., [1959]; [Рец. на кн.], "La Pens?e", 1959, No 88, p. 107–10; в рус. пер.: Идея мира и солидарность пролетариата, [Одесса], 1905; Аграрный социализм, [Одесса], 1905; Интернационализм и патриотизм, К., 1906; Республика и социализм, Одесса, 1906; Социальные этюды, СПБ, 1906; Тактика социал-демократии, СПБ, [1907]; Политические и социальные идеи Европы и великая революция, СПБ, 1907; Избр. речи и статьи, СПБ, 1907; Социалистическая история (1789–1900), т. 1, 9–12, СПБ, 1908; Новая армия, П., 1919; История Великой Французской революции, т. 1–3, [М.], 1920–24; Против войны и колониальной политики, М., 1961. Лит.: Ленин В. И., Шаг вперед, два шага назад, Соч., 4 изд., т. 7, с. 369–72; его же, Падение Порт-Артура, там же, т. 8, с. 36–37; его же, Революционная демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, там же; его же, Международный социалистический конгресс в Штутгарте, там же, т. 13, с. 59–65; его же, Воинствующий милитаризм и антимилитаристическая тактика социал-демократии, там же, т. 15; его же, Поездка царя в Европу и некоторых депутатов черносотенной Думы в Англию, там же; его же, О социальной структуре власти, перспективах и ликвидаторстве, там же, т. 17, с. 127–128; ?леханов Г. В., Патриотизм и социализм, в кн.: Избр. филос. соч., т. 3, М., 1957; Павлович М. П., Смерть Жореса, П., [1916]; Раппопорт Ш., Жан Жорес. Человек-мыслитель-социалист, пер. с франц., Гомель, 1921; Клеман Ж., Жорес реформист, пер. с франц., М.–Л., 1931; Богомольный Я. И., Жорес и жоресизм, Л., 1934; Брюа Ж., Жан Жорес и колониальная проблема, в сб.: Французский ежегодник. Статьи и материалы по истории Франции. 1958, М., 1959, с. 408–27; Гaроди Р., Гневный обличитель сил реакции и войны, "Правда", 1959, 3 сент., No 246; Mанфред А. З., Жан Жорес – борец против реакции и войны, "Новая и новейшая история", 1959, M. 5, с. 81–91; Торез М., Сын народа, пер. с франц., М., 1960, с. 32, 55–56, 113, 253; Ruhe ?., Jean Jaur?s, Malm?, 1907; Rolland R., Jaur?s, P., 1915; Volkart O., Jean Jaur?s, Bern, 1917; Beer M., Jean Jaur?s. Sozialist und Staatsmann, 4 Aufl., В., 1918; Pease M., Jean Jaur?s, socialist and humanitarian, 2 ed., L., 1920; Gouttenoire de Toury F., Jaur?s et la parti de la guerre, P., 1922; Sоuli? L., La vie de Jaur?s, 2 ed., P., 1923; L ?vy-Bruhl L., Jean Jaur?s, 6 ed.. P., 1924; ?ignatel F., Jaur?s par ses contemporains, P., 1925; Luxemburg R., Gesammelte Werke. Bd. 4, В., 1928; Banning W., Jaur?s als Denker, Arnheim, 1931; Blum L., Jean Jaur?s, [3 ?d.], P., 1937; Desanges P., Vie de Jaur?s, P., 1938; Garaudy R., Jean Jaur?s, "Cahiers du communisme", 1946, No 7, p. 599–608; Сhallaye F., Jaur?s, nouv. ?d., P., [1948]; ??va?s ?., Jean Jaur?s, P., [1951]; Toussaint F., Jaur?s intime, [P., 1952]; Auсlair M., La vie de Jean Jaur?s..., P., [1954]; Figueres L., Sur la position de Jaur?s et du jauressisme..., там же, 1956, No 1–2, 4, p. 76–93, 413– 435; Соgniоt G., Jaur?s d?fenseur de la paix, там же, 1959, No 10, p. 927–45; Duсlоs J., Jean Jaur?s et nous, там же, 1959, No 9, p. 719–33; Fourniau Сh., Jean Jaur?s, critique de Bernstein, там же, 1959, No 9, p. 734–49; Poulain G., Jaur?s universitaire, "Les lettres Fran?aises", 1959, 3–9 sept., No 788, p. 1, 5; T?tard G., Essai sur Jean Jaur?s, [Colombes], 1959 (им. библиография). В. Кузнецов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.