ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
принесение даров богу, святым и ангелам, перешедшее в христ-во из древн. обрядов умилостивления духов. Согласно хряст, учению, Иисус Христос, приняв крестную смерть, принес себя в жертву за всех люден и тем самым сделал Ж. излишним. Тем не менее в православии Ж., в сущности, сохранилось в форме причащения св. даров, приношений в храмы, освящения пищи, возжигания светильников, каждения фимиамом и т. д.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
религ. обряд умилостивит, или благо-дарств, характера, присутствует практически во всех религ. системах. Известны разнообразные виды жертв: человеч. жизнь; части человеч. тела; девственность; хра-мовый гомосексуализм; посвящение живых животных; заклание жертвенных животных; продукты охоты, собирательства, скотоводства, земледелия; воскурение благовонных трав; огонь; развешивание разноцветных кусочков ткани у св. источников на перевалах в горах, в местах «обитания» шаманских духов.

Источник: Атеистический словарь

Жертвоприношение
религ. обряд, состоящий в приношении даров богам, св. духам. Ж. возникло в древности в связи с формированием анимистических представлений и верований и на почве обычая оставлять сородичам пищу, оружие, утварь и т. п. Позднее, с появлением колдунов и шаманов и усложнением религ. обрядности, Ж. обставляется множеством специальных правил, выгодных для служителей культа: устанавливаются обязательные Ж. в различных случаях жизни, состав и ценность Ж. и их календарные сроки. В совр. христ. обрядности Ж. распространено в формах жертвенного огня (лампады, свечи, курение ладана), денежных взносов и т. д.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
религ. обряд приношения даров богам, «святым» и всякого рода «духам». Ж. возникло в древнем каменном веке в связи с формированием анимистич. представлений (см. Анимизм) как средство умилостивления духов. Одной из ранних форм Ж. был обычай оставлять умершим сородичам пищу, оружие, утварь и т. п. С образованием еще в первобытном обществе особой «профессии» колдунов, магов, шаманов и позже, с выделением обществ, группы жречества (в период нарождения классового общества), Ж. стало регулироваться множеством спец. правил, выгодных для жрецов, к-рые присваивали себе значительную и лучшую часть приношений, и обременительных для верующих. Устанавливались обязат. Ж. в разл. случаях жизни, определялись состав и ценность Ж. и их сроки. В совр. религиях Ж. приняло характер приношений в храмы, а также возжигания свечей, лампад и др.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Жертвоприношение
Дар, приносимый кому‑либо или чему‑либо священному, чаще всего в форме убитого животного или человеческого существа. Большинство современных религий считает, что человеческие жертвоприношения суть святотатства, точнее, что каждый человек имеет право приносить в жертву только лично себя. В этом проявляется подчинение религии морали, что можно только приветствовать и что служит одним из самых верных признаков новейшего мышления. Но тогда, скажут нам, отсчет новейшего времени следует вести с Авраама. Почему бы и нет? Хотя понимать это мы начали, пожалуй, только после Канта.
В более общем значении жертвоприношением называют дар, приносимый кому‑то или во имя чего‑то, что человек любит и уважает. Высшим жертвоприношением является собственная жизнь, но не потому, что мы считаем ее бесценной, а потому, что она обретает ценность, только служа чему‑то другому, какой‑то высшей цели либо какому‑то другому человеку, измена которому будет означать измену самому себе. Именно так поступают герои, и по этому поступку мы их и узнаем – посмертно.

Источник: Философский словарь.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
распространенный сюжет космогонических мифов или мифологизированный ритуал.
Как Жертвоприношение понималось творение богами космоса из расчлененного тела первожертвы — чудовища, воплощающего хаос (Тиамат), или первочеловека — ведийского Пуруши, скандинавского Имира и т. п. Соответственно ритуал Ж. повторяет космогонический акт (ср. ашвамедха—Ж. коня, пурушамедха— Ж. человека, пуруши в ведийской традиции) или поддерживает мироздание, как у ацтеков, боги к-рых (Тласольтеотль, Уицило-почтли) восстанавливают свои силы — и силы космоса — жертвенной человеческой кровью. Сниженным вариантом мотива Ж. как основы мироздания являются легенды о строительных жертвах — Ж. человека, тело и кровь к-рого укрепляют фундамент возводимой крепости, города и т. п.
При посредстве Ж. достигалось также расположение богов (духов), к-рые вкушают жертвенную пищу (вдыхают аромат сжигаемых жертв и т. п.); ср. мифы о Соме (иранский Хаома), о Ж. Сервия Туллия Диане, благодаря к-рому Рим получил власть над Италией, и т. п. В ведийской и др. традициях существовали божества, специально ведающие Ж. (Брихаспати, Ила), при этом ритуал Ж. объединял всех богов пантеона (Аг-пи переносил жертву с жертвенным огнем и т. д., см. также Сати); китайское высшее божество Шан-ди исходно, видимо, было персонификацией Ж. (ср. также первопред-ка Фуси, чье имя связывается с добыванием жертвенных животных, вед. Сваху, семитского Молоха).
Отсюда — особая мифологизированная роль жреца как руководителя Ж. Человеческое Ж. считалось высшим ритуальным актом в иерархии жертв (птица — копытное животное — человек), приносимых с целью умилостивить божество. Характерны мотивы замены человека животным в момент Ж. (см. Исаак, Ифигения) и об освобождении от Ж. (напр., Шунахше-пы) как знака милости божества (и отказа от кровавых обычаев).
Наиболее архаичный мифологический сюжет, связанный с Жертвоприношением,— миф об умирающем и воскресающем звере. Для древних земледельческих цивилизаций характерен календарный миф об умирающем и воскресающем боге как жертве. В отличие от ритуалов Ж. раба, преступника, пленного иноплеменника, воплощающего грехи человечества (ср. библейского «козла отпущения»), в мифах традиционный мотив — Ж. ребенка (ср. Ж. Авраама), «агнца» и т. п. невинного существа, искупляю-щего эти грехи.
Традиционная символика Жертвоприношения — смерть царя в облике раба, воскресение, бог как жертвенный (пасхальный) агнец, причастная трапеза — в христианской мифологии подверглась переосмыслению: суть Ж. спасителя — добровольная искупительная жертва, освобождающая человечество от последствий «грехопадения» (см. Иисус Христос).

Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
существенный элемент религ. культа, заключающийся в приношении даров вымышленным сверхъестественным существам: духам умерших предков, богам, обожествл. предметам и т.д. Возникнув вместе с религией как элемент религ. культа, Ж. отразили слабость и зависимость человека от стихийных сил природы и общества. Формы и размеры Ж. исторически менялись; они разнообразны, начиная от простейших (напр., брызгание или возлияние вина) вплоть до массовых кровавых Ж. животных и людей. Формы Ж. тесно связаны с различными формами культа, к-рые складывались в конкретных история, условиях на определ. ступенях обществ, развития. К числу древнейших форм Ж. относятся: "жертва-общение" – тотемич. трапеза, ритуальное поедание тотема, напр. при церемонии "интичиума" (Центр. Австралия); "жертва-дар", первоначально в виде "кормления" умерших как часть погребального культа, надмогильные дары умершим оружие, утварь и пр.) и т.д. Одна из ранних форм Ж. – принесение в жертву первинок (первые плоды, первый молодняк стад и пр.) – была по существу обрядом снятия табу, как часть системы регулирования обществ, потребления. Благодарственное Ж. вначале было просто охотничьим празднеством после удачного промысла. По мере разложения родового строя и расслоения общины, с выделением профессионалов-шаманов и жрецов, формы Ж. становятся все более тяжелыми и обременительными для людей; шаманский культ требует постоянных кровавых Ж. якобы для того, чтобы откупиться от злых и жадных духов. Патриархально-родовой культ предков и особенно племенной культ вождей (Африка, Полинезия и др.) породили жестокие формы Ж.: умершим вождям и царькам приносили обильные человеч. жертвы (Африка); в Центр. Америке массовые человеч. Ж. совершались в честь воинств. богов. В смягченной форме та же идея жестокости духов и богов сказалась в обычаях самоистязания (напр., у индейцев Сев. Америки), самоуродования, самооскопления и др. видах религ.-изуверского аскетизма. Вместе с тем у мн. народов выработался более практич. взгляд на Ж. как на своего рода материальную сделку с божеством: в обмен за жертву молящийся требует от бога тех или иных благ (религии Др. Индии, Рима). В развитии и усложнении Ж. большую роль играло своекорыстное вымогательство жрецов; за счет пожертвований богатели и росли храмы и святилища. С развитием экономики и культуры Ж. сокращались и упрощались. Местами они становились чисто символическими (напр., в Китае принесение в жертву предметов, животных, денег заменялось вырезанными бумажками с надписями). Особую форму Ж. у скотоводч. народов (напр., в Сибири) составляло посвящение в жертву духам живых животных: их отпускали на волю или переставали ими пользоваться. С этим же связан древний обычай посвящать богу живых людей ("назореи" у древних евреев), отсюда монашество в христианстве, исламе. В христианской религии формально отменены все Ж. (т. к. Христос якобы принес себя добровольно в искупительную жертву за всех людей) и заменены "бескровной жертвой": христианское "таинство причащения" – отголосок древнего богоядения. Но фактически Ж. остаются, особенно в католицизме и православии, где за счет обильных пожертвований верующих создавались колоссальные богатства монастырей и церквей. Одна из своеобразных форм христианского Ж. – жертвы "ex voto" (по обету): вотивные изображения частей тела, к-рые верующие вешают к иконам в благодарность за "чудесное" исцеление. Лит.: Спенсер Г., Основания социологии, Соч., т. 1, СПБ, 1898; Фрэзер Дж., Золотая ветвь, вып. 1–4, М., 1928; ?эйлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Smith W. R., Lectures on the religion of the Semites, L., 1907. С. Токарев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

жертвоприношение
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ — подношение даров богам, духам природы или духам умерших, очень рано принявшее форму строго регламентированного обрядового действа. Подобные ритуалы существовали уже во времена верхнего палеолита, о чем свидетельствуют особым образом оформленные «хранилища» костей и черепов пещерных медведей в Альпах (Драхенлох, Петерсхеле, Виллендорф, Монтеспан). Неандертальские погребения с «инвентарем» (захоронения Ла-Шапель-о-Сен, Ла Ферраси во Франции, где рядом со скелетами найдены кремневые орудия и минералы красной охры) можно рассматривать как погребальные подношения сородичам с целью обеспечить их необходимыми предметами и пищей в другой жизни. Под влиянием археологических находок и этнографических данных сформировалось представление о происхождении обряда Ж. непосредственно из «кормления» покойников. Ж. является также символом покорности и благодарности высшему существу, мыслится как форма общения с духами местности, с животным-тотемом, с божеством. Сторонники версии происхождения обряда из магии считают, что жертвенные ритуалы возникают, когда человек разочаровывается в своих возможностях с помощью магических манипуляций подчинить себе духов природы. Практика воздействия на сверхъестественные силы превращается в практику умилостивления, требующую даров и подношений. Нерелигиозную версию происхождения обряда Ж. выдвинули философы-просветители 18 в., считавшие, что ритуал возник в результате деятельности жрецов, обманом вымогавших дары у верующих. С.А. Токарев также видит корни обычая не в религиозной сфере. Он возводит Ж. к ранним историческим формам обмена, обусловленным личностными и кровнородственными отношениями. Ж. может рассматриваться как обмен между людьми и сверхъестественными существами: передавая земные ценности представителям другого мира, человек получает взамен какие-либо магические дары (волшебные предметы или чудесных помощников, священное знание или пророческое искусство). Таким образом, посредством жертвы осуществляется медиация между профанной и сакральной зонами.         Медиативная функция Ж. превращает саму жертву, доставленную в мир богов, в способ достижения трансцендентной сферы (напр., Агни в ведийской мифологии — и жертва, и курьер, возносящийся к небесам на огненной колеснице). С этими представлениями связаны «кровавые» Ж. (заклание животного или ритуальное убийство человека). В охотничьих культурах Ж. животного (Медвежий праздник у народов Сибири) толкуется как отправление души зверя к небесному владыке, чтобы передать мольбы и прошения людей. Убитое животное должно вернуться на следующий год и привести с собой множество сородичей, обеспечив охотникам удачный промысел. Вместе с тем, поглощая мясо убитой жертвы, превращая ее тело в собственную плоть, участники ритуальной трапезы приобщаются к ее священной природе, обретают ее качества. (Возможно, христианский обряд Евхаристии имеет ту же семантику.) Идея связи ритуальной смерти с плодородием нашла отражение в раннеземледельческих культурах Средиземноморья. На смену реальным «кровавым» Ж. приходит разыгрываемая в храме мистериальная драма, в которой символическая смерть жреца означает убийство персонажа, отправляющегося в царство мертвых. С его возвращением в мире наступает сезон плодородия.         В поздних религиозных традициях архаический смысл Ж. постепенно меняется. Манифестируется бескорыстный характер дарения. Идеальным было бы Ж., не допускающее никакой прагматики. Крайним выражением этой идеи в христианстве является история Авраама, готового пожертвовать Богу своего сына. Через жертвование самого ценного происходит установление трансцендентального ощущения жизни в противовес эмпирическому, утилитарному отношению к бытию. Ж. Авраама — символ духовного возвышения над самим собой. Апофеозом бескорыстного Ж. в христианстве можно считать самопожертвование Иисуса Христа, который, приняв крестную муку за все человечество, тем самым сделал Ж. излишним. Преподнесение Богу в качестве самого ценного дара — собственной жизни — во многих религиях заменено символическим посвящением, служением высшему существу. Самоубийство же, за исключением отдельных случаев (ассасины и их ответвления в исламе; обряд сати (самосожжение вдов) в Индии), порицается и считается грехом. Как наследие «кровавых» Ж. могут рассматриваться обряды самоистязания, существующие в некоторых религиозных традициях (напр., хлысты). В качестве дара преподносится не столько кровь, сколько готовность добровольно принять муки и страдание, т.е. акцентируется духовный характер жертвования, а не его материальный аспект. В восточных религиях (индуизм, буддизм, синтоизм) продолжает существовать практика подношения посвященных Богу животных, которые не умерщвляются, но считаются собственностью божества. Как правило, обряд совершается с целью испросить у высших сил благополучие, здоровье, богатство. В этом смысле традиции восточных религий больше напоминают практику обмена, но и здесь наряду с Ж.-молением утверждается Ж.-благодарность. В современных формах Ж. трансформировалось из ритуала дарения богам в подношения на храмовые нужды, на плату священнослужителям.         Т.И. Борко         Ж. — ключевой элемент договорной религии, который фиксирует религиозное представление о закономерности, причинности, способности человека их предвидеть и повлиять на них. Это акт символического обмена, устанавливающий порядок отношений между человеком и неподвластными ему силами. Структура Ж. включает жертвователя, жертву и инстанцию, ее принимающую. Оно также предполагает акты воплощения и перевоплощения, превращения жертвователя в жертву и наоборот и моделирует тем самым сложные отношения субъекта и объекта в познании и деятельности. Эволюция жертвенных обрядов выражает собой момент развития познания природы, общества и человека. В ходе нововременной секуляризации Ж. его брутальность переносится на представление о природе, которая подвергается пытке в эксперименте. Жертва становится орудием, средством познания. Самопожертвование превращается в самоотдачу, в творческую вовлеченность, а алчущее жертвы божество — в общественное мнение, алтарь культуры. Философско-эпистемологический анализ Ж. позволяет глубже понять не только архаические, но и современные особенности процесса познания.         И.Т. Касавин         Лит.: Леви-Cmpoc К. Структурная антропология. М., 1983; Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990; Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Мифология и история религии. М., 1998; Касавин И.Т. Изобретение веры. Авраам и Иов // Вопросы философии. 1999. № 2. С. 154 — 166; Элиаде М. История веры и религиозных идей; В 3-х т. М., 2002; Токарев С.А. О жертвоприношениях // Религиоведение. 2002. № 3. С. 153—165.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
принесе ние жертвы божествам в целях поддержания культовой традиции. Представляло собой приношение человеком даров божествам. Заслуга приносящего заключалась в лишении себя чего-либо ценного. В объяснении феномена жертвоприношений выделяются теории дара, чествования и лишения. Даровые жертвоприношения обнаруживаются в погребальном обряде оставления съестных припасов духам умерших. Инки представляли себе буквальное поглощение Солнцем приносимых ему возлияний. Жители Мадагаскара полагали, что божество Ангатра ежедневно пьет арак, который ставят ему в чашке из листьев. Североамериканские индейцы во время бури, разыгравшейся во время плавания на озерах, бросали в воду связанную по ногам собаку. Э. Б. Тайкор приводил пример, когда по приказу короля Гвинеи колдун для усмирения моря бросил в него, с увещаниями не гневаться за торговлю с белыми, кувшин пальмового масла, мешок риса и хлеба, кувшин браги, бутылку водки, кусок раскрашенной бумажной материи. Жертвы земле осуществлялись североамериканскими индейцами при зарывании даров в ее недра. Перед сказочными героями зачастую разверзается пропасть, которую удается преодолеть, лишь бросив в нее жертву (по одной из версий, куропатку). Согласно преданию, приводимому Титом Ливием, когда на Римском форуме разверзлась пропасть, это было истолковано так, что боги требуют принесения в жертву того, в чем заключается главная сила Рима. Молодой воин Марк Курций, объявив, что главная сила Рима в воинской доблести, верхом в полном вооружении бросился в пропасть. Кровавое жертвоприношение земле зафиксировано у орисских лондов. Одну часть отрезаемых от жертвы кусков мяса жрец зарывает, не оглядываясь, позади себя в яму, другую главы семейств подобным же образом закапывают на своих полях. Якуты жертвуют первую ложку своей трапезы огню. Кроме того, очищая глиняную посуду не водой, а огнем, они ежедневно жертвуют огню остатки пищи. Специфический обряд «кормления ветра» — уангайгау — зафиксирован этнографами в Новой Зеландии. Сходный мотив прослеживается в человеческих жертвоприношениях негритянского народа данти, полагавших, что невидимый и неощутимый вихрь уносит свои жертвы из тесного круга жрецов. Как проявление дарового жертвоприношения можно интерпретировать исторический эпизод, когда Ксеркс, после того как высек море, бросил за борт корабля кубок и меч. В силу тех же соображений Ганнибал сбросил в море животных. Зачастую жертвоприношение высшим существам символически ритуализируется через кормление священных животных. Ряд индейских племен Центральной Америки кормили маисом и семенами «солнечных птиц». Полинезийцы выставляли остатки человеческих жертв на помостах в качестве пищи для воплощавшихся в птиц богов. В ряде регионов Африки и Азии проводилось ритуальное кормление змей, крокодилов, акул, шакалов. Легенда о жертвоприношениях дракону, от которого народ освобождает сказочный герой, имеет под собой этнографические основания. В противоположность кровавым жертвоприношениям индусы кормят священных коров и слонов растительной пищей. Жертвенного кормления требовали и антропоморфные боги. Кортесу, принятому за воплощение жаждущего крови Кецалькоатля, Монтесума отправил соплеменников, которые должны были быть заколоты перед его глазами. В оргиастическом шактизме женщина, символизирующая Раду, внушала жертвенные яства. Процессу приношения даров должна была соответствовать визуальная форма их принятия богами. В силу метафизической невозможности последнего право пользования жертвенными дарами сосредоточило в своих руках жречество. У реликтовых народов жрецы поедали лучшие части животных жертв. Церковная десятина, как воздаяние духовенству того, что предназначается Богу, имеет, по-видимому, тот же источник происхождения. Ряд языческих народов предпочитал символической подмене практику непосредственного кормления идолов. Так, остяки ежедневно наливали суп в чашку, прикрепленную ко рту истукана. Они же оставляли ему нюхательный табак и пучок ивовых почек для ноздрей. Ацтеки в пасть чудовищного идола выливали кровь и клали сердце жертвы. У многих народов была распространена практика смазывать истуканов салом или кровью. При отсутствии визуальной фиксации принятия божеством приношений полагалось потребление им духовной субстанции жертвы. Потому особо ценилась в жертвенной практике кровь, оцениваемая в качестве вместилища души. Одиссей заставил тени подземного царства говорить, вылив для них в пропасть кровь барана и черной овцы. Индейцы Виргинии, принеся в жертву детей, полагали, что духи — оки — высасывают у них кровь из левой груди. Кайяны Борнео осуществляли жертвоприношения всякий раз, когда какой-нибудь важный начальник переселялся в новый дом. Кровью окропляли столбы и основание дома, а труп бросали в реку. Повсеместно божеству предоставлялась лишь кровь жертвы, тогда как мясо оставалось в распоряжении у жертвователя. Так, к примеру, поступали западноафриканские негры Бенина при жертвовании петуха. Йоруба мазали жертвенной кровью лоб больного человека, передавая ему таким образом жизнь жертвы. В иудаизме четко дифференцировалось приношение крови, как жизни, и крови, как пищи. Поэтому евреи не могли есть мяса с кровью, представлявшего жизнь, но окропляли ею святилище. Предполагалось, что бестелесные духи употребляют в пищу духовную субстанцию жертвы. Поэтому жертвоприношения осуществлялись в формах курения и воскурения. Курение табака у американских индейцев имело ритуальный характер, символизируя восхождение души к солнцу. Трубка мира считалась особым солнечным даром, а табак — священной травой. Окуривание больного представляло собой воздаяние поразившей его болезнью духу. Практика сжигания ароматизированных палочек сохраняется в повседневной культуре буддийских стран. В Европе прослеживается эволюция от сожжения трав до роскоши воскурений восточных ароматов, мирры, кассии и пр. По свидетельству Плутарха, в Египте в качестве жертвоприношения солнцу на восходе сжигалась смола, в полдень — мирра, на закате — куфи. Геродот сообщал, что вавилоняне сжигали у золотой статуи Ваала ароматические вещества на тысячу талантов. Множество рецептов по изготовлению фимиама было известно древним евреям. Из жертвовательной практики ведет происхождение обычай алгонкинов бросать в огонь первый кусок пищи. Иногда это сопровождалось ритуальными плясками. Куски мяса, печени и жира бросают в огонь тувинцы и буряты. Китайцы жертвуют даже шелк и драгоценные камни. Гомеровские греки полагали, что эссенция сжигаемых приношений уносится вьющимися клубами дыма к богам. Жертвенные возлияния и курения используются в пищу демонами, стремящимися стать богами. Эпоха пророков в Израиле стала временем широкой критики тенденции подмены жертвенной практикой смысла религиозного учения. У ряда народностей жертвоприношение от пищевого дара богу трансформировалась в церемониальный знак почитания. Гвинейцы, проходя мимо священного дерева или пещеры, бросали в нее морскую раковину в качестве жертвы местному духу. Индуисты поднимают над головой щепотку риса, мысленно принося ее в жертву Шиве или Вишну. Зулусы увещают бога послать дождь закланием черного быка. Причем для большинства отобранных животных убийство лишь имитируется. Поедание жертвенного мяса осуществляется в почтительной покорности, после чего траурная процессия поет песню без слов. Некоторые из племен Северной Индии сопровождают жертвоприношения обильными возлияниями. У древних инков на жертвенных трапезах поедались целые стада лам. Смысл греческих жертвенных пиршеств заключался в чествовании торжественными речами богов. Смысл жертвоприношения по теории лишений заключается не в том, что божество получает дар, а адепт жертвует им. Здесь главное не сама жертва, а готовность к ее осуществлению. Такой подход характерен для монотеистического религиозного мышления. По теории лишений жертва тем ценнее, чем значимей она не в абсолютном эквиваленте, а непосредственно для жертвователя. Финикийцы, дабы умилостивить богов, приносили им в жертву своих любимых детей. Если убиваемый ребенок был единственный в семье, жертва считалась особенно ценной. Царь маовитян, увидев, что победа в сражении склоняется на его сторону, принес на крепостной стене в жертву богам своего сына. Римские консулы перед началом битвы бросались в гущу неприятеля, жертвуя себя в качестве залога победы. Император Гелиогабал установил в Римской империи обряд жертвоприношения солнцу сыновей наиболее знатных фамилий. Доведенный до абсурда закон гостеприимства требовал во имя Юпитера Гостеприимного принести в жертву гостя. Постепенно в практике жертвоприношений наблюдается тенденция имитации, замены целого его частью. Так повсеместно распространилось правило при заклании в честь богов животного оставлять себе его мясо. Монголы оставляли перед идолом только сердце жертвенного животного. Греки сжигали на жертвенном огне только кости и жир убитых быков. Согласно греческому мифу, Прометей перехитрил Зевса, предложив на выбор две части жертвенного быка — для богов и смертных. Первая представляла собой кости, искусно обложенные белым жиром, вторая — мясо, прикрытое отталкивающими шкурой и внутренностями. Жертвенной имитацией в зороастризме стал обряд, по которому шерсть животных вкладывалась в сосуд, помещаемый на некоторое время перед огнем. У многих народов получил распространение обычай отрубать палец, символизировавший жертвование самого человека. У жителей острова Тонга обряд «тутунима» заключается в отрубании сустава мизинца руки ради исцеления близких родственников. Наблюдатели были свидетелями сцены, когда пятилетние дети оспаривали друг у друга право принесения этой жертвы. Манданы при инициации возведения в воины подвешивали юношу на веревках, пока он не лишался сознания, после чего, придя в себя, подползал к старому индейцу, отрубавшему ему на черепе буйвола мизинец (иногда вместе с указательным пальцем). Так что у каждого из индейских мужчин недоставало пальцев на руках. В индийской мифологии Шива отсек себе палец, чтобы умилостивить Кали. Для южных провинций Индии характерен обряд отсечения матерями пальца из-за боязни потерять ребенка. Замена самой замены проявляется в жертвовании золотого пальца. Наряду с отрубленными пальцами, замещением жертвы служат волосы. Новозеландцы развешивали пряди волос на деревьях вокруг кладбищ. Повсеместно шаманским приемом осуществления исцеления было отрезание у больного клока волос. Острижение пряди волос при христианском крещении, по-видимому, восходит к жертвенной практике. Тот же мотив усматривается в иудейском обряде обрезания. У ряда народов жрецы лишь имитировали ритуал, намечая удары копьем по предполагаемой жертве. У греков принесение человеческих жертв было со временем заменено обрядом малого кровопускания. Аналогичная практика фиксировалась на другом краю Европы, в обычаях эстов. В вишнуизме человеку, непреднамеренно убившему священное животное — очковую змею или обезьяну, производился надрез бедра, с последующей имитацией смерти и воскрешения. Считалось, что душу, обреченную на смерть, можно выторговать, предоставив богам взамен другую жизнь. При заболевании знатных инков в жертву приносились их сыновья, что сопровождалось мольбами взять эту жертву вместо себя самого. Греки в таких случаях использовали преступников или пленных. Карфагеняне для жертвоприношений Молоху скупали и откармливали детей чужеземцев. Но в особо опасные периоды для государства жрецы Молоха требовали принесения в жертву детей наиболее знатных из карфагенян. Тенденция к замещению человеческих жертв обнаружилась в племенах Африки и Америки в связи с запретами христианских колонизаторов на их осуществление. Жертвы животных часто использовались в качестве ритуальной замены умерщвления человека. На Цейлоне роль жертвенного заменителя выполняла курица. У греков животное, замещавшее на жертвенном алтаре человека, наряжалось в соответствующие антропоморфные костюмы. Эолийцы обували ритуального теленка в сапожки, а к родившей его корове обращались как к матери-женщине. Артемиде вместо девушки приносили в жертву лань, Дионису вместо мальчика — козу. Айны выращивают в человеческих семьях медвежонка, которого по достижении им зрелого возраста, одетого в ритуальные одежды, расстреливают из луков на особых медвежьих праздниках. Другим способом замены человеческой жертвы служило изготовление ритуальной куклы. Наряду с кровавыми храмовыми обрядами, ацтеки в домах частных лиц имитировали жертвоприношение на фигурках из теста. В Греции и Риме человеческие жертвы часто замещались медными статуэтками. У брахманистов в качестве жертвенных подобий использовались фигурки из муки и масла. В китайской ритуальной традиции широкое распространение имели замещения жертв, вырезанных из бумаги и сжигаемых во время соответствующих церемоний. Египтяне приносили в жертву воде при разливах Нила молодую и пышно одетую девушку. Трансформацией жертвенной практики с установлением ислама стал обряд «арусех» (невеста), во время которого разливающейся водной стихией уносился специально возведенный конический земляной столбик. Повсеместно во врачебных целях создавались модели больных органов, отдаваемых божеству в обмен на изгнание недуга из соответствующих частей тела. Даже в православной Болгарии в день святого Георгия и праздник панагии приносились в жертву домашний скот, мед, вино и пр. Жертвенные приношения завершались, как правило, пьяной оргией. По сей день в самых различных регионах перед употреблением спиртного принято выливать на землю несколько капель вина, угощая тем самым духов. Широкое распространение получили также обряды кормления печи, ветра, воды, земли. Даже в Европе практика жертвоприношения стихиям совершалась вплоть до Новейшего времени. Выпечка в форме фигурок людей и животных, по-видимому, также восходит к ритуалу жертвенного замещения. Особую обрядовую группу составляли жертвоприношения дьяволу. Страх перед нечистой силой зачастую оказывался более весомым, нежели благоговение перед Богом. Дьяволу жертвовалась не только часть урожая, но и участок поля, остававшийся непаханым, — «поле доброго человека». Но, как правило, черта пытались перехитрить, отводя ему наименее плодородные площади. Немецкая поговорка, гласящая, что недопитый стакан есть приношение дьяволу, восходит, по-видимому, к ритуалу жертвенных возлияний. Историческое христианство сохранило в качестве архетипов определенные мотивы, восходящие к языческой практике жертвоприношений. Даже в позднее Средневековье верующие приносили к статуям или местам захоронения святых модели тех или иных человеческих органов, моля об исцелении. Сохранение языческих ритуалов стало одним из главных обвинений в протестантской критике католицизма. Источ.: Тэйлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989; Даль В. И. Записка о ритуальных убийствах. СПб., 1913; Блинов Н. И. Языческий культ вотяков. Вятка, 1898; Шатенштейн Л. С. Мултанское дело 1892–1896 гг. Ижевск, 1960; Франк Ф. Ритуальные убийства пред судом истины и справедливости. Киев, 1912.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
238.77 кб

Генеалогия насилия: жертвоприношение как архетип терроризма

Борисов С. Н., Артюх А. В.
Рассматривается проблема современного терроризма как культурно антропологического феномена. Анализ предшествующих ему форм насилия позволил выявить архетипическую роль жертвоприношения. Трактовка жертвоприношения Ж.
Читать PDF
60.90 кб

Андрей Тарковский: действительная индивидуальность как жертвоприношение

Тимофеев Александр Иванович
На материале фильма А. Тарковского «Жертвоприношение» исследуются представление выдающегося кинорежиссера об Абсолюте и вопрос о способах установления отношений человека с высшим существом.
Читать PDF
77.41 кб

Идея Ф. Ницше о «Вечном возвращении» в фильме «Жертвоприношение» А. Тарковского

Евлампиев Игорь Иванович
Показано, что идейной основой фильма «Жертвоприношение» является идея вечного возвращения Ф.
Читать PDF
98.27 кб

Понятие "траты" и его место в системе жертвоприношения

Трофимова Ксения Павловна

Похожие термины:

  • ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ РИТУАЛЬНОЕ

    принесение жертвы в целях имитации победы над врагом. Как правило, распространялось на уровне этноконфессиональных мифологем, связанных с инфернализацией образа «чужака». При эзотерической деши
  • Дары и жертвоприношения в библейские времена

    (Offerings and Sacrifices in Bible Times). Библейское учение о дарах и жертвоприношениях в библейские времена составляет основу истории искупления. Всякая теологическая попытка постичь тайну примирения с Богом, та
  • ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

    Существует очень немного археологических находок, свидетельствующих, что у кельтов практиковались человеческие жертвоприношения. Правда, найдено немало, так сказать, аномальных типов захоронен