Жертвенник

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЖЕРТВЕННИК
предложение - четырехугольный стол, стоящий у стены слева от престола в сев.вост. части алтаря правосл. храма, на к-ром совершается проскомидия, первая часть литургии. Ж. закрывается покрывалом, на нем стоят свящ. сосуды, и сам он считается местом священным.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Жертвенник
Стол в алтаре православного храма, на котором совершается проскомидия (см.); имеет четырехугольную форму, как и престол, и облачен в такие же, как на престоле, одежды. Помещается он в алтаре всегда на левой стороне, а иногда в особо отделенной части алтаря (с левой же стороны), называемой диаконником. На нем хранятся священные сосуды до их употребления на литургии.

Источник: Православный церковный словарь.

ЖЕРТВЕННИК
Стол, на котором приготовляются хлеб и вино для Божественной литургии. Он находится в алтарной части церкви, слева (с северной стороны) от Престола. На жертвеннике стоят потир – чаша для вина, и дискос – небольшое, обычно металлическое круглое блюдо на высокой ножке для хлеба. На нем также лежат копие – особый нож для разрезания евхаристического хлеба, лжица – ложка для Св. Причастия, особые покровцы для потира и дискоса, особая металлическая звездица, которая поддерживает покровец над дискосом, губки и платы для вытирания потира. Жертвенник обычно украшается так же, как и Престол, над ним помещается икона Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду.

Источник: Православие. Основные понятия.

Жертвенник (Алтарь)
(Altar). В R3 место для ритуального забоя скота или жертвоприношения обычно носит названиеmizbeah, к-рое в пер. ЬХХчаще всего переводится греч. словомbomos ("возвышенное место"). В НЗbomos встречается только однажды (Деян 17:23); наиболее же употребительно здесь слово thysiasterion ("место жертвоприношения", "жертвенник").
Жертвенник в ВЗ. Материалы и формы. В ВЗ описаны два основных типа жертвенников. При возведении жертвенников первого типа не предъявлялось к. л. требований к их формам; они сооружались из земли и камней. В нескольких местах ВЗ говорится, что жертвенник имел такуюто форму; из контекста других повествований можно заключить, что жертвенник имел иную форму. Подобные жертвенники обычно не предназначались для того, чтобы их использовали священники.
Жертвенники второго типа должны были иметь определенную форму; при их сооружении использовали дерево и медь либо дерево и золото. В частности, два жертвенника, установленные в скинии и предназначавшиеся для того, чтобы священники (а потом и их потомки храмовые священники) совершали богослужение, строились опытными маетерами, в соответствии со строгими предписаниями.
Назначение и использование. Жертвенники могли использоваться и законным образом, и в нарушение запретов. Запреты касались отправления языческих культов, существовавших у соседей Израиля (Исх 20:2526; 34:1316; Втор 7:511; Суд 6:2532): богослужение израильтян не должно было иметь ничего общего с язычеством; израильтяне обязаны были оставаться верными единому истинному Богу, Который открыл себя им и их отцам. К сожалению, Израиль слишком легко пренебрегал запретами, то и дело обращаясь к языческим богам, богослужениям и жертвенникам (Чис 25:25; Суд 6:2530; 3 Цар 12:32; 16:32; 22:43; 4 Цар 16:4,1016; Ос 8:11; 11:2; Ам 3:14). Илия сокрушался, что Израиль разрушил жертвенники Бога и убил Его пророков (3 Цар 19:10); позже Ииуй и Иосия разрушили жертвенники Ваала (4 Цар 10:1828; 2 Пар 34:17).
Не менее очевидно, что закон предписывал и использование жертвенников. По сути дела, правила синайского законодательства, касающиеся жертвенников, призваны определить, в чем состоит истинное их назначение, и не допустить никаких запрещенных действий. Речь идет прежде всего о жертвеннике воскурения, символизирующем вознесение молитвы (Исх 39:38; 40:5; см. Откр 8:35), или о заместительном искуплении, подобном тому, когда вместо Исаака на горе Мориа в жертву принесен был агнец (Быт 22:13). Ножертвенники и жертвоприношения могли служить и другим целям. Первый жертвенник, о к-ром упоминается в Писании, это тот, что построил Ной (Быт 8:20); из контекста ясно, что Ной, принеся жертвы, выразил свою благодарность за спасение от потопа.
Авраам возвел жертвенники в Сихеме, Вефиле, Гае и Хевроне (Быт 12:78; 13:18). Они предназначались для богослужения и свидетельствовали об исполнении обещаний Бога, Который даровал землю Аврааму и его потомкам (см. Быт 26:2325). Моисей соорудил жертвенникпамятник (Исх 17:1416); позже, когда Израиль подтвердил завет с Богом, Моисей возвел жертвенник у подножия горы Синай и принес на нем жертву, вероятно, чтобы подтвердить завет (Исх 24:48).
Нежреческие и жреческие жертвенники. Из вышеприведенных примеров ясно, что жертвенники могли сооружаться и использоваться не только для богослужений, совершаемых священниками в скинии завета. До Синайского откровения священства еще не было; тем не менее патриархи возводили жертвенники и совершали богослужения. Бог велел Моисею объяснить народу, как возводить и использовать подобные жертвенники "для мирян" (Исх 20:2426). Возводили их и позже, что следует из Нав 8:3035; Суд 6:24; 21:4; 1 Цар 7:17; 14:35; 2Цар24:25.
Но на горе Синай Бог открыл Моисею и то, какими должны быть два жертвенника, предназначенные для богослужения в скинии завета. Медный жертвенник (жертвенник всесожжений) имел в длину и ширину приблизительно 2,5 кв.м, в высоту 7,5 кв.м и был изготовлен из акации, покрытой медью. По четырем углам жертвенника возвышались медные рога. Жертвенник сооружался таким образом, чтобы его легко можно было переносить; устанавливался он во дворе скинии, перед входом в шатер. На жертвеннике всесожжений приносились в жертву животные, а также совершались хлебные жертвы (Исх 27:18; 31:25,9; 38:17; 40:6,29); считалось, что жертвоприношением человек искупает свой грех, перед тем как войти в место присутствия Божьего.
Жертвенник воскурения (золотой жертвенник), крый тоже легко было переносить, имел 0,5 м в длину и ширину и 1 м в высоту; по углам его возвышались четыре золотых рога. Располагался жертвенник воскурения, по всей видимости, непосредственно перед занавесом, отделявшим святилище от святая святых (Исх 40:26; см., однако, Евр 9:4). На золотом жертвеннике первосвященник утром и вечером возжигал курения и раз в год окроплял рога кровью искупительной жертвы (Исх 30:110; 40:5,2627). Дым от воскурений поднимался вверх и наполнял скинию, придавая торжественность молитвам, крые возносил священник (см. Откр 8:3).
Что произошло с обоими жертвенниками скинии, неизвестно. Когда Соломон построил Храм, туда поместили уже другие жертвенники. Медный жертвенник превосходил прежний размерами (10 м в длину и ширину, 5 м в высоту, 2 Пар 4:1); о золотом жертвеннике почти ничего не известно разве что он был изготовлен из кедра, покрытого золотом (3 Цар 6:2022). Вернувшиеся из плена иудеи, видимо, изготовили новые жертвенники, крые заняли свое место во втором Храме (Езд 3:3; см. 1 Мак 1:21,54; 4:4449). Подобные жертвенники находились и в храме Ирода (Мф 5:2324; 23:1820; Лк 1:11).
Иезекиилю, пророку эпохи плена, открылось видение восстановленного Храма (Иез 40:44). Он сообщает об особенностях формы и размерах жертвенника всесожжения, отличающегося от прежних (43:1317); однако мы не находим никаких упоминаний о жертвеннике воскурения (если только к нему не относятся сведения, приведенные в 41:22). По мнению некрых комментаторов, такое видение должно было убедить вернувшихся изгнанников, что Бог снова присутствует среди них, в восстановленном Иерусалиме и Храме. Согласно другой точке зрения, в видении Иезекииля говорится о Храме будущего Тысячелетнего Царства и о совершавмых в нем жертвоприношениях. Критики этой точки зрения полагают, что возобновление кровавых жертв в будущем невозможно, поскольку крестная жертва Христа, имеющая типологическую общность с кровавыми жертвами (о чем говорится, прежде всего, в Евр), их навсегда отменила. Им отвечают, однако, что такие жертвоприношения могли совершаться в память о древних храмовых жертвоприношениях и в этом смысле практически не будут отличаться от совершаемой сегодня Вечери Господней. Проблема очень непроста; решая ее, необходимо учитывать многие экклезиологические и эсхатологические моменты.
Жертвенник в НЗ. В н. з. текстах речь идет гл. обр. о жертвенниках храма Ирода (см. выше). Однако встречаются и упоминания о жертвеннике воскурения в небесном Храме (Откр 6:9; 8:35; 9:13; 14:18; 16:7). Важно отметить, что в небесном Храме отсутствует жертвенник всесожжения, поскольку окончательное искупление уже произошло. Но молитвы святых, подобно благовониям, курящимся над золотым жертвенником, будут всегда возноситься к небесам, на радость Богу.
Ряд религиозных традиций (в частности, восточное православие, католичество, "высокая" Англиканская церковь, протестантские церкви с высокой литургической традицией) усматривают в жертвеннике, упомянутом в Евр 13:10, престол для совершения евхаристии. Такая интерпретация подразумевающая, что на престоле одно материал ьное вещество претворяется в другое, вряд ли соответствует контексту послания, поскольку противоречит его предшествующим положениям. В Евр 13:10 речь идет скорее о кресте как о жертвеннике, на к-ром Христос принес себя в жертву. Поскольку в тех же религиозных традициях престолу отводится роль жертвенника, той "престолГосподень" в 1 Кор 10:21 (в синод, пер.: "трапезаГосподня ". Прим. пер.) отождествляется ими с христианским престолом.
Жертвенник в истории Церкви. Уже с нач. II в. восприятие Вечери Господней стало приобретать буквальный характер. Вначале хлеб и вино считали, в некоем метафорическом смысле, жертвенным телом и кровью Христа. Эта точка зрения на протяжении веков претерпевала изменения в сторону еще большей буквальности, так что приношение хлеба и вина стало прямо отождествляться с жертвенным приношением тела и крови Христа. Такая жертва уже в ранний период получила название "алтарной жертвы" и окончательно воплотилась в римскокатолической доктрине пресуществления и литургической жертвы. Попутно " престол ",изначально воспринимавшийся как простой семейный стол, к к-ром у подавали хлеб и вино, начал отождествляться с жертвенником, на к-ром , в определенном смысле, приносится в жертву Христос. И по мере того как хлеб и вино все отчетливее обретали значение тела и крови Христовой, сам престол все больше воспринимался в качестве алтаряжертвенника. Христианские жертвенники всегда имели столообразную форму; изготавливали их сначала из дерева, а позднее из металла и камня.
Восприятие престола как жертвенника стало преобладать и в восточном православии, и в римском католичестве. Однако даже протестантские традиции, крые подчеркивают "реальное присутствие" Христа в хлебе и вине, рассматривают престол скорее как жертвенник. Мотив жертвы основной в евхаристии, в общинных молитвах, гимнах, благодарениях и приношении даров. Те традиции, крые воспринимают хлеб и вино в более символическом и/или спиритуалистическом (когда речь идет о духовном присутствии) свете, предпочитают скорее говорить не об алтаре, а о " престоле Господнем ".
В церквях, входящих в круг ривайвелистских протестантских традиций, слово "жертвенник" обрело еще одно значение. В таких религиозных группах, где особо подчеркиваются публичное исповедание Христа и публичное посвящение Христу своей жизни, большинство богослужений завершается "алтарным призывом". Присутствующих приглашают выйти вперед, к алтарю, и предаться Богу, принести себя Ему в жертву. При этом т.н. "алтарь" может представлять из себя обычную загородку, скамью или даже передний ряд стульев. Иногда под "алтарем" подразумеваются и просто слова, не связанные с определенным предметом. В этой традиции алтарь уже не воспринимается как место, где приносится в жертву Христос; не имеет он никакого отношения и к престолу. Это место, где человек предает себя Богу.
S. N. Gundry (пер. Ю. Т.) Библиография: J. Bodensieck, ed.,Encyclopedia of the Lutheran Church; TDOT; H. Wolf, TWOT, 1,23335; ?. H. Klotsche,The History of Christian Doctrine; B. Lohse,A Short History of Christian Doctrine; NCE.
См. также: Дары и жертвоприношения в библейские времена; Вечеря Господня, взгляды на.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
415.58 кб

Феноменология сакральной власти и жертвенности царя-героя в контексте античной культуры

Апрелева Виктория Александровна
Сопоставляются понятия сакрального и сакральной власти; рассматривается феномен сакральной власти на примере ритуальной фигуры царя-героя, характеризуется явление жертвенности Царя Эдипа, ставшее первой формой политического вменен
Читать PDF
108.38 кб

Идея кенотической жертвенности в опыте человека советской и пореформенной России

Рожковский Виталий Борисович
В настоящей статье в свете идеи кенотической жертвенности рассматривается исторический и экзистенциальный опыт человека в советской и пореформенной России.
Читать PDF
373.36 кб

Идея жертвенности в антропологических конфигурациях философии модерна

Зайцев П. Л.
Рассматривается проблема антропологического содержания философии модерна. Человек эпохи модерна определяется через понятие «работа». Чтобы стать настоящим человеком, необходимо трудиться.
Читать PDF
361.42 кб

Идея жертвенности в религиозном и социальном подвижничестве (сравнительный анализ)

Миронов Андрей Владимирович
Рассматривается соотношение религиозного и социального подвижничества через понимание жертвенности. Приводятся основные положения данных феноменов.
Читать PDF
271.73 кб

В.Н. ВОЛКОВ. ПАТРИОТ И ГЕРОЙ В ДИСКУРСЕ ЖЕРТВЕННОСТИ И СМЕРТИ

Фетисова Т.А.
Читать PDF
161.75 кб

Превращенная форма христианской жертвенности: феномен советского человека

Рожковский Виталий Борисович
В статье дается анализ идеи христианской жертвенности, представленной в превращенной форме в советской культуре, в антропологическом типе советского человека.
Читать PDF
335.94 кб

Эрозия эгоизма и диффузия жертвенности в современном публичном дискурсе

Болотникова Елена Николаевна
Дихотомия эгоизм/альтруизм, сформулиро-ванная О.Контом, проблематизирует моральныйаспект существования индивида и общества в ин-дустриальную эпоху.
Читать PDF
353.86 кб

Жертвенность как символическое бытие: Ж. Бодрийяр, Ж. Лакан, Р. Жирар

Круглова И. Н.
В статье рассматривается теория жертвенности как способа символического обмена современного французского философа Ж.Бодрийяра в контексте сравнительного анализа с концепциями Ж. Лакана и Р. Жирара.

Похожие термины:

  • КОНЕЧНОСТИ (ЖЕРТВЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ)

    В древности у кельтов существовал обычай в случае болезни подносить божествам, а также различным целительным жертвенникам и святилищам изображения больных конечностей. Такие изображения делали
  • ЖЕРТВЕННЫЕ ПРИНОШЕНИЯ

    (тиб. dam tshig gi rdzas, другое название «цветок органов чувств») — в тибето-монгольском и российском буддизме внутренние и тайные действа преимущественно созерцательного характера. К первым относятся п
  • Пламя, погребальный костер, жертвенный огонь, молния, пыл, страсть

    Философский смысл термина: "Природа небесных тел - огненная" (Анаксимен); "Вечно живой" огонь - пребывающая от века и задающая своим мерцанием определенный ритм жизни стихия (Гераклит); "первоогонь" (р