ЗЕМЛЯ И ГОСУДАРСТВО

Найдено 1 определение
ЗЕМЛЯ И ГОСУДАРСТВО
историко-социологическая концепция славянофилов, созданная в 40-50-е гг. XIX в. Ведущая роль в ее разработке принадлежала К.С. Аксакову, к к-рому по ряду вопросов был близок Хомяков. Центральное место в ней занимает учение о негосударственности рус. народа, а ключевой идеей является противопоставление государственности и векового уклада народной жизни. На Западе, считал Аксаков, идея государственности воплощается во внешнем порядке, основа к-рого принуждение и насилие. Для славянских племен основа праведной жизни виделась ему в ином - в традициях крестьянской общины и народного быта, т. е. в 3. Территория, где жили славяне, подвергалась постоянным набегам, что вынудило их создавать Г. Для этого, как писал Аксаков, славяне призвали варягов, что Позволило им не смешивать для себя понятия 3. и г., а пойти лишь на создание их добровольного союза, т. е. своеобразного общественного договора. В рамках этого союза произошло разделение людей на служилых и земских, но был возможен переход из одного разряда в др. Принципиальное отличие России от Запада заключалось в том, что в ней не было наследственной аристократии, поэтому служилый человек имел возможность стать боярином. Исходя из принципа противоречия внешнего и внутреннего, формального и органичного, разъединенного и цельного и т. д., славянофилы противопоставляли понятия Г. и об-ва. Существование первого предполагает исполнение внешней функции, где ведущую роль играет отрицательное начало, в то время как об-во созидательно по самой своей природе, несет в себе нравственную основу, к-рая характеризует его внутреннюю жизнь. Хомяков причислял все атрибуты государственной власти, и в первую очередь политические отношения в об-ве, к второстепенным. Общественная деятельность не должна соединяться с задачами Г., чтобы сохранить свое предназначение. Положительная сторона деятельности Г. заключается лишь в том, что оно берет на себя весь груз решения политических вопросов, оставляя об-во вне этих проблем. Разрушение сложившегося ранее союза 3. и г. наступило, считали славянофилы, в петербургский период истории России, когда произошло вмешательство Г. в дела об-ва. Данное положение отрицательно сказалось не только на Г., но может исказить и сущность 3. "Народ, - писал Аксаков, - еще держится и хранит, как может, свои народные кроткие общинные предания, но если уступив... проникнется он сам государственным духом, если захочет сам быть наконец Государством, тогда... погибнет внутреннее начало свободы" (Полн. собр. соч. Т. 1 С. 58). Смерть Николая I и начало царствования Александра II в 1855 г. породили оптимистические надежды славянофилов на претворение в жизнь их идей. Свои воззрения по вопросу о 3. и г. Аксаков изложил в записке к Александру II "О внутреннем состоянии России", в к-рой характеризовал рус. народ как "...не государственный, не ищущий участия в правлении, не желающий условиями ограничивать правительственную власть, не имеющий, одним словом, в себе никакого политического элемента, следовательно, не содержащий в себе даже зерна революции или устройства конституционного" (Теория государства у славянофилов. С. 25-26). Главная задача Г., по Аксакову, заключается в решении военных вопросов, в обеспечении работы правительства, органов законодательства и судопроизводства. К земской деятельности принадлежит "...весь быт народный, вся жизнь народа, куда относится, кроме духовной, общественной его жизни, и материальное его благосостояние: земледелие, промышленность, торговля" (Там же. С. 27). Автор максимально расширяет сферу деятельности 3., ограничивая тем самым роль Г. Он использует своеобразный прием устрашения в адрес Г., когда пишет, что "как скоро правительство отнимает постоянно внутреннюю общественную свободу народа, оно заставит, наконец, искать свободы внешней, политической" (Там же. С. 37). Государственной формой правления, соответствующей всей рус. истории, является для Аксакова монархия. Все др. формы правления, включая демократию, допускают участие об-ва в решении политических вопросов, что противоречит характеру рус. народа. Власть государя в России чрезвычайно велика, однако народ не рассматривает его в качестве земного бога, т. е. повинуется, но не боготворит. По существу, в записке провозглашается требование об ограничении абсолютной монархии. Более того, Аксаков настаивает на праве 3. высказывать свое мнение Г. по всем актуальным вопросам, но их исполнение не является обязательным. Для этого необходимо восстановить деятельность Земского собора. "Правительству, - писал он, - неограниченная свобода правления, исключительно ему принадлежащая; народу - полная свобода жизни и внешней, и внутренней, которую охраняет правительство. Правительству - право действия - и, следовательно, закона; народу - право мнения - и, следовательно, - слова" (Там же. С. 44). Призыв к созыву Земского собора стал актуальным для всей общественно-политической жизни России 2-й пол. XIX в. Вокруг него сблизились самые различные направления отечественной демократической интеллигенции. Влияние концепции 3. и г. сказалось как на развитии философской мысли, так и в общественно-политической жизни России того периода в самых различных проявлениях. Отрицательное отношение к Г. и определение рус. народа как негосударственного послужило одним из идейных источников анархизма, получившего свое развитие в работах М. А. Бакунина, Кропоткина и др. Нигилизм славянофилов в отношении к политическим вопросам и правовым нормам повлиял на народничество, став одной из характерных особенностей этого движения. С другой стороны, пристальное внимание к земщине сказалось на том, что рус. интеллигенция с нач. 60-х гг. XIX в. направила значительную часть своей энергии на развитие и распространение земской деятельности.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
374.88 кб

Новгородская земля в системе ордынской государственности

Селезнёв Ю. В.
В статье представлены особенности включения Новгородской земли в состав ордынского государства в XIII XV вв.
Читать PDF
183.66 кб

Архипелаг Новая Земля в XIX первой трети XX века: государство и освоение

Беляев Денис Павлович
Читать PDF
3.94 мб

русская земля в среднем Поднепровье: от потестарных структур к раннему государству

Котышев Дмитрий Михайлович
На пространстве юга Восточной Европы с начала Х в. Набирает силу процесс формирования восточнославянской государственности.
Читать PDF
314.68 кб

Территориальное верховенство как признак государства в русских землях XIII-XV веков

Назипов Ильгиз Ильдарович
В контексте анализа русско-ордынских связей на предмет государственной принадлежности русских земель Орде исследуется проявление признака государства — «территориальное верховенство».
Читать PDF
162.35 кб

Государственное регулирование нефтедобычи на землях Кубанского и Терского казачьих войск в xix в

Поплетеева Галина Анатольевна
Статья посвящена анализу законодательной деятельности государства в сфере регулирования условий пользования нефтеносными землями казачьих войск в Российской империи в XIX в.
Читать PDF
92.58 кб

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЛЯМИ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Шморгун Л.Г., Ковальский М.Р.
Статья посвящена актуальным вопросам в сфере государственного управления использования земель рекреационного назначения.
Читать PDF
110.44 кб

Обеспеченность сельскохозяйственными землями бывших помещичьих и государственных крестьян Пензенской

Читать PDF
278.89 кб

Из истории становления государственности в Восточной Европе: «Русская земля» в Среднем Поднепровье в

Котышев Дмитрий Михайлович
Рассматриваются вопросы формирования восточнославянской государственности, освещаются спорные проблемы древнерусского политогенеза.
Читать PDF
556.74 кб

Обеспеченность сельскохозяйственными землями бывших помещичьих и государственных крестьян Пензенской

Ульянов Антон Евгеньевич
В настоящей статье рассматриваются вопросы обеспеченности сельскохозяйственными угодьями бывших помещичьих и бывших государственных крестьян на территории одного из черноземных регионов Европейской России Пензенской губернии.
Читать PDF
298.96 кб

Из истории государственной политики по отношению к христианским конфессиям на землях Юга России в 19

Родионов Виктор Александрович, Свентицкий Денис Владимирович
Рассматривается политика государства в отношении наиболее распространенных христианских конфессий в различные периоды существования советского строя, а именно: период правления И.В. Сталина и Н.С. Хрущева.
Читать PDF
2.36 мб

Крестьяне-переселенцы на государственных землях кузбасского региона в последней четверти XIX века: с

Карпинец Алексей Юрьевич
Анализируется экономическое состояние домохозяйств крестьян-переселенцев (на момент 1893 года), водворившихся на государственных землях кузбасского региона в период 1880-х начала 1890-х гг.