ЗАВИСИМОСТЬЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ

Зависть

Найдено 8 определений термина Зависть

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЗАВИСТЬ

порок, который состоит в том, что человек испытывает чувство досады, вызванное желанием обладать имуществом, способностями, успехом предмета своего порока, его счастьем. Чтобы скрыть свои чувства от себя и других, завистник облекает зависть в форму добродетели, справедливости и утверждает, будто тот, кому он завидует, приобрел свое состояние нечестным путем, добился успеха хитростью, а способности его - чистейшая выдумка и т. д. Если зависть испытывает целый коллектив, то она может иметь гибельные политические и социальные последствия; см. Рассентимент.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Зависть

Зависть - третья из психологических причин, которыми мы объясняем несовершенства действительного мира - зависит у большинства натур от той общей неудовлетворенности, которая происходит из недостатка свободного развития, из подавления инстинкта и из невозможности реализации желаемого счастья [и осознаваемых способностей - АБ].

Зависть не может быть излечена проповедью; проповедь, в лучшем случае, только изменит ее проявления и приведет к более скрытым формам. За исключением тех редких натур, у которых великодушие преобладает при любых обстоятельствах, единственное лечение от зависти - это свобода и радость жизни [самореализация, осмысленность - АБ].

Среди всех свойств обычной человеческой природы зависть приносит больше всего несчастья. Завистливый человек не только желает причинять несчастье другим и делает это, когда только можно, безнаказанно, но он и сам расплачивается несчастьем за зависть. Вместо радости от того, что у него есть, он испытывает боль из-за того, что имеют другие [отнести это можно не только к вещам и должностям - АБ].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

Зависть

одно из человеческих качеств, чувство, которое считается недостойным (в общем случае таковым оно и является) человека и в наличии которого люди стараются никому не признаваться (даже себе). Зависть обычно свойственна людям, переоценивающим себя и свое место в мире, и не является свойством любого человека, но лишь некоторых. В связи с тем, что это качество является внутренним качеством человека, доказать, что именно ты его не испытываешь, практически невозможно, в связи с чем обвинять человека в наличии данного качества - безопасно...

В то же время самонаблюдение показывает, что чувство зависти является мимолетным, имеющим место в основном в юношестве (даже не в детстве) и быстро проходит с возрастом. Заметного влияния на долгосрочное поведение и тем более жизненные позиции и отношение к другим людям не замечено, так как имеется богатый спектр других факторов, позволяющих ориентироваться среди людей и их поступков: мораль, брезгливость (чистоплотность), разум (трезвая оценка событий), любовь и ненависть.

Ассоциативный блок.

Качество, присущее скорее всего людям, недостаточно развитым.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ЗАВИСТЬ

разновидность страдания, которое человек испытывает, видя благополучие другого индивида, его достоинства. Признак мелочности характера и ограниченного ума. Древнегреческий философ Ксенофан отметил, что зависть направляется только на друзей, а не на врагов. Она родственна злорадству. Зависть часто не обнаруживает себя пороком. Поэтому она нередко выступает в форме праведного обличения чужих недостатков. Психологическая основа зависти – несформированное у индивида нравственное чувство гуманности (отношения к другому, как к себе самому) и отсутствие сорадования его успехам. Феноменология зависти представлена спектром хорошо известных проявлений. Это т. н. "белая зависть" – мотивация достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. Крайняя форма выражения зависти – "черная зависть" – негативная эмоция, побуждающая совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости. Возникающие при этом у субъекта мотивы блокировки чужого успеха или его дискредитация, а порой н прямая агрессия в адрес объекта зависти ("синдром Сальери") оказывают деструктивное влияние на самого завидующего, приводят к развитию невротической симптоматики.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

ЗАВИСТЬ

неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению др. лица. 3. возникает у человека на основе себялюбия (Эгоизм) и связанных с ним честолюбия и тщеславия. Чувство З. уродует личность и взаимоотношения людей (оно, напр., возбуждает у человека желание, чтобы др. потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими, и нередко толкает на совершение аморальных поступков) Идеологи буржуазии часто пытаются изобразить З. как социальное чувство, характерное для неимущих, для трудящихся масс в целом. В ней иногда даже усматривают источник стремления трудящихся к равенству, основу морали, проповедующей равноправие и экспроприацию частной собственности (Ницше, О. Шпенглер). В действительности же в основе революционной морали лежит требование социальной справедливости: стремление угнетенных не встать на место эксплуататоров, а уничтожить эксплуатацию вообще. В коммунистической нравственности З. осуждается как один из пережитков классового об-ва. Чувству З., враждебному отношению к успехам др, противопоставляется здоровое стремление достичь и превзойти общественно полезные результаты, достигнутые др. в процессе социалистического соревнования, взаимопомощь в достижения общей цели.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по этике

ЗАВИСТЬ

Дочь океаниды Стикс и Палланта – сына титана Крия. Сестра богини победы Нике, а также Силы и Мощи. Зависть всегда и везде сопровождает свою сестру Победу. З. в мифологии представлялась уродливой, грязной и косоглазой старухой, длинные желтые зубы которой покрыты плесенью, а с высунутого наружу раздвоенного языка беспреррывно капает яд. З. живет в пещере, грязной и черной от запекшейся крови. Нора чудовища расположена в долине, куда не проникают лучи Солнца и где не дует теплый ветер, а лишь клубится зловонный черный туман. Питается эта богиня исключительно змеиным мясом.

З. улыбается, только когда видит чужие несчастья, и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что комуто в этом мире хорошо. Больше всего она ненавидит, когда ктото добивается успеха, потому что в этом случае она начинает чахнуть и иссыхать. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает сама себя. Когда она покидает свою зловонную пещеру, чтобы сотворить очередную гадость людям, везде, где она проходит, вянут цветы и желтеет трава, а по округам разносится смрад от ее дыхания.

Несмотря на всю отвратительность богини, олимпийцы временами используют ее в своих целях. Так, помощью З. воспользовалась однажды Афина, приказав той отравить ядом зависти сердце провинившейся перед ней Аглавры.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь греческой мифологии

ЗАВИСТЬ

чувство досады или горечи, возникающее при виде того, что другой обладает благом или преимуществом, которые отсутствуют у завистника, и сопровождающееся желанием лишить их соперника. Стремление к воображаемой или реальной депривации другого служит дополнительным квалифицирующим признаком зависти как порока. Такого рода зависть следует отличать от т. н. соревновательной или подражательной зависти, которая ведет к попыткам «социально полезными способами» обрести лелеемое благо, а также от «белой», или «кроткой», зависти, которая является лишь одной из форм признания высокого статуса определенного блага. В комплекс эмоциональных реакций, связанных с завистью, входит также злорадство.

Аристотель включал зависть, наряду со страхом, гневом и пр., в число этически нейтральных естественных страстей. Пороком в собственном смысле он считал не зависть, а завистливость — склад души, при котором огорчает благоденствие любого человека, независимо от того, заслуженно оно или нет. Страдание от созерцания незаслуженного благоденствия характеризует добродетель негодования. Второй крайностью в проявлении зависти, по мнению Аристотеля, является порок злорадства. В православной традиции зависть трактуется в качестве одного из побочных следствий сребролюбия; в католической — входит в список кардинальных пороков и семи смертных грехов. По Канту, зависть есть недовольство благополучием другого, хотя оно и не угрожает благополучию самого завистника. В процессе превращения зависти из природного импульса в порок Кант выделял момент появления ее активного компонента — стремления разрушить счастье другого; таким образом зависть становится нарушением долга как перед собой, так и перед другими. Шопенгауэр относил зависть к тем порокам, которые имеют основанием не сам по себе эгоизм, а человеконенавистничество. Для современной этической теории характерен перенос внимания с принципиально неустранимой индивидуальной зависти на социальную — с конкретной на общую. Дж. Ролз проводит разграничение между негодованием, которое имеет под собой строгое обоснование (несоответствие отвергаемых институтов справедливости), и завистью. В отличие от Ницше, Ролз не склонен считать, что все тенденции к равенству диктуются завистью.

А. В. Прокофьев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Зависть

(Envy).

В ВЗ словоqana ? и его производные переводятся чаще всего как "зависть", а в нескольких случаях как "ревнитель", "ревность". Буквальное значение еврейского корня " сильно покраснеть", "зардеться" (от полноты чувств).

В качестве примеров в. з. употребления этого слова можно привести Быт 30:1 (Рахиль завидует своей сестре Лии, родившей детей их мужу Иакову, в то время как она сама никак не может забеременеть) и Быт 37:11 (братья Иосифа завидуют ему, когда услышали истолкование его сна).

Внекрых в. з. отрывках содержатся антропоморфические образы Божьей "ревности" (Исх 20:5, в контексте заповеди против поклонения другим богам; Втор 4:24, запрет на идолопоклонство). Кальвин пишет о второй заповеди: "Бог словно говорит нам, что только Его одного мы должны держаться… Нельзя воздавать другому того, что принадлежит Ему" ("Наставления…", 2;8.16.18).

В. з. выражение, буквально означающее "злой глаз", "подозрительно (злобно) глядеть", также служит для описания зависти (ревности). В 1 Цар 18:9 посредством глагола "подозрительно глядеть" передается зависть Саула к Давиду, одержавшему несколько побед. Необходимо отметить, что зависть Саула порождена злым духом от него отвернулся Дух Божий (1 Цар 16:1416). В духе в. з. отрицания дуализма источником злого духа считается сам Бог.

Выражение "завистливое око" встречается ивНЗ(Мк7:22, где в списке греховных деяний оно обозначает "зависть"). Обычно понятиями "зависть", " ревность" в н. 3. переводах передаются греч.phthoneo nphthonos. В Гал 5:26 употреблен глаголphthoneo ("завидовать"), крый противопоставляется жизни "по духу". Как замечает Д.Х.Филд, "зависть" присутствует сразу в нескольких списках грехов, крые приводятся в Павловых посланиях. В Рим 1:29 "зависть" черта тех, кого "предал Бог… превратному уму"; в Гал 5:21 "дела плоти"; в Тит 3:3 характерная черта людей до обращения, исчезающая у тех, кто обрел спасение; в 1 Тим 6:4 погруженность в псевдохристианские "состязания и словопрения".

Когда иудеи привели Иисуса на суд и требовали Его распятия, ими, конечно, двигала зависть, а не преданность Риму (см. особенно Мк 15:10). Это хорошо понял Пилат (Мф 27:18).

Значениеphthonos в Иак 4:5 двояко (или не совсем ясно) может иметься в виду и завистливая природа человеческого духа, и черта самого Бога, Который "до ревности (см. Исх 20:5) любит дух, живущий в нас". Полный обзор дискуссии см. у С. Jloca.

"Ревность" иногда имеет положительный смысл, но "зависть" рассматривается как неизменно плохая черта. Самым красноречивым в этом смысле оказывается пример Саула, чья зависть к Давиду "больше подорвала его здоровье, чем сама старость" (Р. Маккракен). Зависть заслуженно числится среди главных ("смертных") грехов.

V.CRUZ(nep. Ю.Т.) Библиография: D.H. Field,NIDNTT, I, 55758; S. Laws,The Epistle of James; R.J. MacCracken,What is Sin? What is Virtue?

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме Зависть — 0

Найдено научныех статей по теме Зависть — 0

Найдено книг по теме Зависть — 0

Найдено презентаций по теме Зависть — 0

Найдено рефератов по теме Зависть — 0