ЗАРАТУСТРА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Заратустра
иран., греч. - Зороастр) - пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризм. Время жизни предположительно относится к первой половине 6 в. до н.э. Заратустре принадлежит составление "Гат", древнейшей части "Авесты" - священной книги зороастризма.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Заратустра

авест.), Зороастр (др. – греч.), Зардушт (ср. – иран.) – мифологизированный образ реального исторического лица, сын жреца из рода Спитама, пророк и основатель зороастризма. 3. выступал с проповедями на родине, но подвергся преследованиям со стороны местного правителя, чародея Дурашра-ва, и был вынужден бежать к царю Витшаспе, ставшему его покровителем и последователем. Согласно мифам Лхурамазда создал духовную сущность 3. в начале бытия и поместил ее в ствол древа жизни Хаомы, а через шесть тысяч лет 3. получил телесное воплощение и был озарен неземным светом истины. В поисках истины 3. удалился на уединенную гору, где на него с небес обрушилось великое пламя, но он вышел из пламени невредимым и наделенным божественной мудростью. 3. приписывали множество пророчеств, изречений и книг, в Средние века его считали магом и астрологом.

Источник: Мифологический словарь

ЗАРАТУСТРА

Иран., греч. - Зо-роастр) - пророк и реформатор др.-Иран. религии, получившей название зороастризм. Время жизни 3. предположительно относится к перв. пол. 6 в. до н. э. Наукой установлено, что 3. - реальное историч. лицо, к-рому принадлежит составление «Гат», древнейшей части «Авесты» - св. книги зороастризма. Полагают, что 3. проповедовал свое учение в Вост. Иране и Ср. Азии. Проповедь его была направлена против власти родоплем. вождей, старого жречества, культа старых богов. Вост. легенды рассказывают, что 3. жил в Бактрии при царе Виштаспу; еще в молодости он удалился на высокую гору, где бог Ормузд открыл ему новое учение; под влиянием совершенных 3. чудес Виштаспу первый принял его учение. Более поздние отделы «Авесты» представляют 3. в виде мифич. борца с демонами, действующего против них не только словом и чудесами, но и оружием.

Источник: Атеистический словарь

ЗАРАТУСТРА (греч. Зороастр)
между 10 и сер. 6 в. до Р. X.) - пророк и реформатор древнеиран. религии, получившей название зороастризм. В своей основе учение Заратустры близко монистическому религиозному верованию с единым верховным божеством Ахурамаздой (Ормуздом) - добрым духом, которому впоследствии в качестве злого духа противопоставляется Анхра-Майнью (Ариман). На стороне первого находятся шесть добрых духов (гениев) - правдивость, благомыслие, мудрость, власть, здоровье и долговечность, на стороне же Аримана гнев и ложь. Задача человека, по мысли Заратустры, заключается в том, чтобы содействовать Ахурамазде в борьбе с АнхраМайнью. Пророк изложил свое учение в священном писании, "Авесте". Предание приписывает ему авторство всех книг "Авесты", однако лингвистические данные и содержание книг указывают, что лишь некоторые части их написаны приблизительно в одно время. Ницше именем Заратустры назвал свою известную книгу ("Так говорил Заратустра", 1883 - 1884), ибо он (Заратустра) первый увидел "в борьбе добра и зла истинную причину движения вещей "л

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЗАРАТУСТРА
(Зороастр) (Zarathustra) — основатель вероучения в древнем Иране; жил в середине VI в. до н. э. Первоначально почитался один Ахурамазда (Ормузд) — добрый дух, которому впоследствии в качестве злого духа противопоставляется Анхра-Майнью (Ариман). На стороне первого находятся в качестве шести добрых духов [гениев] — правдивость, благомыслие, мудрость, власть, здоровье и долголетие, на стороне же Аримана — гнев и обман. Задача человека заключается в том, чтобы помогать Ахурамазде в борьбе с Анхра-Майнью, причем для Заратустры ответственность за свои поступки (за правильное применение названных шести добродетелей) одиночка несет самостоятельно, и отсюда — он в любое время может предотвратить беду. Ницше именем Заратустры назвал свою известную книгу, ибо он (Заратустра) первым увидел «в борьбе добра и зла истинную причину движения вещей».
В. Bartholomae. Z.s Leben und Lehre, 1919; J. Hertel. Die Zeit Zoroasters, 1924; H. Lommel. Die Religion Z.s, 1930; W. Hinz. Z., 1961; S. F. Oduev. Auf den Spuren Z.s, 1977 (russ. 1976); F. Zölzer. Leben und Lehre Z.s, 1979.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЗАРАТУСТРА

греч. передача имени З. – Зороастр) – пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризма. По мнению мн. совр. ученых, З. – реальное историч. лицо, к-рому принадлежит составление Гат, древнейшей части Авесты – священной книги зороастризма. Время жизни З. относят к 10–7 вв. до н.э. Проповедь З. направлена против власти родоплеменных вождей и старого жречества, против культа старых богов – дэвов. З. призывал к установлению сильной власти и мирной жизни на земле. Начав проповедовать новое учение, З. не имел успеха и был вынужден бежать, найдя, наконец, покровительство при дворе царя Виштаспы. Для "младшей" Авесты З. – уже мифич. лицо, полубог. Где и когда действовал З., определенно не установлено. Согласно данным, содержащимся в "младшей" Авесте, обычно предполагают, что деятельность З. протекала в Вост. Иране и Ср. Азии. Лит.: Абаев В. И., Скифский быт и реформа Зороастра, "Arch. Orient?ln?", 1956, [t.], 24, No 1, с. 23–56; Дьяконов И. М., История Мидии от древнейших времен до конца IV века до н.э., М.–Л., 1956; Duсhеsne-Guillemin J., Zoroaster.., P., 1948; Henning W. В., Zoroaster, L., 1952. A. Грантовский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЗАРАТУСТРА

Зороастр, Зардушт) - в иранской мифологии пророк и основатель религии зороастризма. Многие считают Заратуштру историческим лицом (10- 12 вв. до н. э.). Первоначально выступал с проповедью своей религии, но не был принят и вынужден был покинуть Родину. Ему помогла царь Виштаспа. По разным источникам Заратуштра выступает либо культурным героем, либо фактическим создателем новой религии, носителем иовых таинств и откровений. В более поздних источниках («Денкарт», «Затсирам») сакральность Заратуштры возрастает. Так, его духовную сущность создает Ахурамазда и помещает в ствол древа жизни Хаомы, где тот пробыл 6 тыс. лет. Когда борьба добра и зла ожесточилась, Заратуштра получил телесное воплощение и был озарен светом истины для того, чтобы добро победило. Главным в учении Заратуштры было тождество миропорядка со справедливостью, а также зависимость добра в мире от выбора людей и их активности в борьбе за него. Зо-роастрийская мораль основывалась на троице: благих мыслей, благих слов и благих дел. Праведной жизнью была жизнь, противоположная кочевому образу хозяйства. Последователям истины и добра обещалось посмертное блаженство, носителям зла - вечные муки и осуждение на страшном суде. Конец света ожидался в конце живущего поколения. По другим источникам - через 3000 лет. Через греков Зороастризм проник в Европу. Этот сюжет использовал Ницше для изложения своих идей («Так говорил Заратустра»).

Источник: Человек и общество. Культурология

ЗАРАТУСТРА
Зенд.) Великий законодатель и основоположник религии,
называемой по-разному Маздаизмом, Магизмом, Парсаизмом,
Огнепоклонничеством и Зороастризмом. Время жизни последнего
Зороастра (ибо это имя - родовое) неизвестно и, возможно, по этой
самой причине. Ксанф из Лидии, самый ранний греческий писатель,
упоминающий этого великого законодателя и религиозного
реформатора, относит его к периоду примерно за 600 лет до
Троянской Войны. Но где тот историк, который мог бы в данный
момент сказать, когда происходила эта война? Аристотель и Евдокс
относят его к эпохе не меньше чем за 6000 лет до времен Платона,
а Аристотель не был человеком, который утверждал что-либо, не
имея на то веских причин. Бероз делает его царем Вавилона около
2200 лет до Р.Х., но в таком случае, кто может сказать, какими
были подлинные цифры Бероза, прежде чем его манускрипты прошли
через руки Евсевия, чьи пальцы были столь ловкими в искажении
цифр, как в египетских синхронистических таблицах, так и в
халдейской хронологии? Хауг относит Зороастра по меньшей мере к
1000 г. до Р.Х.; а Бунзен ("God in History", т. I, кн. III, гл.
VI, с. 276) утверждает, что Заратустра Спитама жил при царе
Вистаспе около 3000 лет до Р.Х., и описывает его как "одного из
могущественнейших умов и одного из величайших людей всех времен".
Именно с такими точными данными в руках, и полностью умершим
языком Зенда, учения которого представлены, и, по всей
вероятности, самым бессистемным образом, переводами на пехлеви -
язык, который, как доказал Дармстетер, сам выходил из
употребления уже в столь давнюю эпоху, как Сассанидскую, - наши
ученые и востоковеды взяли на себя смелость монополизировать
право определять гипотетические даты эпохи святого пророка
Зуртуста. Но оккультные записи утверждают, что обладают точными
датами жизни каждого из тринадцати Зороастров, упомянутых в
"Дабистане". Их учения, и особенно учения последнего
(божественного) Зороастра, распространились от Бактрии до Медии;
оттуда, под названием Магизм, введенные Адептами-Астрономами в
Халдее, они оказали огромное влияние на мистические учения
Моисеевых доктрин, даже до того, возможно, как они достигли своей
высшей точки в том, что теперь известно как современная религия
парсов. Подобно Ману и Вьясе в Индии, Заратустра есть родовое имя
великих реформаторов и законодателей. Эта иерархия начинается с
божественного Заратустры в "Вендидаде", и заканчивается великим,
но смертным человеком, носившим это имя, и теперь утерянным для
истории. Как показано в "Дабистане", существовало много
Зороастров или Заратустр. Как сказано в "Тайной Доктрине", т. II,
последний Зороастр был основателем храма Огня Азарекша за много
веков до исторической эры. Если бы Александр не уничтожил так
много священных и драгоценных трудов маздеян, истина и философия
были бы больше склонны согласиться с историей в том, что та
дарует этому греческому Вандалу титул "Великого".

Источник: Теософский словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
281.24 кб

Кто такой ницшевский Заратустра?

Хайдеггер Мартин
Перевод и примечания И.А. Болдырева

Похожие термины:

  • Так говорил Заратустра. Идея сверхчеловека

    "Так говорил Заратустра" — это, пожалуй, самое влиятельное и специфическое произведение Ницше — почти не поддается сколько-нибудь адекватным пересказу и изложению, если таковые должны быть кратк
  • ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА

    Also sprach Zarathustra): философская поэма в прозе в четырех частях (1883-1885) Ницше, в которой автор развивает доктрину сверхчеловека.