Заповедь

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Заповедь
форма прямого выражения воли Бога в монотеистических религиях.

Источник: Религиозные термины

Заповеди
библейские нормы поведения, например: почитание родителей, запрет убийства, кражи, прелюбодеяния, лжесвидетельства, посягательства на чужую собственность, запрещение смешанных браков.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ЗАПОВЕДИ
Истины, относящиеся к образу жизни, действий и отношения верующих к Богу и друг другу, данные им в Откровениях самим Богом, как руководство к праведной жизни. В Ветхом Завете содержится целое законодательство, расписывающее все стороны человеческой жизни, особенно в таких книгах Ветхого Завета, как Левит и Второзаконие. Однако наиболее важными являются Десять заповедей.
В Новом Завете законодательные истины пополнены прежде всего Новой заповедью, Девятью заповедями блаженства и Нагорной проповедью.

Источник: Православие. Основные понятия.

ЗАПОВЕДЬ
нравственная норма, представленная в моральном сознании в виде повеления, исходящего от к.-л. авторитетного лица. Придание моральной норме формы З. связано с бытовавшим в прошлом представлением, что она основывается не на социальной потребности, а на чьем-то повелении (Авторитаризм). В религиозном истолковании нравственности таким законодателем выступает бог. В совр. литературе о морали термин «З » иногда используется для обозначения определенного требования об-ва, коллектива, выработанного практикой коммунистического строительства и обращенного к каждому члену коллектива (напр, заповеди участникам движения за коммунистический груд).

Источник: Словарь по этике

Заповеди
изречения, установления, поучения, приписываемые богу. Церковь считает их обязательными для исполнения верующими. По религ. представлениям, бог открыл людям истины, поведал о том, как им надо относиться к нему самому, к другим людям, как жить, как себя вести, чтобы угодить ему и удостоиться за это вечной награды в «царстве небесном». 3. зафиксированы в «священных писаниях» — книгах, автором к-рых в конечном счете объявляется сам бог (Библия — у христиан, Коран — у мусульман и т. д.). Наукой неопровержимо доказано, что т. н. священные писания создавались людьми, жившими в разное время, и в них в религ. форме отражены интересы и потребности различных классов, социальных слоев и групп. Поэтому в «священных писаниях» встречаются не только различные, но и прямо противоположные 3. Напр., в евангелиях один и тот же Иисус Христос учит: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами божиими» (Матф., 5: 9), а в другом месте: «Думаете ли вы, что я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» (Лук., 12: 51). Подобных противоречий в «священных писаниях» насчитывается сотни. Религ. идеология в эксплуататорском об-ве используется в интересах господствующих классов, поэтому основным лейтмотивом 3. совр. религий является идея покорности небесному владыке и земным господам. Вместе с тем в них нашли отражение и нек-рые общечеловеческие нормы морали. Включив эти нормы в форме 3. в свой моральный кодекс, религия извратила их, выхолостила их гуманистическое содержание, подчинила интересам защиты эксплуатации. См. также Десять заповедей.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ЗАПОВЕДИ
десятословие, декалог (от греч. deka - десять и logos - слово, утверждение, учение) - 10 сформулированных в Ветхом завете Библии морально-религ. предписаний, будто бы собственноручно начертанных богом Яхве на каменных скрижалях (плитах) и врученных им Моисею тта г. Синай (Исход 20 и 34, Второзак. 5). Эти 3. представляют собой религ. осмысление нек-рых важных требований к поведению, стихийно сложившихся в обществе в условиях разложения первобытнообщ. строя и возникновения рабовладельч. гос-ва у древних евреев. Нек-рые 3. носят ярко выраж. классовый эксплуатат. характер, в них освящается частная собственность и власть патриархального рабовладельца, рабы и женщины приравниваются к скоту и проч. имуществу (10-я 3.). Значит. часть ветхозав. 3. посвящена культовым обязанностям и религ. обычаям древних евреев, в т. ч. обычаям, направленным на религ.-этнич. обособление евреев от др. народов. Знаменитые 3. «не убивай» (6-я) и «не кради» (8-я) не имеют в Библии того абс. характера, какой пытается приписать им духовенство, а являются по существу лишь предписаниями об отношениях внутри евр. народа. Так, в той же кн. «Исход», в к-рой приведены 3., рассказывается, как бог будто бы научил евреев перед их мифич. «исходом» из Египта обокрасть египтян (3, 22 и И, 2—3). В Библии имеется много мифич. рассказов о «богоугодных» массовых убийствах. В кн. «Второзаконие» (7, 16) говорится: «И истребишь все народы...» Никак не были всеобщими и 3. «почитай отца твоего и матерь твою» (5-я), «не прелюбодействуй» (7-я), «не желай жены ближнего твоего» (10-я). Они абсолютны только по видимости, по существу же были паправлсны на укреплепие не всякой семьи, а именно патриарх.-рабовладельческой. они не исключали и не порицали ни многоженства, пи сожительства с наложницами или рабынями (но лишь с «собственными», не принадлежавшими «ближнему»).
По своей сущности и даже по форме ветхозав. 3. схожи с более ранними вавилонскими: «не проливай крови ближнего», «не присваивай себе платья ближнего», «не приближайся к жене ближнего» и т. п. Вавилонские 3., по-видимому, служили образцом при создании ветхозаветных. Два варианта ветхозав. 3., изложенные в кн. «Исход», мало в чем совпадают. Наиболее известные 3., предписывающие чтить отца и мать не убивать, не красть, не прелюбодействовать, просто отсутствуют во втором варианте. Всячески прославляя 3. как «вечный и неизменный» божеств, кодекс морали, духовенство в большинстве случаев замалчивает такие, напр., 3. из второго варианта: «не вступай в союз с жителями той земли, в к-рую ты войдешь», «не изливай крови жертвы моей на квасное», «не вари козленка в молоке матери его». В классовом обществе духовенство использовало и использует 3. в интересах эксплуатат. классов. Объясняя 3., митроп. Филарет писал в катехизисе, что из заповеди о почитании отца вытекает почитание царя. В 1902, во время волнений крестьян в Харьк. и Полт. губ., синод обратился к крестьянам, ссылаясь на 8-ю и 10-ю 3., с призывом не трогать помещичьей земли. Т. о., библ. 3. связывают поведение человека с «велениями» несуществующего бога, воспитывают ответственность не перед людьми, а перед богом, извращают представления о реальных отношениях людей. См. также Нагорная проповедь.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
181.35 кб

Библейская заповедь «Не лги» и античная философия

Мясников Андрей Геннадьевич
Вопрос о допустимости лжи является общим достоянием религиозной и философской мысли.
Читать PDF
408.44 кб

Заповедь эразмийца, или что значит быть интеллектуалом во времена испытаний. Ч. 2

Глухова Александра Викторовна
Автор знакомит российского читателя с основными положениями книги известного немецкого ученого Ральфа Дарендорфа «Искушения несвободы», в которой исследуются роль и гражданская ответственность интеллектуалов в современном обществе
Читать PDF
174.39 кб

Десять категорий Аристотеля и десять заповедей Моисея

Лариса Грачиковна Тоноян
Исследователи отмечают незначительное влияние «Никомаховой этики» Аристотеля в Античности и значительное влияние в Средние века, которое выразилось в многочисленных византийских и схоластических комментариях к трактату.
Читать PDF
334.21 кб

Заповеди Торы как ценность иудаизма

Пекарская Ирина Игоревна
Читать PDF
104.90 кб

«Мне отмщение, Аз воздам». О нормативных контекстах и ассоциациях заповеди «Не противься злому»

Апресян Рубен Грантович
Читать PDF
69.97 кб

"ЗАПОВЕДИ БОДХИСАТТВЫ" И БУДДИЙСКАЯ ОБЩИНА В УЧЕНИИ САЙТЁ: (к публикации трактата "Кэнкай-рон")

Трубникова Надежда Николаевна
Читать PDF
148.17 кб

ИЗ "РАССУЖДЕНИЯ, ПРОЯСНЯЮЩЕГО ЗАПОВЕДИ" ("КЭНКАЙ-РОН", 820 г.)

Сайтё
Читать PDF
10.75 мб

Идеал «Всеобщего родства» в философии общего дела Н. Ф. Фёдорова как интерпретация пятой заповеди Де

Засухина Виктория Николаевна
Основной идеей философии общего дела Н. Ф. Фёдорова является идея всеобщего родства (супрамо-рализма), восходящая к христианской эсхатологии и экклесиологии.

Похожие термины:

  • ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ

    заповедь, провозглашенная Иисусом Христом в ответ на вопрос о высшем законе человеческой жизни: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумен
  • Заповедь, новая

    “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга” (Ин. 13, 34). Эта заповедь, являясь дополнением и своеобразным развитием десяти заповедей, выражает одну
  • Десять заповедей

    см. Заповеди.
  • ДЕВЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БЛАЖЕНСТВА

    Начало Нагорной проповеди Иисуса Христа: “Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их говоря: блаженны нищие духом, ибо их есть Царст
  • ЗАПОВЕДИ, десятословие, декалог

    от греч. deka - десять и logos - слово, учение) - содержащиеся в Пятикнижии нормы поведения др. евреев, будто бы начертанные богом на 2 каменных плитах — «скрижалях завета», переданных им Моисею на горе Син
  • Заповеди церковные

    Правила, исполнение которых составляет существенный признак и условие принадлежности к церкви. Вообще под заповедями церковными разумеются все нравственно-дисциплинарные постановления церкви,
  • ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

    ансамбли и комплексы памятников, представляющие особую историческую, научную и художественную ценность.
  • ЗАПОВЕДНИК

    1) участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства; 2) научно-исс
  • МУЗЕИ-ЗАПОВЕДНИКИ

    статус, присваиваемый музеям под открытым небом, обладающим особой ценностью; учреждение культуры, созданное для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления цел