ЗАПАДНИКИ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Западники
представители одного из направлений русской общественной мысли 40-х гг. ХIХ в. Выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по «западному», буржуазному варианту.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Западники
сторонники западноевропейского пути развития России в истории, опирающиеся на идеи позитивизма, вовлеченности России в западную культуру. Среди них – П. Я. Чаадаев, Н. В. Станкевич, П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, А. И. Герцен и др.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Западники
западничество) - представители одного из направлений русской общественной и философской мысли XIX в. Социальные преобразования России западники связывали с усвоением исторических достижений стран Западной Европы. Основываясь на признании изначального единства человечества и закономерностей его исторического развития, они полагали неизбежным для России пройти теми же историческими путями, что и ушедшие вперед западноевропейские народы. Западники отвергали идеи славянофильства, а также существование какой-то особой, национальной или, пользуясь терминологией славянофилов, "народной науки".

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ЗАПАДНИКИ
представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х годов XIX века, выступавшие за ликвидацию крепостничества и проповедовавшие идею необходимости развития России по западному образцу, начатую еще политическими, государственными и церковными реформами Петра I. На этом пути Россия должна в короткий срок преодолеть экономическую и культурную отсталость и стать полноправным членом европейской и мировой цивилизаций. К середине 40-х гг. западники разделились на два крыла: умеренно-либеральное (П.В. Анненков, В.Д. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин) и революционнодемократическое (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев).

Источник: Тематический философский словарь

Западники
представители одного из направлений рус. общественной мысли 40-х гг. 19 в. Выступали за ликвидацию феодально-крепостной отсталости и развитие России по «западному», т. е. буржуазному, пути. В середине 40-х гг. в московский кружок 3. входили Гер-цен, Грановский, Огарев, В. Боткин, Кавелин, Н. Кетчер, Е. Корш и др. Тесную связь с кружком имел Белинский. К 3. относились также И. Тургенев, П. Анненков, И. Панаев и др. Признание определенного единства во взглядах 3. (осуждение самодержавно-крепостнического строя, борьба против «официальной народности», стремление к европеизации России и т. п.) и объективно-буржуазного их содержания не отменяет факта разногласий между ними. Первоначально полемика среди 3. (по эстетическим, философским, а затем социально-политическим вопросам) заслоняется фактами совместных выступлений; споры не выходят за рамки кружков. Однако к концу 40-х гг. за всякого рода колебаниями все четче пробиваются две осн. тенденции: Белинский, Герцен и Огарев выступают как материалисты, революционеры-демократы и социалисты; Кавелин, Боткин, Корш и др. защищают религию и идеализм, в политических вопросах олицетворяют линию буржуазно-помещичьего либерализма. Некоторые совр. фальсификаторы истории рус. общественной мысли (Г. Кон, С. Р. Томкинс, А. Шелтинг и др.), извращая содержание термина «3.», используют его как средство сознательного искажения истории России: к 3. они относят (как продолжателей традиций Белинского и Герцена) кадетов и меньшевиков; большевики же объявляются ими идейными наследниками славянофилов.

Источник: Философский словарь. 1963

ЗАПАДНИКИ
направление русской общественной мысли 40-х гг. XIX в., противостоящее славянофилам. К западникам принято относить таких мыслителей, как А. И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев, В. П. Боткин, Н. X. Кетчер, Е. Ф. Корш, П. Г. Крюков, К. Д Кавелин, П. Я. Чаадаев и др. Тесную идейную связь с западниками поддерживали В. Г. Белинский, И. С. Тургенев, П. В. Анненков и др. Термин «западники» (как и «славянофилы»), стихийно возникший в XIX в. в ходе дискуссий о путях развития России, следует считать условным, в полной мере не отражающим сути воззрений подразумеваемых под ним мыслителей. В действительности, их взгляды не укладываются в черно-белую схему только лишь положительного отношения к Западу и только лишь отрицательного отношения к России. Для западников, как и для славянофилов, характерны стремление теоретически осмыслить историю РОССИИ И Европы, их будущие перспективы, критика бездумного заимствования и подражательства Западу, осуждение самодержавного произвола и крепостничества. Воззрения западников и славянофилов одинаково противостоят вульгарному материализму и нигилизму, философии стяжательства и грубой силы. В отличие от славянофилов западники делали акцент на творческом усвоении опыта Западной Европы, особенно в области общественно-политической, в то время как славянофилы обращали первоочередное внимание на актуализацию положительных образцов отечественного наследия. Целью социально-политических преобразований российского общества как для либерального крыла западников, так и для славянофилов являлось установление в России либерально-демократических порядков, подразумевающих отмену крепостного права, обеспечение прав и свобод лкчности, свободы слова, печати и др. Для достижения этих целей западники предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, настаивали на коренной ломке традиций российского общества. Западники скептически ИЛИ полностью отрицательно относились к исторической роли православия и не находили в нем достаточного потенциала быть основой для будущего развития России. Допетровский период русской истории оценивался ими отрицательно, лишь как проявление отсталости и косности. Западников, как правило, мало занимали философско-метафизические вопросы, основное внимание они сосредоточили па общественно-политической борьбе. Славянофильское стремление к возрождению народного быта, поддержанию и сохранению народных традиций и обычаев воспринималось западниками как искусственное и карнавальное, аналогично тому, как славянофилам воззрения западников представлялись пустым подражательством, «европейничание», оторванным от реалий России. Непониманию между двумя партиями способствовала острота общественных противоречий, требовавшая незамедлительных политических решений, а также цензурные и иные ограничения (характерные для царствования Николая I), не дававшие возможности обсуждать общественно-политические вопросы в полной мере открыто и гласно.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЗАПАДНИКИ
направление рус. антифеод. обществ. мысли 40-х гг. 19 в., противостоявшее т. н. славянофилам. В кружок 3. входили А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев, В.П. Боткин, Н.X. Кетчер, Е.Ф. Корш, П.Г. Редкий, Д.Л. Крюков, К.Д. Кавелин и др. Тесную связь с кружком имел В.Г. Белинский. К3. относились также И.С. Тургенев, П.В. Анненков, И.И. Панаев и др.
Термины «3.», «западничество» (иногда - «европейцы»), так же как и «славянофильство», «славянофилы», родились в идейной полемике 40-х гг. Споры о том, идти ли России вслед за Зап. Европой или искать «самобытный» путь, полемика о тех или иных особенностях рус. нац. характера, разногласия в оценке реформ Петра I и т. д. были лишь формой постановки более существ. вопроса - о будущих социальных преобразованиях России. 3. связывали их с усвоением историч. достижений стран Зап. Европы, славянофилы отстаивали близкую течениям феодального социализма утопию, идеализируя порядки, существовавшие в допетровской России (мнимая гармония власти и народа, дворян и крестьян, господство основанных на христ. вере начал любви, добра, братства, общинность как принцип нар. жизни и т. п.).
Существование 3. как единого лагеря не отменяет, однако, того факта, что обращались они к разным сторонам зап. действительности, защищали различные пути будущего преобразования России, выражали - в тенденции своего развития - интересы разных классов. Со 2-й пол. 40-х гг. расхождения затрагивали область эстетики (споры Белинского с Боткиным), выражались в разном отношении к атеизму и материализму (разрыв по этим вопросам Герцена с Грановским и Коршем, отстаивавшими догмат о бессмертии души) и особенно резко - в трактовке социально-политич. проблем. Белинский, Герцен, Огарев хотели строить на развалинах самодержавия социализм, умеренные 3. мечтали о бурж. царстве «правового порядка».
Вместе с тем на переломе европ. истории - революции 1848-49 - в концепциях рус. утопич. социализма наблюдаются существ. сдвиги. Еще накануне революции Белинский относил осуществление социализма для России в отдаленное будущее, признав неминуемость этапа бурж. преобразований. Герцен после краха революции в Европе приступил к разработке т. н. рус. крест. социализма, отстаивая мысль о том, что Россия может миновать этап буржуазных преобразований благодаря развитию сохранившегося в стране общинного землевладения. Обращение Герцена к рус. общине было, несомненно, стимулировано славянофильской утопией.
Наметившиеся в сфере идейной борьбы 40-х гг. тенденции к размежеванию демократизма, утопич. социализма и либерализма окончательно оформились и закрепились к кон. 50-х - нач. 60-х гг. в борьбе политич. направлений, когда вопрос - каким путем идти России? - принял конкретные формы - как и кому освобождать крестьян? Революц. демократы стали на сторону крестьянства, либералы (как 3., так и славянофилы) - на сторону помещиков, во многом смыкаясь с представителями самодержавной России, приступившими к освобождению «сверху».
Т. о., термины «3.» и «славянофилы» отражают нек-рые реальные моменты истории идейной борьбы 40-х гг. (специфич. окраску направлений антифеод. идеологии, неразвитость противоречий внутри антифеод. лагеря и др.). Однако они не являются строго научными, содержательными категориями. Оставаясь на поверхности явлений, они не выявляют сути идейной борьбы 40-50-х гг., когда «...весь русский вопрос... заключался в вопросе о крепостном праве» (Герцен А. И., Собр. соч., т. 12, 1957, с. 35).
Условность и неточность терминов «3.» и «славянофилы» подчеркивались уже современниками. Анненков справедливо отмечал: «Не очень точны были прозвища, взаимно даваемые обеими партиями друг другу в виде эпитетов московской и петербургской или славянофильской и западной... Неточности такого рода неизбежны везде, где спор стоит не на настоящей своей почве и ведется не тем способом, не теми словами и аргументами, каких требует» («Лит. воспоминания», 1960, с. 215).
В совр. бурж. историографии термины «3.» и «славянофилы» зачастую используются как средство сознат. извращения историч. процесса. Объявляя борьбу 3. и славянофилов основой понимания России не только 19 в., но и сер. 20 в., нек-рые зап. историки рус. мысли (Г. Кон, С. Томпкинс и др.) пытались отделить от самодержавно-крепостнич. лагеря сближавшееся с ним в переломные моменты классовой борьбы течение «западнического» бурж.-помещичьего либерализма и, наоборот - объявить наследником самодержавия якобы «антизападнический» большевизм.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
73.20 кб

Проблема личности в философии славянофилов и западников

Чистякова Т. Л.
В представленной работе автор анализирует, как рассматривали проблему личности две противоположные философские школы, а именно славянофилы и западники.
Читать PDF
258.55 кб

Философские идеи толерантности в воззрениях славянофилов и западников

Воробцова И. Ю.
В статье поднимается проблема толерантности как заинтересованной позиции по отношению к Другому с целью возможного расширения собственного опыта.
Читать PDF
366.05 кб

Инокультурность как фактор формирования национальной идеологии в споре славянофилов и западников

Гасникова С. Ю.
В данной статье представляется опыт ретроспективного анализа конституирующих оснований национальной идеологии в культурно-историческом пространстве XIX в.
Читать PDF
154.74 кб

Различение типов общества как альтернативный взгляд на дискуссию западников и славянофилов

Белезяк Ирина Сергеевна
Рассматривается как в споре западников и славянофилов, обсуждавших пути развития русского общества, обосновывается необходимость различения типов обществ. Доказывается, что в XIX в.
Читать PDF
59.22 кб

Современное значение спора западников и славянофилов

Бажов С. И.
В статье делается попытка осмыслить взгляды противостоящих друг другу западников и славянофилов и найти конструктивную реакцию на их затянувшийся спор.
Читать PDF
333.71 кб

Проблема личности в спорах западников и славянофилов

Хоружий Сергей Сергеевич
В статье на основе современных методов структурного анализа русского самосознания, развиваемых автором, проводится реконструкция персонологических позиций западничества и раннего славянофильства.
Читать PDF
121.66 кб

Диалектика национальных и общечеловеческих ценностей в социальных идеалах славянофилов и западников

Воробьева Светлана Александровна
В статье анализируются социальные идеалы славянофилов и западников с точки зрения диалектического взаимодействия национального и общечеловеческого.

Похожие термины:

  • Западники и славянофилы

    противостоящие друг другу направления русской общественной мысли 40-50-х годов XIX века, стремившиеся осмыслить историческую взаимосвязь и перспективы России и Европы. Центральным вопросом противо
  • Западники, западничество

    так назыв. вообще направление нашей общественной мысли и литературы, признающее духовную солидарность России и Западной Европы, как нераздельных частей одного культурно-исторического целого, им