ЗАПАД

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЗАПАД
одна из «коренных сил истории», суть которой можно выразить так: свобода частных форм жизни, преобладание интересов индивида над интересами общества; если бы идея Запада «получила исключительное преобладание, то человечество распалось бы на свои составные стихии … история закончилась бы самоистреблением человечества» (В. С. Соловьев); наряду с этим Запад имеет в себе и положительную сторону: стремление к самоопределению человека, к новациям, к прогрессу, к многообразию форм социальной жизни.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

ЗАПАД
западная часть Старого Света, в переносном смысле - пространство, населенное народами, унаследовавшими культуру, сложившуюся на основе греко-рим. античности (см. Греческая философия) и христианства (см. Христианская философия). Культура Запада оказала сильное влияние на культуры др. частей света, особенно это сказалось в эпоху средневековья. В новое время Запад должен был защищать свою культуру от одностороннего рационализма эпохи Просвещения. Начиная с 20 в. часто говорят об упадке и даже о гибели культуры Запада.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЗАПАД
(Abendland, Okzident) — западная часть Старого света, в переносном смысле — пространство, населенное народами, унаследовавшими культуру Запада. Запад и Восток вместе составляют два полукруга «orbis terrarum» и, грубо говоря, являются белой и черной половинами мира, соответственно цветам обоих братьев — Кастора и Поллукса. Западная культура сложилась на основе греко-римской античности (см. Греческая философия) и христианства (см. Христианская философия), объединяя народы Запада. Культура Запада оказала сильное влияние на культуры других частей света, особенно это сказалось в эпоху средневековья. В новое время Запад должен был защищать свою культуру от одностороннего рационализма эпохи Просвещения. С начила XX в. стали говорить об упадке и даже гибели Запада, культура которого находится под угрозой с двух сторон: со стороны т. наз. американизации, или механизации во всех сферах жизни (см. Техника), и со стороны материализма в форме советского русского большевизма.
O. Spengler. Der Untergang des A.es, I—II, 1918—1922; Russell. History of Western Philosophy. New York, 1945, нем. изд. 1950 (рус. изд. 1959); A. v. Scheltema. Die geistige Mitte. Umrisse einer abendländ. Kulturmorphologie, 1947; H. Freyer. Weltgesch. Europas, I—II, 1948; J. Plenge. Die Altersreife des A.es, 1948; K. Muhs. Gesch. des abendländ. Geistes, I—II, 1950—1954; F. Borkenau. Ende u. Anfang: von den Generationen der Hochkulturen u. von der Entstehung des A.es, 1984.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЗАПАД
сторона света, связанная с символикой заката солнца. В различных религиозных и мифологических традициях Запад — это страна смерти, обитель мертвых, царство изгнания. Во время обряда крещения молятся на восток, но плюют на запад. Сакральная география полагала, что на крайнем западе расположилась страна ада. Некоторые эзотерики подразумевают под ним Американский материк, с чем связывается табуизация сведений о последнем вплоть до плавания Колумба в год эсхатологических ожиданий — 1492. Страна ада лежит на западе, за Геркулесовыми столбами. Существует интерпретация символики американского доллара, как двух Геркулесовых столбов и пересекающей их S-образной петли. Древние египтяне называли землю на крайнем западе «зеленой страной». Возможно, название острова Гренландия, лежащего во льдах и без всякой зелени, восходит к древнему преданию. Исламские мистики определяли запад как «колодец отчуждения». Как страна заката, Запад, где солнце западает, символизирует духовный упадок, деградацию, материализацию, профанизацию, переход от жизни к смерти. Если восток в эзотерических традициях представлялся онтологическим плюсом, запад — онтологическим минусом. Запад выражает инь — женский, темный, лунный принцип. В соответствии с индуистской мифологией локапалой — «охранителем мира» — Запад был поставлен Брахмой. По буддистской мифологии великим царем запада являлся Вирупакша. В современной геополитике Запад является синонимом талассократии и атлантизма. Политологическая традиция связывает с Западом модернизацию, материализм, техноцентризм, либерально-демократические ценности, индивидуализм, гуманизм. Западники являются сторонниками универсализации пути цивилизационного развития Западной Европы и Северной Америки. Впрочем, границы Запада исторически и цивилизационо корректировались. Для американцев Запад характеризуется совершенно иными качествами, чем для европейцев, поскольку связывается с направлением колонизации с «цивилизованного» Восточного побережья на дикие западные земли индейцев. Источ.: Дугин А. Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1997; Он же. Мистерии Евразии. М., 1996; Мифологический словарь. М., 1991.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

ЗАПАД
как культурологическая категория - одна из модификаций "Они" в дуальной оппозиции: "Мы - Они", полюса которой находятся в состоянии амбивалентности. Дуальная оппозиция: "Мы - Запад" может выступать по крайней мере в трех интерпретациях: а) 3. - некоторое неизбежное условие нашей жизни и одновременно воплощение мирового зла, средоточие и источник разложения, ложных учений и ложной жизни. Вектор конструктивной напряженности этой оппозиции направлен от зла к нам, что стимулирует активность субъекта по защите наших ценностей, активной партиципации к нашей высшей Правде, стимулирует страх перед отпадением от нее, автоматически ведущего к слиянию со злом. Эта интерпретация может приобрести жесткий манихейский характер, что влечет за собой рассмотрение этой оппозиции как извечной борьбы космических сил; б) Дуальная оппозиция "Мы - 3." может рассматриваться через интерпретацию 3. как непревзойденного источника реальных и потенциальных средств, образцов для наших целей: техники, науки и т.д., которые могут быть утилитарно использованы буквально во всех сферах напей деятельности. При этом, однако, игнорируется самоценность культуры. Здесь вектор конструктивной напряженности раздваивается, т.е., с одной стороны, в связи с целями сохраняет свою прежнюю направленность, но меняет свою направленность на противоположную; в) 3. может оцениваться и как источник целей, включающих, например, освобождение личности, права человека, достижение изобилия, справедливости, высокого уровня творчества и т.
3., с одной стороны, - это наше зеркало, в котором мы видим убожество наших условий, средств, а также целей, но, с другой стороны, это культура, к которой мы постоянно обращаемся за помощью.
На разных этапах развития общества 3. как полюс дуальной оппозиции может играть различную роль. Например, в условиях господства сталинизма манихейская модель была единственно возможной, тогда как на следующем этапе получила преобладание вторая из этих форм интерпретации.
Либерализм тяготеет к третьей из этих форм. Возникновение либерально-почвенного идеала - свидетельство осознания ограниченности всех рассмотренных форм интерпретации 3., необходимости рассматривать ценности 3. через реальные возможности развития российской почвы.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
141.73 кб

Дихотомия Запад-Восток: онтогносеологический аспект

Свечкарева Вероника Размиковна
Осознание двойственности социального бытия присуще духовному опыту человечества в целом и присутствует в антиномическом дискурсе как западной (древнегреческая и средневековая апоретика; «скептический метод» И.
Читать PDF
419.58 кб

Дихотомия Запад-Восток в контексте брачной морали

Свечкарева Вероника Размиковна
В историко-демографической литературе описаны два типа брачного поведения, впервые выявленные и проанализированные Дж. Хайналом.
Читать PDF
140.03 кб

Россия и Запад в философии И. В. Киреевского (к 200-летию со дня рождения)

Шпагин Сергей Александрович
Статья посвящена изучению вклада видного славянофильского теоретика И.В. Киреевского в развитие русской философской мысли и приурочена к его юбилею.
Читать PDF
81.46 кб

Основные аспекты проблемы «Запад - Восток» в историософии всеединства

Треушников Илья Анатольевич
В статье рассматриваются воззрения представителей русской философии всеединства на проблему «Запад Восток». Автор определяет основные аспекты проблемы «Запад Восток» и варианты ее решения в рамках историософии всеединства.
Читать PDF
82.57 кб

Восток-Запад: образ и модель

Андрей Юрьевич Москвитин
Представлена философская точка зрения на различия и подобия Востока и Запада в культурном, геополитическом, цивилизационном аспектах.
Читать PDF
207.37 кб

О противостоянии Запад – Восток

Кобзев Артем Игоревич
Читать PDF
210.76 кб

К 70-летию МГИМО(v) МИД России. Культура и ценности: Запад-Россия-Восток. XIX Шишкинские чтения

Читать PDF
76.70 кб

Поэтическое и техническое измерение мышления в даосизме на примере «Трактата о восхождении на Запад»

Белая Ирина Витальевна
Настоящая статья представляет собой анализ философских, мифологических и религиозных аспектов трактата «О восхождении на Запад», ставшего связующим звеном между философским и религиозным даосизмом и послужившим впоследствии отправ
Читать PDF
321.85 кб

Россия и Запад в публицистике Ю. Ф. Самарина

Захаров Эдуард Владимирович
В статье рассматриваются основы мировоззрения славянофила, известного общественного деятеля и литератора Ю.Ф. Самарина.
Читать PDF
268.14 кб

Восток и Запад: духовная связь как синергетический тип мышления

Саяпова Альбина Мазгаровна
В статье рассматриваются постулаты арабского философа средневековья Ибн Араби, выражающие синергетический тип мышления, в частности, проблему познания мира как синтез различных взглядов в понимании Бытия и Бога.
Читать PDF
154.46 кб

Антиномия «Восток-Запад» в русской философии культуры XIX-XX вв

Жданова Г. В.
В статье рассматриваются основные интерпретации понятий «Восток» и «Запад» в русской философии культуры XIX-ХХ веков.
Читать PDF
213.39 кб

Ни Запад, ни Восток: россия лицом к глобальному миру (старый спор в новых категориях)

Мартьянов В.С.
Читать PDF
514.14 кб

Запад и Восток: о различии менталитета и философии

Люрья Н.А.
Читать PDF
49.59 кб

Философия Тан Цзюньи: Восток и Запад

Булицина Надежда Игоревна
Читать PDF
191.39 кб

Концептуально-методологические основы анализа взаимодействия Запад – Восток

Свечкарёва Вероника Размиковна
Методологическим стержнем исследований является дихотомический метод, который основывается на принципе взаимодополнительности кодов каждой цивилизации (как «свое» – «иное») и понимается как взаимосвязь актуального (реального) и во

Похожие термины:

  • ЗАПАД И ВОСТОК

    коренные силы» всемирной истории, культуры и философии. Восток воплощает в себе некоторые положительные (например, сохранение элементов духовности, ориентации на мудрость, длительное сохранение
  • Восток—Запад. Синтез идей

    Позиция, ориентированная на восприятие идей, исходящих исключительно с Запада, вызвала острую критику в интеллектуальных кругах стран Востока. По словам С. Радхакришнана (1888— 1975), крупнейшего из и
  • ВОСТОК - ЗАПАД

    форма взаимоопределения культурных, социальных, философских, духовно-психологических систем; связь-противопоставление двух поляризованных типов человеческой деятельности и мышления. Оппозиция