ЗАПАД
ЗАПАД
одна из «коренных сил истории», суть которой можно выразить так: свобода частных форм жизни, преобладание интересов индивида над интересами общества; если бы идея Запада «получила исключительное преобладание, то человечество распалось бы на свои составные стихии … история закончилась бы самоистреблением человечества» (В. С. Соловьев); наряду с этим Запад имеет в себе и положительную сторону: стремление к самоопределению человека, к новациям, к прогрессу, к многообразию форм социальной жизни.
ЗАПАД
западная часть Старого Света, в переносном смысле - пространство, населенное народами, унаследовавшими культуру, сложившуюся на основе греко-рим. античности (см. Греческая философия) и христианства (см. Христианская философия). Культура Запада оказала сильное влияние на культуры др. частей света, особенно это сказалось в эпоху средневековья. В новое время Запад должен был защищать свою культуру от одностороннего рационализма эпохи Просвещения. Начиная с 20 в. часто говорят об упадке и даже о гибели культуры Запада.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ЗАПАД
(Abendland, Okzident) — западная часть Старого света, в переносном смысле — пространство, населенное народами, унаследовавшими культуру Запада. Запад и Восток вместе составляют два полукруга «orbis terrarum» и, грубо говоря, являются белой и черной половинами мира, соответственно цветам обоих братьев — Кастора и Поллукса. Западная культура сложилась на основе греко-римской античности (см. Греческая философия) и христианства (см. Христианская философия), объединяя народы Запада. Культура Запада оказала сильное влияние на культуры других частей света, особенно это сказалось в эпоху средневековья. В новое время Запад должен был защищать свою культуру от одностороннего рационализма эпохи Просвещения. С начила XX в. стали говорить об упадке и даже гибели Запада, культура которого находится под угрозой с двух сторон: со стороны т. наз. американизации, или механизации во всех сферах жизни (см. Техника), и со стороны материализма в форме советского русского большевизма.
O. Spengler. Der Untergang des A.es, I—II, 1918—1922; Russell. History of Western Philosophy. New York, 1945, нем. изд. 1950 (рус. изд. 1959); A. v. Scheltema. Die geistige Mitte. Umrisse einer abendländ. Kulturmorphologie, 1947; H. Freyer. Weltgesch. Europas, I—II, 1948; J. Plenge. Die Altersreife des A.es, 1948; K. Muhs. Gesch. des abendländ. Geistes, I—II, 1950—1954; F. Borkenau. Ende u. Anfang: von den Generationen der Hochkulturen u. von der Entstehung des A.es, 1984.
O. Spengler. Der Untergang des A.es, I—II, 1918—1922; Russell. History of Western Philosophy. New York, 1945, нем. изд. 1950 (рус. изд. 1959); A. v. Scheltema. Die geistige Mitte. Umrisse einer abendländ. Kulturmorphologie, 1947; H. Freyer. Weltgesch. Europas, I—II, 1948; J. Plenge. Die Altersreife des A.es, 1948; K. Muhs. Gesch. des abendländ. Geistes, I—II, 1950—1954; F. Borkenau. Ende u. Anfang: von den Generationen der Hochkulturen u. von der Entstehung des A.es, 1984.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ЗАПАД
сторона света, связанная с символикой заката солнца. В различных религиозных и мифологических традициях Запад — это страна смерти, обитель мертвых, царство изгнания. Во время обряда крещения молятся на восток, но плюют на запад. Сакральная география полагала, что на крайнем западе расположилась страна ада. Некоторые эзотерики подразумевают под ним Американский материк, с чем связывается табуизация сведений о последнем вплоть до плавания Колумба в год эсхатологических ожиданий — 1492. Страна ада лежит на западе, за Геркулесовыми столбами. Существует интерпретация символики американского доллара, как двух Геркулесовых столбов и пересекающей их S-образной петли. Древние египтяне называли землю на крайнем западе «зеленой страной». Возможно, название острова Гренландия, лежащего во льдах и без всякой зелени, восходит к древнему преданию. Исламские мистики определяли запад как «колодец отчуждения». Как страна заката, Запад, где солнце западает, символизирует духовный упадок, деградацию, материализацию, профанизацию, переход от жизни к смерти. Если восток в эзотерических традициях представлялся онтологическим плюсом, запад — онтологическим минусом. Запад выражает инь — женский, темный, лунный принцип. В соответствии с индуистской мифологией локапалой — «охранителем мира» — Запад был поставлен Брахмой. По буддистской мифологии великим царем запада являлся Вирупакша. В современной геополитике Запад является синонимом талассократии и атлантизма. Политологическая традиция связывает с Западом модернизацию, материализм, техноцентризм, либерально-демократические ценности, индивидуализм, гуманизм. Западники являются сторонниками универсализации пути цивилизационного развития Западной Европы и Северной Америки. Впрочем, границы Запада исторически и цивилизационо корректировались. Для американцев Запад характеризуется совершенно иными качествами, чем для европейцев, поскольку связывается с направлением колонизации с «цивилизованного» Восточного побережья на дикие западные земли индейцев. Источ.: Дугин А. Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1997; Он же. Мистерии Евразии. М., 1996; Мифологический словарь. М., 1991.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
ЗАПАД
как культурологическая категория - одна из модификаций "Они" в дуальной оппозиции: "Мы - Они", полюса которой находятся в состоянии амбивалентности. Дуальная оппозиция: "Мы - Запад" может выступать по крайней мере в трех интерпретациях: а) 3. - некоторое неизбежное условие нашей жизни и одновременно воплощение мирового зла, средоточие и источник разложения, ложных учений и ложной жизни. Вектор конструктивной напряженности этой оппозиции направлен от зла к нам, что стимулирует активность субъекта по защите наших ценностей, активной партиципации к нашей высшей Правде, стимулирует страх перед отпадением от нее, автоматически ведущего к слиянию со злом. Эта интерпретация может приобрести жесткий манихейский характер, что влечет за собой рассмотрение этой оппозиции как извечной борьбы космических сил; б) Дуальная оппозиция "Мы - 3." может рассматриваться через интерпретацию 3. как непревзойденного источника реальных и потенциальных средств, образцов для наших целей: техники, науки и т.д., которые могут быть утилитарно использованы буквально во всех сферах напей деятельности. При этом, однако, игнорируется самоценность культуры. Здесь вектор конструктивной напряженности раздваивается, т.е., с одной стороны, в связи с целями сохраняет свою прежнюю направленность, но меняет свою направленность на противоположную; в) 3. может оцениваться и как источник целей, включающих, например, освобождение личности, права человека, достижение изобилия, справедливости, высокого уровня творчества и т.
3., с одной стороны, - это наше зеркало, в котором мы видим убожество наших условий, средств, а также целей, но, с другой стороны, это культура, к которой мы постоянно обращаемся за помощью.
На разных этапах развития общества 3. как полюс дуальной оппозиции может играть различную роль. Например, в условиях господства сталинизма манихейская модель была единственно возможной, тогда как на следующем этапе получила преобладание вторая из этих форм интерпретации.
Либерализм тяготеет к третьей из этих форм. Возникновение либерально-почвенного идеала - свидетельство осознания ограниченности всех рассмотренных форм интерпретации 3., необходимости рассматривать ценности 3. через реальные возможности развития российской почвы.
3., с одной стороны, - это наше зеркало, в котором мы видим убожество наших условий, средств, а также целей, но, с другой стороны, это культура, к которой мы постоянно обращаемся за помощью.
На разных этапах развития общества 3. как полюс дуальной оппозиции может играть различную роль. Например, в условиях господства сталинизма манихейская модель была единственно возможной, тогда как на следующем этапе получила преобладание вторая из этих форм интерпретации.
Либерализм тяготеет к третьей из этих форм. Возникновение либерально-почвенного идеала - свидетельство осознания ограниченности всех рассмотренных форм интерпретации 3., необходимости рассматривать ценности 3. через реальные возможности развития российской почвы.
Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта