ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОВЕТСКОЕ О КУЛЬТАХ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОВЕТСКОЕ О КУЛЬТАХ
совокупность общесоюз. и республикан. законодательных актов, определяющих положение орг-ций религ. в СССР, взаимоотношения между гос-вом и церковью. Важнейшим законом Сов. гос-ва, определяющим положение церкви в нашей стране, был декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Принципы декрета стали основой всего последующего 3. с. о к. Они получили отражение в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 «О религиозных объединениях» с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президиума Верх. Совета РСФСР от 23 июня 1975, в аналогичных нормативных актах др. союзных республик, касающихся религ. культов. 3. с. о к., отражая политику Сов. гос-ва по отношению к религии и церкви, обеспечивает свободу совести, интересы трудящихся, верующих и неверующих, в т. ч. и право верующих на объединение для совместного удовлетворения своих вероисповед. потребностей. Религ. объединения верующих граждан регистрируются в виде об-в религ. (при наличии 20 верующих, достигших 18 лет) или групп (если число верующих менее 20) верующих. Религ. общества (группы) могут приступить к своей деятельности лишь после их регистрации. Решение о регистрации принимается Советом по делам религий при Совете Министров СССР по представлениям исполкомов областных, краевых Советов народных депутатов и Советов Министров автоном. и союз. республик, не имеющих областного деления. Для удовлетворения религ. потребностей верующие, составившие религ. об-во, могут получить в бесплатное пользование молитв, здание и культовое имущество. Религ. общества имеют также право приобретения церк. утвари, предметов ре-лиг. культа, транспортных средств, аренды, строительства и покупки строений для своих нужд в установленном порядке. Для непо-средств. выполнения функций, связанных с управлением и использованием культового имущества, а также в целях внешнего представительства религ. объединения из среды своих членов на общем собрании открытым голосованием избирают исполнит, органы - в религ. обществах в количестве 3 человек, а в группе верующих — одного. Регистрирующим органам предоставляется право отвода отд. лиц из состава членов исполнит, органа общества. Верующие, составившие религ. об-во, могут совершать религ. обряды; проводить молитв, и др. собрания, связанные с отправлением культа; нанимать или избирать служителей и др. лиц, обслуживающих потребности культа; собирать добровольные пожертвования верующих в молитв, помещении на цели, связанные с содержанием служителей культа, молитв. здания и др. культового имущества. Религ. обществом может быть избрана ревизионная комиссия в составе не более 3 человек. Все молитв, здания, а также культовое имущество, переданное в бесплатное пользование по договору ре-лиг. объединению, являются собственностью гос-ва. Религ. об-во, принявшее в пользование молитв. здание, культовое имущество, обязано: хранить и беречь переданное ему гос. имущество; пользоваться им исключительно для удовлетворения религ. потребностей; возместить гос-ву ущерб в случае его порчи или недостачи; выполнять указания гос. органов охраны памятников по всем вопросам учета, охраны, реставрации и содержания культурн. ценностей и т. д. Религ. объединения не могут заниматься др. деятельностью, кроме той, к-рая направлена на удовлетворение религ. потребностей верующих. В часта., воспрещается: устанавливать для верующих обязат. взносы или производить принудительное обложение их в пользу религ. объединения и служителей культа; создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производств, объединения; оказывать материальную поддержку верующим и др. гражданам; организовывать специальные детские, юношеские, женские молитв, собрания, а также общие библейские, литературные, рукодельческие, трудовые, по обучению религии и т. п. собрания, группы, кружки, отделы, открывать библиотеки и читальни, организовывать санатории и лечебную помощь. В СССР все граждане, независимо от того, верующие они или неверующие, обладают всей полнотой соц.-экономич., по-литич. и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией СССР и сов. законами, в т. ч. правом на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Служители культа, религ. проповедники и наставники осуществляют свою деятельность в пределах местожительства верующих, являющихся членами данных религ. объединений, и местонахождения соответствующего молитв, помещения. Занимаясь своей канонич. деятельностью (богослужения, отправления обрядов, проповеди и т. п.), они не вправе: вмешиваться в финансово-хоз. жизнь религ. объединений; использовать молитв, собрания верующих для политич. выступлений, противоречащих интересам сов. общества; вести к.-л. пропаганду, направленную на отрыв верующих от активного участия в гос., культурн. и обществ .-политич. жизни страны; устраивать без разрешения места, органов власти религ. шествия, совершать религ. обряды и церемонии под открытым небом, а также в домах и квартирах верующих, за исключением похорон на кладбищах и тех случаев, когда обряды в домах и квартирах выполняются по просьбе умирающих или тяжелобольных. Закрытие молитв, зданий в связи с самоликвидацией религ. общества осуществляется по заявлению самих учредителей. Решение о снятии с регистрации и закрытии молитв, дома производится только по решению Совета по делам религий при Совете Министров СССР. 3. с. о к., охраняя интересы гос-ва и права граждан нашей страны, гарантируя свободу совести, предусматривает и ответственность за несоблюдение установленных законодательством норм в адм. и уголовном порядке. Контроль за соблюдением законодательства осуществляют места, и республи-кан. органы гос. власти, а также Совет по делам религий при Совете Министров СССР.

Источник: Атеистический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОВЕТСКОЕ О КУЛЬТАХ
совокупность законов и др. нормативных актов Сов. гос-ва, определяющих взаимоотношения между церковью и гос-вом в СССР. Осн. принципы отношения гос-ва к религии и церкви были выработаны В. И. Лениным задолго до Окт. революции. «Государству не должно быть дела до религии, - писал он, - религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом...» (Соч. Изд. 5. Т. 12, с. 143). Эти требования были изложены в программных документах партии и впоследствии были положены в основу сов. законодательства о культах.
Осн. нормативным актом Сов. гос-ва о религ. культах служит декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви», изданный 23 янв. (5 февр.) 1918. Этот Декрет впервые в истории дал возможность на деле осуществить демократич. требование свободы совести: право каждого гражданина исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, равенство граждан в правах независимо от религ. принадлежности, невмешательство гос-ва в дела церкви и церкви в дела гос-ва. «Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются. ...Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность или непринадлежность граждан устраняется» (ст. 3 Декрета. См.: Коммунистич. партия и Сов. правительство о религии и церкви. М., 1961, с. 42—43). Отношение к религии - дело совести каждого человека, и гос-во не вмешивается в дела веры. Верующие граждане СССР имеют полную свободу совершения религ. обрядов, если последние «не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики» (ст. 5).
Декрет установил равенство граждан в правах независимо от религ. принадлежности или непринадлежности: «В пределах республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан» (ст. 2; см. также ст. 3). Признавая право каждого гражданина исповедовать любую религию, Декрет в то же время устанавливал, что никто «не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей» (ст. 6). Все граждане имеют равные права и равные обязанности. Каждый гражданин СССР обязан честно трудиться, блюсти дисциплину труда, исполнять законы, честно относиться к обществ, долгу, уважать правила социалистич. общежития, беречь и укреплять обществ, социалистич. собственность, соблюдать закон о всеобщей воинской обязанности. Никто не может уклоняться от исполнения этих обязанностей. В силу Декрета (ст. 1) впервые в истории церковь была полностью отделена от гос-ва. Это означает невмешательство гос-ва в дела церкви и церкви в дела гос-ва. Церковь перестала быть аппаратом гос-ва, лишилась гос. субсидий и стала совершенно независимой от гос-ва в материальном отношении. «Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, пи от его местных автономных и самоуправляющихся установлений» (ст. 10). Декрет уничтожил все формы союза церкви и гос-ва, существовавшие в дорев. России: «Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями» (ст. 4). «Религиозная клятва или присяга отменяется.
В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание» (ст. 7). Крещение и венчание в церкви рассматриваются гос-вом как частное дело граждан: «Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений» (ст. 8). Декрет запретил «принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами...» (ст. 11). Церк. и религ. объединения в СССР существуют на средства, получаемые от добровольных пожертвований верующих. Одной из важнейших гарантий осуществления полной свободы совести является также отделение школы от церкви. Ст. 9 Декрета гласит: «Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом». Отделение школы от церкви означает конец принудит, религ. воспитанию детей, насильств. приобщению их к религии.
Одно из осн. положений Декрета - лишение церк. и религ. орг-ций права владеть собственностью, прав юридич. лица (ст. 12). Все имущества церк. и религ. обществ были объявлены нар. достоянием (ст. 13). Лишение церкви права владеть собственностью непосредственно вытекает из осн. задачи законодательства относительно церкви - ограничения функций церкви чисто религ. целями, т. е. исполнением религ. обрядов: «Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются по особым постановлениям местной или центральной государственной власти в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ» (ст. 13).
Декрет «Об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви» не был изолиров. мерой. До его издания был принят ряд законодат. актов и постановлений гос. органов по ряду вопросов отношения к религии и церкви. Декрет «О земле» от 8 ноября 1917 лишил церк. и религ. орг-ции права владеть земельной собственностью. Все земли, в т. ч. церк. и монастырские, были объявлены всенар. достоянием. «Декларация прав народов России», опубликованная 15 ноября 1917, отменила все и всякие нац. и нац.-религ. привилегии и ограничения, установила равенство в правах граждан независимо от вероисповедания. В дек. 1917 все церк.-приходские школы и др. низшие, ср. и высшие школы и учреждения, находившиеся в ведении духовного ведомства, были переданы в ведение Нар. комиссариата по просвещению. Декреты «О гражд. браке, о детях и о ведении книг актов состояния» (31 дек. 1917) и «О расторжении брака», изданный на др. день, устанавливали, что юридич. силу имеет лишь гражд. брак, юридич. взаимоотношения между супругами и между родителями и детьми не зависят от соблюдения или несоблюдения религ. обрядов. При всех местных Советах были учреждены спец. отделы записи браков и рождений. 27 янв. 1918 было упразднено ведомство придворного духовенства, а через два дня были расформированы управления духовного ведомства в армии. В февр. 1918 была прекращена выдача средств священнослужителям и на содержание религ. учреждений.
Декрет СНК РСФСР от 5 февр. 1918 закрепил и развил ранее изданные декреты о религ. культах. Он был выработан, как и ранее принятые законодат. акты о культах, под непосредств. руководством В. И. Ленина и издан за его подписью. Декрет был положен в основу всех законодат. актов др. союзных республик. Все последующие республиканские и общесоюзные нормативные акты о религии и церкви основаны на этом ленинском Декрете. И поныне ни одно его положение не потеряло своего значения. Конституции союзных и автономных республик, а также Конституция СССР, принятые впоследствии, закрепили свободу совести как конституц. принцип. Ст. 124 Конституции СССР гласит: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». 8 апр. 1929 ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О религ. объединениях», в к-ром конкретизировались положения ленинского декрета «Об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви» и определялось юридич. положение церк. и религ. объединений. Подобные постановления были приняты и в др. союзных республиках. Впоследствии был принят также ряд дополнит, общесоюзных и республиканских нормативных актов, в к-рых определялся порядок проведения в жизнь законодательства о культах. Ниже приводятся и комментируются лишь осн. положения указанных выше нормативных актов.
Верующие граждане СССР могут объединяться для совместного удовлетворения своих религ. потребностей в религ. об-ва и группы. Религ. об-во создается при наличии не менее 20 верующих граждан (достигших 18-л. возраста) одного и того же культа. Если же число верующих менее 20, то ими может быть образована группа. Верующие, составившие религ. объединение, могут отправлять религ. обряды, устраивать молитв, и др. собрания, связанные с отправлением культа, нанимать или избирать служителей культа и др. лиц, обслуживающих потребности культа, пользоваться молитв, зданием и др. культовым имуществом, собирать добровольные пожертвования верующих в молитв, помещении на цели, связанные с содержанием служителей культа, молитв, здания и др. культового имущества, а также исполнит, органов рели г. объединений. Право решения всех вопросов, касающихся деятельности религ. объединения, принадлежит верующим, составившим об-во или группу. Для управления делами религ. об-ва, выполнения функций, связанных с пользованием культовым имуществом и денежными средствами, религ. об-во избирает из среды своих членов на собрании верующих открытым голосованием исполнит. орган в составе трех человек. В группе верующих избирается уполномоченный. Для проверки культового имущества и денежных сумм, получаемых путем добровольных пожертвований верующих, религ. об-вом может быть избрана ревиз. комиссия в составе не более трех человек. Исполнит, орган религ. об-ва и ревиз. комиссия подотчетны в своей деятельности собранию верующих. Служители культа и религ. центры не могут отвести кого-либо из состава исполнит, органа или ревиз. комиссии. Они не могут делать никаких обязат. распоряжений исполнит, органу и ревиз. комиссии религ. об-ва и верующим гражданам.
Постановления и распоряжения их имеют чисто моральный вес, их исполнение зависит от добровольного согласия верующих. Функции служителей культа ограничиваются исполнением религ. обрядов. Верующие, составляющие религ. об-во, могут получать по договору в бесплатное пользование от исполкома районного (городского) Совета депутатов трудящихся спец. молитв, здания и предметы, предназначенные для культовых целей. Договор должен быть подписан не менее чем 20 членами религ. об-ва, к-рые и несут всю полноту ответственности За целость и сохранность культового имущества. Молитв, здания, имеющие истор. и худож. значение, находящиеся на особом учете, передаются в том же порядке и на тех же основаниях, как и др. молитв, здания, но с обязат. соблюдением установл. правил об учете и охране памятников искусства и старины. Верующие могут пользоваться для молитв, собраний также др. помещениями, предоставляемыми им частными лицами или местными органами гос. власти на правах аренды. Каждое религ. об-во вправе пользоваться лишь одним молитв, зданием. Договор на пользование зданием культа может быть исполкомом районного (гор.) Совета депутатов трудящихся расторгнут, если верующие, пользующиеся данным молитв, зданием, сами отказываются от него, если религ. об-вом не соблюдаются условия договора, если в установл. порядке решено закрыть молитв, здание.
Ни одно религ. объединение не может приступить к своей деятельности без регистрации в органах гос. власти. Решение о регистрации религ. объединения и открытии молитв, здания принимает исполком обл. (краевого) Совета депутатов трудящихся, Совет Министров автономной республики, а в союзной республике без обл. деления - Совет Министров союзной республики но согласованию соответственно с Советом по делам русской правосл. церкви при Совете Министров СССР и Советом по делам религ. культов при Совете Министров СССР. Не подлежат регистрации религ. об-ва и группы верующих, принадлежащие к сектам, вероучение и характер деятельности к-рых носят антигос. и изуверский характер. Религ. объединения могут быть сняты с регистрации в случае нарушений ими сов. законодательства о культах. Закрытие молитв, домов допускается в следующих случаях: если религ. об-во, использующее молитв, здание, снято с регистрации, если здание культа подлежит сносу вследствие реконструкции насел, пункта или из-за ветхости здания. Запрещается закрытие церквей и др. молитв, домов, находящихся в пользовании религ. объединений, а также молитв, домов всех культов в арендуемых верующими помещениях без решений исполкомов обл. (краевых) Советов депутатов трудящихся, Советов Министров автономных республик, а в союзных республиках без обл. деления - без решений Советов Министров союзных республик, согласованных соответственно с Советом по долам русской правосл. церкви при Совете Министров СССР и Советом по делам религ. культов при Совете Министров СССР.
Свободное исполнение религ. обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают обществ, порядка и не сопровождаются посягательствами па права граждан СССР. Органы гос. власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях обществ, порядка и безопасности. Посягательства на личность и права граждан под видом исполнения религ. обрядов преследуются законом в уголовном порядке. Религ. объединения и служители культа не могут без разрешения исполкомов районных (гор.) Советов депутатов трудящихся устраивать религ. шествия, совершать религ. обряды и церемонии под открытым небом, а также в квартирах и домах верующих. Для религ. шествий, совершаемых вокруг зданий культа и являющихся неотъемл. частью богослужений, особых разрешений или уведомлений органов власти не требуется при том условии, если эти шествия не нарушают нормального уличного движения. Отправления религ.-культовых обрядов в квартирах и домах верующих по просьбе умирающих или тяжелобольных, могут производиться без разрешения или уведомления органов власти. Молитв, собрания верующих и заседания исполнит, органов зарегистрир. религ. объединений происходят без уведомления или разрешения органов власти. Религ. центрам, религ. объединениям и служителям культов воспрещается: устраивать спец. детские, юношеские и женские молитв, собрания, а также кружки, группы и собрания по обучению религии, организовывать паломничество верующих к т. н. св. местам, совершать обманные действия, рассчитанные на возбуждение суеверия в массах населения и извлечение таким путем к.-л. выгод (объявление всякого рода «чудес», напр. «чудесного» исцеления больных, пророчества и т. п.). Церк. и религ. объединения в СССР в опред. рамках отправления культа - совершенно свободные союзы граждан-единомышленников, не зависимые от гос. власти. Гос-во не вмешивается во внутр. жизнь религ. объединений постольку, поскольку они не нарушают сов. законов. Но органы гос. власти не могут оставаться равнодушными, если кто-либо будет проявлять неуважение к законам, попытается использовать религию и церковь в интересах и целях, враждебных народу и гос-ву. Религ. объединения и служители культов не должны использовать молитв, собрания верующих для полит. выступлений, противоречащих интересам сов. общества, побуждать верующих отказываться от выполнения гражд. обязанностей. Они не могут также вести пропаганду, направленную на отрыв верующих от активного участия в гос., культурной и обществ.полит. жизни страны. Это было бы нарушением закона об отделении церкви от гос-ва и посягательством на права граждан, предоставленные им Конституцией СССР. Верующие граждане СССР объединяются в религ. об-ва только для совместного удовлетворения своих религ. потребностей. Все др. потребности сов. людей удовлетворяются гос-вом, профсоюзами и др. орг-циями трудящихся, к-рые обслуживают все население СССР, независимо от религ. принадлежности. Поэтому религ. объединения и служители культов не вправе заниматься др. обществ, деятельностью, кроме деятельности, направленной на удовлетворение религ. потребностей верующих. Они не могут создавать кассы взаимопомощи и заниматься благотворит, деятельностью, организовывать санатории и лечебную помощь, устраивать экскурсии, детские и спорт, площадки, открывать библиотеки и читальни, организовывать какие бы то ни было собрания, кружки и т. п., не имеющие отношения к отправлению культа.
Контроль за выполнением законодательства о культах осуществляется органами гос. власти, Советом по делам русской правосл. церкви при Совете Министров СССР, Советом по делам религ. культов при Совете Министров СССР и их уполномоченными в республиках, краях и областях. Они обязаны строго следить за тем, чтобы всем гражданам на деле была обеспечена свобода совести, провозглашенная Конституцией СССР, не допускать применение адм. мер борьбы с религией (незаконного закрытия молитв, зданий и т. п.), адм. вмешательства во внутр. жизнь церк. и религ. объединений, грубого отношения к духовенству и оскорблений чувств верующих, а также не допускать нарушений сов. законов церк. и религ. объединениями, навязывания кому-либо религ. веры, навязывания неверующим участия в отправлении религ. культа. Никто не может препятствовать исполнению религ. обрядов, если они не нарушают обществ, порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан. Никто не может препятствовать также проведению антирелиг. пропаганды, если она не сопровождается оскорблением религ. чувств верующих.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.