ЗАКОН ДУНСА СКОТАЗАКОН ЗАВИСИМОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Закон единства и борьбы противоположностей

Найдено 4 определения термина Закон единства и борьбы противоположностей

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалетической противоречивости)

один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания. Основу всякого развития составляет противоречие – борьба (взаимодействие) противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

один из основных законов диалектики, ее ядро, выражающий источник самодвижения. Суть его состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого целого на взаимоисключающие, противоположные моменты, взаимоотношение которых, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целостное и качественно определенное, а с другой - составляет внутренний импульс ее изменения, развития и превращения и превращения в новое качество. Взаимоотношение противоположностей в составе единого целого выступает как диалектическое противоречие.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тематический философский словарь

Закон единства и борьбы противоположностей

раскрывает связь между связанными единым отношением явлениями, между противоположностями (т. н. бинарными оппозициями), которые в своем единстве образуют главное противоречие, имманентно (т. е. внутренним образом) присущее вещи. В действительности таких противоположностей множество. Естественно, что в любом явлении или вещи существует множество противоречий, но при этом всегда можно вести речь о главном, коренном противоречии, которое, в сущности, и есть причина, источник изменения этого явления или вещи. В этом суть Закона единства и борьбы противоположностей, который, однако, наряду с двумя другими законами диалектики, представляет собою лишь момент (форма проявления) более общего закона развития меры.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ЗАКОН

все общий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, “ядро” материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, “стороны” и т. п., к-рые (1) находятся в неразрывном единстве, (2) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. (3) взаимопроникают. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний “источник” всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное единство многообразия именно как конкретное, а не мертвое тождество. Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в к-рой противоположности взаимопроникают, обусловливая весь процесс ее развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета “в логике понятий”. В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому, к-рое толкует “источник” движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство — как существующее рядом с многообразием. Метафизика толкает на путь подмены движения и конкретного единства многообразия описанием внешних результатов движения и лишь внешне сопоставленных сторон предмета. Вся история диалектики есть история борьбы вокруг этих проблем, попыток их решения. Родоначальник диалектики противоречий — Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное, и свели к средству опровержения движения и многообразия (“отрицательная диалектика” — апория). В эпоху Возрождения идею “совпадения противоположностей” развивали Николай Кузанский и Бруно. Кант “устранял” антиномии лишь путем дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга Гегеля, к-рый сделал в исследовании проблемы противоречия самое большее, что можно было сделать, оставаясь на почве идеализма. Для совр. зап. философии характерны, с одной стороны, тенденция иррационализации противоречия как якобы неразрешимого (“трагическая диалектика”), с др.— попытка отрицать эту категорию, подменяя ее терминологическими различениями (позитивизм). Марксизм материалистически истолковал и разработал Е. и б. п. з. “как закон познания (и закон объективного мира)” (Ленин). Подход к этому закону с т. эр. принципа совпадения диалектики, логики и теории познания направлен против сведения его к сумме примеров, на понимание его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона — основа его методологических функций в познании. Доказательство его всеобщности требует исследования этих функций. Он определяет также и структуру научной теории, поскольку последняя раскрывает диалектику раздвоения единого. Классический образец такой структуры — Капитал” Маркса. Разрешение противоречий ведет исследование вперед по логике самого предмета и служит рациональным способом выработки новых понятий, их синтеза. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие — значит понять, как оно развивается и разрешается. Разрешение его отнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в процессе восхождения от абстрактного к конкретному (Абстрактное и конкретное). Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счете как производные от внутренних. Категория диалектического противоречия имеет важное методологическое значение и для совр.естествознания, к-рое все чаще сталкивается с противоречивой природой объектов. Марксизм-ленинизм сделал категорию противоречия достоянием образа мыслей, вытекающего из целостного освоения мира человеком, у к-рого нет причин бояться противоречий или мешать их разрешению. Мировоззренческое и воспитательное значение этого закона выражается и в том, что он учит никакую ступень развития, никакое достижение истории не рассматривать как окончательные и ориентирует на бесконечное творчество.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Найдено схем по теме Закон единства и борьбы противоположностей — 0

Найдено научныех статей по теме Закон единства и борьбы противоположностей — 0

Найдено книг по теме Закон единства и борьбы противоположностей — 0

Найдено презентаций по теме Закон единства и борьбы противоположностей — 0

Найдено рефератов по теме Закон единства и борьбы противоположностей — 0