ЮШКЕВИЧЮШМАНОВ

ЮШКЕВИЧ Павел Соломонович

Найдено 3 определения термина ЮШКЕВИЧ Павел Соломонович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЮШКЕВИЧ Павел Соломонович (1873—1945)

публицист, переводчик философской литературы, меньшевик, в 20-х гг. отошел от политической деятельности. В книге “Материализм и критический реализм” (1908) выступил с критикой философии марксизма как махист и субъективный идеалист. Проповедовал эмпириосимволизм. В работе “Мировоззрение и мировоззрения” (1912) пытался оправдать идеализм специфическим характером философского творчества. Философия, по Ю., не наука, а результат полухудожественного эмоционально- интеллектуального видения, “форма коллективного мышления и чувствования”. В этом он близок Джемсу, Дильтею, Ницше. Критика взглядов Ю. дана в книге Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЮШКЕВИЧ Павел Соломонович

1873, Одесса - 6.12.1945) - философ,. переводчик. Еще в гимназии Ю. занимался в марксистском кружке, находился в заключении и ссылке (в Кишиневе), где продолжал занятия математикой, к-рой увлекался и ранее. После ссылки Ю. уехал в Париж для продолжения образования. Окончив Сорбонну, возвратился в Одессу, занимался публицистической деятельностью; примкнул к фракции меньшевиков РСДРП; участвовал в революции 1905 г. Ответ на критику своей концепции Лениным в "Материализме и эмпириокритицизме" Ю. опубликовал в 1910 г. в брошюре "Столпы философской ортодоксии" (раздел "Если прикажут - акушером стану"). Совместно с А. В. Васильевым он выпустил в 1912-1917 гг. 10 сб. "Новые идеи в математике". В Петербурге, где Ю. находился с осени 1906г., он занимался публицистической деятельностью, публиковал статьи по философии. После 1917 г. работал в Одессе, служил в статистическом отделе горсовета, читал лекции по философии. С 1922 г. - в Москве. Сотрудник Ин-та Маркса и Энгельса. Занимался в осн. переводами (им переведены мн. соч. К. А. Гельвеция, П. Гольбаха, Д. Дидро, Г. В. Лейбница и др. философов; был первым переводчиком "Диалектики природы" Ф. Энгельса). Имя Ю. тесно связано с одним из направлений в гносеологии 1-й четверти XX в. - эмпириосимволизмом; Ю. внес существенный вклад в его обоснование. Он различал понятия "истина-копия" и "представления-символы", а также промежуточные ("экспликативные") суждения. В предметном мире явления есть символы тех или иных сущностей и требуют расшифровки; сущности первого порядка есть символы сущностей второго порядка и т. д. Чтобы углубить свое познание, субъект постоянно изобретает новые средства и все больше связывает себя с символами, конвенциями. В эмпириосимволизме Ю. видел концепцию, утверждающую творческий характер познания. Ю. полагал, что марксизм как экономическая и политическая доктрина может быть связан не с материализмом (под последним он понимал материализм, признающий только "истины-копии"), а с концепцией, близкой к взглядам Р. Авенариуса, Э. Маха, А. Пуанкаре.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Русская философия: словарь

ЮШКЕВИЧ Павел Соломонович

29 июня 1873, Одесса — 6 декабря 1945, Москва) — русский переводчик, публицист, философ. Образование получил в Одесской гимназии и Сорбонне. С гимназических лет участник социал-демократического движения; примыкал к фракции меньшевиков; после 1917 работал в Одесском горсовете; в нач. 1920-х гг. отошел от политической деятельности, работал в Институте Маркса и Энгельса в Москве (до 1930), занимался гл. о. переводами философской литературы (в частности, был первым переводчиком «Диалектики природы» Ф. Энгельса).

Согласно Юшкевичу, марксизм — это не только социальнополитическое учение; в нем есть тенденция стать целостным мировоззрением. Но пока нет одной марксистской философии, а есть несколько «марксистско-образных» философий. Понятие диалектического материализма нужно сузить, доведя его до эволюционистского и релятивистского позитивизма. Идеологически марксизм близок к махизму, поскольку оба они являются разветвлениями одного учения об эволюции форм жизни. В историческом материализме разработан «социально-психологический» аспект, но его нужно дополнить «социально-космическим» аспектом. Решение этой проблемы Юшкевич видел в «эмпириосимволизме»: человек является символообразующим животным; понятие и идеи — это эмпириосимволы разной степени общности; всякое познание — символическое познание. Следует отказаться от создания объективной картины мира. Эмпириосимволическая точка зрения, согласно Юшкевичу, — это «философская транскрипция социально-космического разреза исторического материализма».

Соч.: О материалистическом понимании истории. СПб., 1907; Материализм и критический реализм (О философских направлениях в марксизме). СПб., 1908; Столпы философской ортодоксии. СПб., 1910; Мировоззрение и мировоззрения (Очерки и характеристики). СПб., 1912; Теория относительности и ее значение для философии.— В кн.: Теория относительности Эйнштейна и ее философское истолкование. М.,1923.

Лит.: ДеборинА. Диалектический материализм и эмпириосимволизм.— В кн.: Он же. Введение в философию диалектического материализма. Пг., 1922; Плеханов Г. В. Трусливый идеализм.— Избр. философ, произв., т. 3. М., 1957.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ЮШКЕВИЧ Павел Соломонович — 0

Найдено научныех статей по теме ЮШКЕВИЧ Павел Соломонович — 0

Найдено книг по теме ЮШКЕВИЧ Павел Соломонович — 0

Найдено презентаций по теме ЮШКЕВИЧ Павел Соломонович — 0

Найдено рефератов по теме ЮШКЕВИЧ Павел Соломонович — 0