ЮРОДИВЫЙ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЮРОДИВЫЕ
психически неполноценные люди, к-рых церковь рассматривает как подвижников, «сознательно отрешившихся от обычного употребления разума», чтобы иметь возможность безбоязненно обличать несправедливости, неправедные действия светских властителей. Многие Ю. причислены к лику святых. Среди них особенно почитались в прошлом Прокопий Устюжский (14 в.), Николай Кочанов (14 в.), Василий Блаженный (15 - 16 в.) и др. Церковь наделяла Ю. даром чудотворения н прорицания, они якобы пользовались особым расположением бога, ибо являлись выразителями интересов простых людей. Жития Ю. полны различи, вымыслов и не соответствуют историч. правде. Людей с больной психикой церковь представляла непоколебимыми правдолюбцами, вынужденными жить под личиной «поврежденных в уме». При этом преследовалась цель представить юродство единственно действенной формой социальн. протеста.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ЮРОДИВЫЕ
психически неполноценные люди, к-рых церковь рассматривает как лиц, «сознательно отрешившихся от обычного употребления разума», но обладающих даром прорицания, обличавших несправедливость, говоривших «правду в глаза сильным мира сего». Церк. авторы рассматривают юродство как специфич. форму соц. протеста, а Ю. — как выразителей чаяний народных масс. В житиях таких известных на Руси Ю., как Прокопий Устюжский (14 в.), Николай Кочанов (14 в.), Василий Блаженный (15— 16 вв.) и др., подчеркивается, что они были тесно связаны с народом, выступали в его защиту. Однако в действительности большинство рассказов об обличениях Ю. власть имущих вымышлено. Эти вымыслы преследовали цель представить юродство в качестве единственно приемлемой и действенной формы соц. протеста. Церковь объявляла Ю. людьми, отмеченными «божьей печатью», пользующимися особым расположением всевышнего. Культ Ю. широко пропагандировался в массах. Многие из них причислены церковью к лику святых.

Источник: Атеистический словарь

ЮРОДИВЫЙ
разряд святых подвижников, избравших особый подвиг – юродство, т. е. облик безумия, принимаемый ради "поругания миру", радикального отвержения ценностей мирской жизни и служения Христу через свидетельствование о внешнеположенности Христова пути мирской мудрости и мирскому величию. Ю. как особый вид Аскезы возникает в среде восточного монашества около 5 в. и складывается к У1 – У11 вв. Р. Х. Юродство предполагает внешнее безумие (бесноватость) как крайнее изничтожение гордыни, способность к прорицанию, осуществляемому под видом безумия и лишь постепенно постигаемому людьми, смиренное приятие поношений и побоев как следования Христу, обличение грешников и способность видеть бесов, их окружающих, ночные тайные молитвы и демонстративное неблагочестие днем и т. п. В Московской Руси Ю. получают наибольшую социальную значимость, они выступают как обличители неправедной власти и глашатаи Божьей воли. Юродство воспринимается здесь как полноправный путь святости, и многие Ю. почитаются еще при жизни.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Юродивые
психически неполноценные, фанатично верившие в бога люди, обладавшие, по христ. представлениям, даром прорицания. В христ. литературе Ю. определяются как подвижники во имя господа, отказывавшиеся от жизненных благ, отрешившиеся «от обычного употребления разума, добровольно принимая на себя вид безумного». По церк. версии, они «под личиной юродства нередко совершали… гражданские подвиги», обличая несправедливость, говоря «правду в глаза сильным мира сего», молитвами «избавляли сограждан от грозивших им бедствий». В действительности, как установлено исторической наукой, рассказы об обличении Ю. нравственных пороков, беззакония и т. п. в подавляющем большинстве являются вымыслом. Ю. не были «народными обличителями», скрывавшими под личиной психически ненормальных людей «истинную мудрость». Они были больными людьми, к-рых церковь использовала в своих интересах. Проповедуя культ Ю., широко распространенный в дореволюционной России, причисляя Ю. к лику «святых», православн. церковь стремилась убедить верующих в необходимости «покорять плоть духу, земное — небесному», вести аскетический образ жизни, переносить любые страдания ради достижения вечного блаженства на небесах.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ЮРОДИВЫЙ
(греч. сумасшедший) – в традиции христианской культуры человек, симулирующий безумие или каким-либо другим способом эпатирующий окружающих; культурный феномен, заключающий в себе глубокий философский смысл. В православной церковной традиции Ю. – подвижник, тайно принявший на себя один из подвигов христианского благочестия – «юродство ради Христа», что можно сравнить с самоумалением Спасителя («кенозисом»), который «уничижил себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобно человекам».
Философско-религиозной основой юродства являются слова апостола Павла : «Ибо, когда мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости. А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие». Для Павла ни мудрость, ни чудеса, ни толкование пророчеств не имеют ценности, когда речь идет о вере. Он запрещает обосновывать ее рационально. Единственным доказательством истины христианства является человек, осознающий свою слабость перед Богом. Павел не устает повторять: «Мудрость мира есть безумие перед Богом». Разум человеческий может дать лишь иллюзию гарантированности человеческого существования. Человеческое бытие неотделимо от небытия; ни знание «вечных» истин, ни предсказания будущего не избавляют человека от риска на пути свободного выбора. Для традиционного философского мышления – это безумие, для мистики знамений и пророчеств – соблазн.
Фигура Ю. – это символ христианской «переоценки ценностей». «И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы посрамить значащее». Личность Христа униженного, страдающего, юродствующего – это свидетельство Бога об упразднении всех ранее существовавших ценностей, представлений о бытии. Ю. – это символ единства апофатического и катафатического путей приближения к Богу. Небытие как спектр еще не осуществленных возможностей становится для человека необходимой стороной его стремления к Богу. Но познать Бога можно только через Иисуса Христа, через собственную униженность, страдание, юродство «во имя Христа», иначе человек лишь пойдет по пути возвеличивания себя. Только отказавшись от «земной мудрости», став в положение сыновнего равенства с Христом, человек создает в себе «нового евангельского человека».
Открытие апостолом Павлом нового образа мира вело новообращенных к радикализму, к подражанию Христу и в повседневной жизни (не случайно в Византии Ю. часто называли «благочестивым киником»). Но подражать Ему – значит отречься от самого себя, возложить на себя Его крест, обречь себя на непонимание близких, жить обособленно от других.
В период раннего христианства (I–IV вв.) юродство как буквальное следование призыву Христа выражается в уходе из мира с его умеренной благопристойностью, скрывающей фальшь. Юродствовать – «значит быть глупым по отношению к земному суемудрию». Совершенствование личности, вставшей на путь святости, включало монашеский образ жизни, абсолютное подавление своей воли, бесстрастие, сокрытие добродетелей, симуляцию неразумия «Христа ради» с элементами сознательного нарушения общепринятых норм.
Время расцвета юродства – V–VIII вв., когда дух жертвенности раннего христианства уступает место компромиссу церкви и государства. Начинается поиск индивидуального спасения, поскольку оказалось, что и в новом христианском обличье «мир» (государство, общество) остался тем же самодовлеющим идолом, требующим подчинения себе. Реакцией на мирское зло стала волна евангельского максимализма – уход из мира, столпничество, полный отказ от земных благ, добровольное мученичество. И. Лествичник и И. Сирин (VIII век) в своих работах формулируют основные принципы самосознания Ю. Выпадение Ю. из социума, их агрессия по отношению к социальным правилам, нормам вызывает беспокойство и подозрительность. На Трулльском соборе (692 г.) юродство было жестко регламентировано. Поведение Ю. начинает оцениваться неоднозначно, зачастую как просто исходящее от дьявола.
Распространение мистического течения исихазма (IX–XIV вв.), обращенного к внутренней жизни подвижника, постепенно вытесняет юродство как «правильное», евангельски обоснованное поведение на периферию христианской жизни. Однако элементы юродства в поведении святых остаются.
На Руси с юродством (славянские синонимы – «похабъ», «оуродивъ», «блаженный») познакомились из византийских сочинений. Первый русский Ю. – Исаакий Печерский (ум. в 1090 г.) – монах Киево-Печерской лавры. XVI в. – время расцвета юродства – совпадает с тотальной регламентацией церковной жизни после Стоглавого собора. Ю. в национальных условиях выполнял культурную функцию «социальной терапии», юродство было достаточно безопасной, но необходимой «прививкой» определенной дозы ереси русской церковной жизни, которая после «золотого века» Киевской Руси находилась под контролем государства и отличалась крайним традиционализмом.

Источник: Краткий философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
200.83 кб

Почему юродивый - не элемент «Смеховой культуры»?

Ростова Наталья Николаевна
At the end of the last century D.S. Lihachev and A.M. Panchenko have written the book "Laughter in the Ancient Russia". They pay attention to the phenomenon of Fools for Christ's Sake and they include it in "laughter's world".
Читать PDF
583.00 кб

«Мистики» и «Юродивые» в русской философии (полемические заметки)

Замалеев Александр Фазлаевич
Статья содержит полемический обзор новейших истолкований специфики и перспектив развития русской философии.
Читать PDF
162.61 кб

Жития юродивых Христа ради в философском дискурсе

Ростова Н.

Похожие термины:

  • ЮРОДИВЫЕ

    психически неполноценные люди, к-рых церковь рассматривает как подвижников, «сознательно отрешившихся от обычного употребления разума», чтобы иметь возможность безбоязненно обличать несправед