Юм Давид

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЮМ Давид
английский философ, историк, экономист. Отрицал способность человека доказать существование внешнего мира в качестве источника наших ощущений. Человеческий разум, по Юму, оперирует только содержанием ощущений и за их пределы выходить не имеет права. В своем умении о причинности утверждал невозможность вывода о причинно-следственных связях, т.к. причинность может иметь только психологическую достоверность, т.е. может быть доказана на уровне нашего сознания и психики, где она выступает как порождение идей нашими впечатлениями. Отверг мысль о том, что вера в Бога основана на непосредственной потребности в ней или на доводах разума. Человека считал существом слабым, подверженным ошибкам, мыслящим не строго, внимающим не столько разуму, сколько чувствам.
Даты жизни. Родился 7.5.1711 в Эдинбурге. Работал библиотекарем, состоял на государственной службе, был профессором университета. Умер 25.8.-1776 в Эдинбурге.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Юм Давид
 (1711—76) —англ. философ-идеалист, психолог, историк. Задачу знания Ю. видел не в постижении бытия, а в способности быть руководством для практической жизни. Единственный предмет достоверного знания, по Ю., — объекты математики; все др. предметы исследования касаются фактов, к-рые не могут быть доказаны логически, а выводятся только из опыта. Все суждения о существовании происходят также из опыта, к-рый, однако, 10. понимал идеалистически: действительность лишь поток «впечатлений», причины к-рых неизвестны и непостижимы. Вопрос о том, существует объективный мир или нет, он считал неразрешимым. Одно из осн. отношений, устанавливаемых опытом, — отношение причины и действия; оно ив может быть выведено ни из интуиции, ни путем логического анализа и доказательства. Из того, что одно явление предшествует др., нельзя выводить, будто предшествующее—причина, а следующее за ним — ее действие. Даже самое частое повторение связи событий во времени не дает знания скрытой силы, с помощью к-рой один объект производит др. Однако люди склонны заключать от наблюдавшихся в прошлом действий известных предметов к сходным действиям этих предметов и в будущем. Делают они вти заключения только в силу привычки. Т. обр., Ю. отрицал объективный характер причинности. Поток наших впечатлений не есть, по Ю., совершенный хаос: некоторые объекты представляются нам яркими, живыми, устойчивыми, и этого, согласно Ю., вполне достаточно для практической жизни. При этом необходимо лишь понимать, что источником практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера. В этике Ю. развил теорию утилитаризма, объявил полезность критерием нравственности; в философии религии ограничился допущением, будто причины порядка во вселенной имеют некоторую аналогию с разумом, но отверг при этом всякое богословское и философское учение о боге и, ссылаясь на исторический опыт, признал дурным влияние религии на нравственность и гражданскую жизнь. Скептицизм Ю. теоретически обосновывал утилитарное и рассудочное миропонимание буржуазии. Осн. труд — «Исследование о человеческом разуме» (1748). Юмовский агностицизм оказал значительное влияние на совр. идеализм, послужив одним из гл. идейных истоков неопозитивизма.

Источник: Философский словарь. 1963

ЮМ Давид
(1711 - 1776) - английский философ, историк, экономист, автор публицистических работ. Представитель субъективно-идеалистической традиции в философии Нового времени; сформулировал основные принципы агностицизма. Главное сочинение - «Трактат о человеческой природе» (1739 - 1740). С 1763 по 1766 гг. находился на дипломатической службе в Париже. Известность получил благодаря «Эссе» (1741), где затрагивались социально-политические, моральные, эстетические, а также экономические вопросы. Юм поставил проблему объективности причинно-следственных связей, указывая на такую ее трудность, как недоказуемость. Действительно, следствие не содержится «внутри» причины ни физически, ни логически. Оно невыводимо из нее и на нее не похоже. Здесь, по существу, затронут важный вопрос о статусе категорий или всеобщих понятий, - выводимы ли они из опыта? Юм считает, что нет. Психологический механизм, вызывающий убеждение людей в объективном характере причинности, осноеан, по Юму, на том, что событие В, смежное в пространстве с событием А, регулярно появляется во времени после события А. Эти факты принимаются за доказательство того, что данное явление В - это следствие, порожденное причиной А. Это перерастает в ассоциацию ожидания, а затем - в веру, что появление А влечет за собой неизбежное появление В. Таким образом, в основе механизма причинности лежат не объективные моменты взаимосвязи действительности, а вера как психологический фактор. Юм, используя критику Беркли понятия материальной субстанции, выступает с критикой понятия «духовной субстанции». Он утверждает, что личность есть связка, пучок следующих друг за другом различных восприятий. Тем самым Юм предвосхищает такую идею современной психологии, как идею «фокуса сознания». При этом, однако, он отрицает целостную, субстанциальную природу «Я». Юм оставлял теоретически неразрешимым вопрос о существовании материальных объектов, вызывающих наши впечатления, вне зависимости от человеческого сознания. Первичными восприятиями Юм считал непосредственные впечатления внешнего опыта (ощущения), а вторичными - впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания) и чувственные образы памяти («идеи»). Проблемой теории познания Юма является не проблема познавательного соотношения субъекта и материального объекта, а проблема зависимости простых идей (чувственных образов памяти) от внешних впечатлений. Сложные же идеи образуются путем ассоциации простых идей друг с другом. В основе этики Юма лежит концепция неизменности человеческой природы. Человек, находясь в постоянном плену ассоциаций, неизбежно ошибается. Поэтому образование не может принести нам знания, но лишь привычки. В моральной сфере люди должны следовать альтруистическим требованиям «общего блага», которые он противопоставлял индивидуализму. Ему противостоит и чувство общечеловеческой «симпатии». В сфере социологии Юм был противником идеи «власти от Бога», но не разделял и теории общественного договора. Он полагал, что общество возникает из разрастания семей, а политическая власть - на основе института вождей. Насколько законна данная власть в обществе, зависит от продолжительности правления и от соблюдения принципа частной собственности, который Юм считал чрезвычайно важным.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
84.56 кб

Сидневские псалмы Давида

Егорова Л. В.
The article introduces to the Russian reader information about the manuscripts and the main editions of the Sidney's psalms.
Читать PDF
391.25 кб

Размышления о Давиде Юме

Горохов Павел Александрович
В статье рассматриваются некоторые черты философского учения Давида Юма, представля, ющиеся особенно актуальными в современную эпоху.
Читать PDF
595.91 кб

Давид Лазаревич бродянский

Артемьева Надежда Григорьевна
Давиду Лазаревичу Бродянскому, доктору исторических наук, профессору, 24 октября 2011 г. исполнилось 75 лет.
Читать PDF
265.04 кб

Бродянский Давид Лазаревич

Артемьева Надежда Григорьевна
13 апреля 2017 г. ушёл из жизни наш учитель, доктор исторических наук, профессор Давид Лазаревич Бродянский. Более 50 лет он занимался преподавательской деятельностью в Дальневосточном государственном университете.
Читать PDF
496.65 кб

Давид Бурлюк и футуризм в Крыму

Котляр Е.Р., Лохатова Н.И.
В статье охарактеризованы особенности стиля футуризм и личности его последователей в России Давида Бурлюка и Владимира Маяковского, рассматривается их поездка в Крым, ставший платформой для развития многих авангардных идей в культ
Читать PDF
3.60 мб

Зарубинецкое селище в Давид-Городке

А. А. Егорейченко
Читать PDF
314.23 кб

Памяти Натана Давидовича тамарченко

Дарвин Михаил Николаевич, Тюпа Валерий Игоревич
Читать PDF
130.55 кб

Давид Рахмильевич Меркин (к 95-летию)

Гелиг X. , Леонов Г. А., Морозов Н. Ф., Сабанеев В. С., Товстик П. Е., Якубович В. А.
Читать PDF
22.52 мб

Давиду Лазаревичу Бродянскому 80 лет!

Артемьева Надежда Григорьевна
Давиду Лазаревичу Бродянскому 24 октября 2011 г. исполнилось 80 лет.
Читать PDF
163.36 кб

Давид, или о подобии поэзии и живописи

Ишимбаева Галина Григорьевна
Сравниваются концепции одного из вечных образов мировой культуры в Библии и в творчестве Микеланджело Буонарроти и Стефана Гейма.
Читать PDF
833.78 кб

Образ Давида в творчестве Джакомо Манцу

Краузе Диана Олеговна
Статья посвящена творческим поискам одного из самых значимых скульпторов ХХ века Джакомо Манцу. Анализируется процесс трансформации образа Давида, разработкой которого скульптор занимался с середины 1930-х гг.
Читать PDF
140.15 кб

Феномен Давида Кугультинова (1922-2006)

Борликов Г.М.
Читать PDF
126.06 кб

Гегелашвили Соломон Давидович(1885 1972)

Чичерюкин-мейнгардт В. Г.
Читать PDF
343.45 кб

К 70-летию Давида Лазаревича бродянского

Читать PDF
7.17 мб

Пушкинский миф в лирике Давида Самойлова

Гельфонд Мария Марковна
Статья посвящена проблеме пушкинского биографического мифа в лирике Давида Самойлова.

Похожие термины:

  • ДАВИД

    Царь Израиля и Иудеи (начало X в. до н.э.), завоевавший Иерусалим и изгнавший филистимлян. Бог обещал ему вечное потомство. Его сын Соломон построил Иерусалимский храм. Традиция приписывает ему авто
  • ДАВИД V

    (Девдарианн Харитон Джибоевнч, 1903 - 1977) - католикос-патриарх всей Грузии. Священник с 1926, епископ с 1956, митрополит с 1962» Преподавал в духовной семинарии. С 1972 по 1977 возглавлял груз, правосл. церковь и о
  • ДАВИД АНАХТ

    армянский философ, представитель неоплатонизма. Развивая наследие античной философии (Платон. Аристотель, неоплатоник Порфирий (ок. 233—ок. 304) и др.), создал систему логики, высказал ряд идей в облас
  • КОЙГЕН Давид

    философ; р. 27.10.1877 (Вахняки, Россия) — ум. 7.3.1933 (Берлин); в 1913—1921 — профессор в Киеве, 1928— 1933 — в Гамбурге; рассматривал философию как многостороннее учение, для которого необходима особая многосторо
  • ДАВИД Линнский

    кон. 12 - нач. 1 в.) - франц. философ и естествоиспытатель, создал вариант натуралистич. пантеизма. Д. Д. считал, что бог есть субстанция всего сущего. Признание бога безличным абсолютом, лежащим в основе
  • ГИЛЬБЕРТ ДАВИД

    род. 23 янв. 1862, Кенигсберг - ум. 14 февр. 1943, Геттинген) - нем. математик и логик, профессор в Геттингене с 1895 по 1936. Создал основополагающие работы по аксиоматике геометрии, арифметики и физики, в которы
  • Отрасль Давида

    религиозное движение апокалиптической направленности. Это небольшое движение появилось в 1934 г.; его сторонники заявляют о том, что ими открыт таинственный день, когда наступит приближающийся кон
  • ДАВИД ДИНАНСКИЙ

    жил ок. 1200) - франц. ранний схоласт. Проповедовал нецерковный мнимый "пантеизм" - Бог есть колыбель природы, первоприрода. Его до сих пор не найденные труды подвергались критике со стороны католич. це
  • ГАРЕДЖЁЛИ Давид

    (6 в.) - груз. философ-идеалист. Образование получил в Сирии, в груз. монастыре. По нек-рым сведениям, является автором "Книги поучений", от к-рой сохранилось лишь неск. фрагментов (см. "Древние редакции
  • БАУМГАРДТ Давид

    философ; p. 20.4.1890 (Эрфурт) — ум. 21.7.1963 (Нью-Йорк); до 1937 — профессор в Берлине, затем в Бирмингеме, с 1939 — в США; занимался вопросами философии морали и эстетикой; опираясь на свои исследования смысла ис
  • БАГРАТИОНИ Давид

    1 июля 1767 – 13 мая 1819) – груз. гос. деятель, писатель и ученый; царевич. Лишенный права престолонаследия, в 1803 переселился в Россию. Б. иронически отзывался о религии, выступал против суеверий, считая п
  • ЗИЛЬБЕРМАН Давид

    1938—1977) — русско-американский философ, предпринявший попытку создания "философологии", универсального философского синтеза, сравнимого по масштабам систематизации с конструкциями Аристотеля, И.
  • ГУРАМИШВИЛИ Давид

    (1705 – 21 июля 1792) – груз. поэт-просветитель, положивший начало демократич. направлению в груз. обществ. мысли и поэзии. В 1727 был захвачен в плен лезгинами и увезен в Дагестан. В 1729 бежал из плена на Сев.
  • Ллойд-Джордж , Давид

    Lloyd George, David, 1st Earl Lloyd-George of Dwyfor) (1863-1945) - крупнейший английский политический деятель, вождь либералов, до 1922 г. руководивший рядом английских кабинетов министров. По профессии адвокат. В парламент впе