английский философ, историк, экономист. Отрицал способность человека доказать существование внешнего мира в качестве источника наших ощущений. Человеческий разум, по Юму, оперирует только содержанием ощущений и за их пределы выходить не имеет права. В своем умении о причинности утверждал невозможность вывода о причинно-следственных связях, т.к. причинность может иметь только психологическую достоверность, т.е. может быть доказана на уровне нашего сознания и психики, где она выступает как порождение идей нашими впечатлениями. Отверг мысль о том, что вера в Бога основана на непосредственной потребности в ней или на доводах разума. Человека считал существом слабым, подверженным ошибкам, мыслящим не строго, внимающим не столько разуму, сколько чувствам.
Даты жизни. Родился 7.5.1711 в Эдинбурге. Работал библиотекарем, состоял на государственной службе, был профессором университета. Умер 25.8.-1776 в Эдинбурге.
Юм Давид
ЮМ Давид
Юм Давид
(1711—76) —англ. философ-идеалист, психолог, историк. Задачу знания Ю. видел не в постижении бытия, а в способности быть руководством для практической жизни. Единственный предмет достоверного знания, по Ю., — объекты математики; все др. предметы исследования касаются фактов, к-рые не могут быть доказаны логически, а выводятся только из опыта. Все суждения о существовании происходят также из опыта, к-рый, однако, 10. понимал идеалистически: действительность лишь поток «впечатлений», причины к-рых неизвестны и непостижимы. Вопрос о том, существует объективный мир или нет, он считал неразрешимым. Одно из осн. отношений, устанавливаемых опытом, — отношение причины и действия; оно ив может быть выведено ни из интуиции, ни путем логического анализа и доказательства. Из того, что одно явление предшествует др., нельзя выводить, будто предшествующее—причина, а следующее за ним — ее действие. Даже самое частое повторение связи событий во времени не дает знания скрытой силы, с помощью к-рой один объект производит др. Однако люди склонны заключать от наблюдавшихся в прошлом действий известных предметов к сходным действиям этих предметов и в будущем. Делают они вти заключения только в силу привычки. Т. обр., Ю. отрицал объективный характер причинности. Поток наших впечатлений не есть, по Ю., совершенный хаос: некоторые объекты представляются нам яркими, живыми, устойчивыми, и этого, согласно Ю., вполне достаточно для практической жизни. При этом необходимо лишь понимать, что источником практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера. В этике Ю. развил теорию утилитаризма, объявил полезность критерием нравственности; в философии религии ограничился допущением, будто причины порядка во вселенной имеют некоторую аналогию с разумом, но отверг при этом всякое богословское и философское учение о боге и, ссылаясь на исторический опыт, признал дурным влияние религии на нравственность и гражданскую жизнь. Скептицизм Ю. теоретически обосновывал утилитарное и рассудочное миропонимание буржуазии. Осн. труд — «Исследование о человеческом разуме» (1748). Юмовский агностицизм оказал значительное влияние на совр. идеализм, послужив одним из гл. идейных истоков неопозитивизма.
Источник: Философский словарь. 1963
ЮМ Давид
(1711 - 1776) - английский философ, историк, экономист, автор публицистических работ. Представитель субъективно-идеалистической традиции в философии Нового времени; сформулировал основные принципы агностицизма. Главное сочинение - «Трактат о человеческой природе» (1739 - 1740). С 1763 по 1766 гг. находился на дипломатической службе в Париже. Известность получил благодаря «Эссе» (1741), где затрагивались социально-политические, моральные, эстетические, а также экономические вопросы. Юм поставил проблему объективности причинно-следственных связей, указывая на такую ее трудность, как недоказуемость. Действительно, следствие не содержится «внутри» причины ни физически, ни логически. Оно невыводимо из нее и на нее не похоже. Здесь, по существу, затронут важный вопрос о статусе категорий или всеобщих понятий, - выводимы ли они из опыта? Юм считает, что нет. Психологический механизм, вызывающий убеждение людей в объективном характере причинности, осноеан, по Юму, на том, что событие В, смежное в пространстве с событием А, регулярно появляется во времени после события А. Эти факты принимаются за доказательство того, что данное явление В - это следствие, порожденное причиной А. Это перерастает в ассоциацию ожидания, а затем - в веру, что появление А влечет за собой неизбежное появление В. Таким образом, в основе механизма причинности лежат не объективные моменты взаимосвязи действительности, а вера как психологический фактор. Юм, используя критику Беркли понятия материальной субстанции, выступает с критикой понятия «духовной субстанции». Он утверждает, что личность есть связка, пучок следующих друг за другом различных восприятий. Тем самым Юм предвосхищает такую идею современной психологии, как идею «фокуса сознания». При этом, однако, он отрицает целостную, субстанциальную природу «Я». Юм оставлял теоретически неразрешимым вопрос о существовании материальных объектов, вызывающих наши впечатления, вне зависимости от человеческого сознания. Первичными восприятиями Юм считал непосредственные впечатления внешнего опыта (ощущения), а вторичными - впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания) и чувственные образы памяти («идеи»). Проблемой теории познания Юма является не проблема познавательного соотношения субъекта и материального объекта, а проблема зависимости простых идей (чувственных образов памяти) от внешних впечатлений. Сложные же идеи образуются путем ассоциации простых идей друг с другом. В основе этики Юма лежит концепция неизменности человеческой природы. Человек, находясь в постоянном плену ассоциаций, неизбежно ошибается. Поэтому образование не может принести нам знания, но лишь привычки. В моральной сфере люди должны следовать альтруистическим требованиям «общего блага», которые он противопоставлял индивидуализму. Ему противостоит и чувство общечеловеческой «симпатии». В сфере социологии Юм был противником идеи «власти от Бога», но не разделял и теории общественного договора. Он полагал, что общество возникает из разрастания семей, а политическая власть - на основе института вождей. Насколько законна данная власть в обществе, зависит от продолжительности правления и от соблюдения принципа частной собственности, который Юм считал чрезвычайно важным.
Источник: Краткий философский словарь 2004