Ю—У

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Ю—У
кит., наличие/бытие — отсутствие/небытие) — антонимичная пара основополагающих категорий китайской философии, функционально аналогичная европейской оппозиции «бытие — небытие», но включающая в себя более узкие понятия — наличного и неналичного бытия. Этимологические значения «ю» — «правая рука, держащая мясо», «у» — «танцор с перьями в руках», лексические — соответственно «иметь» и «не иметь» (относятся к сфере обладания, а не бытия). Ю — совокупность всех имеющихся в мире предметов и явлений, включая человеческие дела (ши). Поэтому ю может квантифицироваться как «десять тысяч наличии» (вань ю), что синонимично «десяти тысячам вещей» (вань у) как всеохватному множеству. Термину «ю» присущ ценностный смысл — «имущество, достояние, богатство, собственность, ценность» (ср. франц. avoir), отражающий аксиологичность и прагматичность китайской философии, доходящую до самого высокого онтологического уровня. У—не имеющая конкретных вещественных форм подоснова мироздания, сходная с платоновско-аристотелевской первоматерией. В качестве философских категорий ю и у впервые появились в «Дм дэ цзине», где, однако, их взаимосвязь представлена противоречиво: «Десять тысяч вещей Поднебесной рождаются из имеющегося (ю), имеющееся рождается из отсутствующего (у)»; «имеющееся и отсутствующее рождают друг друга». В «Чжуан-цзы» (гл. 2) с помощью итерации этих терминов произведено различение уровней реальности: «Имеется имеющееся (ю ю). Имеется отсутствующее (ю у). Имеется еще не начавшее иметь отсутствие. Имеется еще не начавшее иметься в качестве еще не начавшего иметь отсутствие». Использование китайскими философами таких сочетаний, как «наличие наличия» (ю ю), «наличие отсутствия» (ю у), «отсутствие наличия» (у ю) и «отсутствие отсутствия» (у у), свидетельствует о том, что понятия «ю» и «у» не находятся друг с другом в отношении противоречия, подобно «бытию» и «небытию». Видимо, в связи с проникновением в Китай буддизма соотношение ю — у стало центральной проблемой философии сюань сюэ. В его рамках Ван Би объявлял у «корнем» (бэнь) и «сущностью» (ти) всего сущего, отождествляя т. о. с дао, а Пэй Вэй (3 в.) в сочинении «Чун ю лунь» («О почитании наличия/бытия») опровергал данную точку зрения, доказывая, что ю — это самородная сущность, по отношению к которой у выступает лишь как отсутствие или недостача. Последнюю трактовку поддерживал Го Сян, который отрицал возможность «рождения имеющегося из отсутствующего», впервые осознав, что это может быть понято как однократный акт, т. е. «творение из ничего». В китайском буддизме категория «ю» была использована для определения чувственной реальности, противоположной «пустоте» — шунье (кун).

Источник: Новая философская энциклопедия

Ю - У
Наличие/бытие" - "отсутствие/небытие". Пара основополагающих категорий кит. философии, функционально аналогич. европ. оппозиции "бытие - небытие", но включающая в себя более узкие понятия - наличного и неналичного бытия. Этимологич. значения ю - "правая рука, держащая мясо", у [1] - "танцор с перьями в руках", лексич. - соответственно "иметь" и "не иметь", относящиеся к сфере обладания, а не бытия. Ю - совокупность всех имеющихся в мире предметов и явлений, включая человеч. дела (ши [31). Поэтому ю может квантифицироваться как "десять тыс. наличии" (вань ю), что синонимично "десяти тыс. вещей" (вань у) как всеохватному множеству. Термину ю присущ ценностный смысл - "имущество, достояние, богатство, собственность, ценность" (ср. фр. avoir) - отражающий аксиологичность и прагматичность кит. философии, доходящую до самого высокого онтологич. уровня. У [ 1 ] - не имеющая конкр. веществ, форм подоснова мироздания, сходная с платоновско-аристотелевской первоматерией. В качестве филос. категорий ю и у [ 1 ] впервые появились в "Дао дэ цзине" (4 в. до н.э.): "Десять тысяч вещей Поднебесной рождаются в ю, ю рождается в у [1]". Видимо, в связи с проникновением в Китай буддизма соотношение Ю - у стало центр, проблемой философии сюань сюэ. В ее рамках Ван Би (3 в.) объявлял у [1] "корнем" (бэнь) и "сущностью" (ти [1]) всего сущего, а Пэй Вэй (3 в.) в соч. "Чун ю лунь" ("О почитании наличия/бытия") опровергал данную т. зр., доказывая, что ю - это самородная сущность, по отношению к к-рой у [ 1 ] выступает лишь как отсутствие или недостача. В кит. буддизме категория ю была использована для определения чувственной реальности, противоположной "пустоте" - шунье (кун). А. И. Кобзев В "Дао да цзине" наряду с положением о первичности у [ 1 ] по отношению к ю содержится также тезис об их "взаимопорождении", вероятно характеризующий соотношение ю и у [1] собственно в процессе мировых трансформаций. Этот тезис своеобразно интерпретирован в "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), где фактически снята оппозиция Ю - у. "Великое начало (мироздания)" (тай чу) обозначено как "имеющее в наличии отсутствие (у [1])", или "наличное (ю) отсутствие". Своеобразная игра слов в "Чжуан-цзы" позволяет трактовать соположение ю и у [1] двояко: 1) у [1], в к-ром "наличествует безымянное" (ю у мин), представляет собой "одно" (и [2]), из к-рого "все происходит" и наличие (ю) к-рого означает "конец [вещных] форм" (мо син); 2) "одно" - это некая недуальная совокупность ю и у [1], "не имеющая имени" (ср. характеристику дао в "Дао дэ цзине"). Последнее м.б. более вероятным, т.к. в первом случае "безымянное" (дао) получает вторичный статус некой включенности в "отсутствие/небытие". Мо Ди (6 - 5 вв.) сводил соотношение Ю - у к чувственно определяемым связям мира вещей и области познания: "То, что исследуют и познают в Поднебесной, есть принципы бытия (ю) и небытия (у [1])... То, что никогда никто не видел и не слышал, нужно считать действительно не существующим" (пер. М.Л. Титаренко). Поздние монеты вообще отрицали обязательность онтологич. причинности Ю - у: отсутствие конкр. вещи, напр., лошади, является "последствием ее наличия [в прошлом]", но "отсутствие падения небосвода означает отсутствие, вытекающее из самого отсутствия". Го Сян (3 в.), солидаризируясь с Пэй бэсм, отрицал возможность "порождения наличного из отсутствующего". Чжан Цзай (Ив.) первым из неоконфуцианцев определил ю и у [1] как различные формы трансформаций "пневмы" (ци [1]), реализованные соответственно в наличии и отсутствии "форм" (син [2]), и квалифицировал "отсутствие [даже] отсутствия/небытия" (у у) как тождественную "пневме" "Великую пустоту" (тай сюй). Ван Чуань-шань (17 в.) в развитие взглядов Чжан Цзая определил ю и у [1 ] как соответственно воспринимаемое и не воспринимаемое чувствами; но и в том, "что нельзя увидеть", действуют закономерности "движения и покоя" (дун - цзин), инь ян. Полагая "наличие отсутствия/небытия" (ю у) отличным от собственно у [1], он отверг трактовку последней как независимой сущности, генетически предшествующей ю, и считал оппозицию Ю - у применимой только к конкр. вещам. А.Г. Юркевич **Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 19S3. С. 99 - 107; Сыма Вэнь. Ю юй у ("Наличие/бытие" и "отсутствие небытие") // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. 1981. № 4; Гао Чжэньнун. Кун юй ю ("Пустота"-шунъя и "наличие/бытие") // Там же. 1984. № 4; Гэн Жунц-зинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987. С. 99 - 129; Graham A.C. "Being" in Western Philosophy Compared with Shih/Fei and Yu/Wu in Chinese Philosophy // Asia Major. 1959. Vol. 7. N 1 - 2.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь