ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА
берущее свое начало от Кюльпе направление в психологии, которое выступало против сенсуализма и ассоциативной психологии и занималось экспериментальными исследованиями (Ах, Бюлер и др.), в особенности высших процессов мышления, форм суждения, представлений цели и т. д.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВЮРЦБУРГСКАЯ школа

школа немецких психологов (Кюльпе, Марбе, Бюлер), практикующих «экспериментальную интроспекцию», т.е. объективное, насколько это возможно, самонаблюдение. Пытались вычленить и рассмотреть акт суждения или воли вне зависимости от какого бы то ни было воображаемого контекста или внешней интерпретации. Ввели понятия установки сознания (Марбе), сознания отношения, интенции (Бюлер).

Источник: Философский словарь

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА
направление экспериментального исследования мышления, существовавшее в 1-м десятилетии 20 в. в психологич. ин-те г. Вюрцбург (Германия).
Главные представители - О. Кюльпе (основатель В. т.), Н. Ах, К. Бюлер. Орган школы - журн. «Archiv fur die gesamte Psychologie» (с 1903). Усовершенствовав технику самонаблюдения (подбор и предварит. тренировка испытуемых, разделение выполнения задания и отчета о пережитом в нем), представители В. ш. установили отсутствие в сознании испытуемых образов, соответствующих содержанию заданий. Отсюда основной, по О. Кюльпе, негативный тезис школы о безобразном характере мышления, его несводимости к комбинации чувственных представлений.
Переживаются, а затем сообщаются при отчете, согласно В. ш., как правило, не образы, а нечто другое - отношения, целевые установки, действия комбинирования и группировки и т. д. Характерная черта этих образований - интенциональность, направленность на нечто лежащее за пределами переживания: идеи, идеальные и реальные предметы и т. д.
Для объяснения перехода от одних состояний сознания к другим в В. ш. в добавление к механизму репродукции ассоциативно связанных представлений был выдвинут принцип установки, детерминирующей тенденции (Ах). Вызываемая задачей детерминирующая тенденция столь сильна, что может разрушать даже устоявшиеся ассоциативные связи и сохраняться некоторое время спустя после проведения эксперимента.
Главная заслуга В. ш. состоит в утверждении специфичности психологич. особенностей мышления, их несводимости к ассоциации представлений. Работы В. ш. послужили отправной точкой для экспериментальной психологии 20 в., оказав непосредственное влияние на гештальтпсихологию, а также на формирование теории установки. Тезис о безобразности мышления повлиял на некоторые эстетические теории.

Источник: Советский философский словарь

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА
идеалистич. направление в нем. психологии и философии нач. 20 в., известное разработкой специфики психологии мышления и, в меньшей мере, воли. Основателем В. ш. был проф. Вюрцбургского ун-та О. Кюльпе (1862–1915), объединивший ряд известных психологов (Н. Ах, К. Бюлер, О. Зельц, А. Мессер, К. Марбе, Г. Уотт). В. ш. формировалась в значит. мере под влиянием феноменологии Гуссерля и представляла собой реакцию как на ассоцианизм и сенсуализм психологии сер. и конца 19 в., так и на экспериментальные работы Вундта. Методика исследования В. ш. (иногда наз. "экспериментальным самонаблюдением", "вюрцбургским методом") представляла собой усовершенствование методики А. Бине и заключалась в следующем: испытуемому задавались вопросы, на к-рые он должен был не только дать ответы, но и описать свои "переживания", связанные с этой процедурой. Для экспериментов обязательно подбирались лица, "опытные в интроспекции" – профессиональные психологи. В результате своих исследований психологи В. ш. установили такие закономерности мышления, как его "без?бразность", "интенциональность", т.е. направленность на определ. объект, причем под объектом имелось в виду содержание сознания, обусловленное осмысленными, хотя и не всегда осознаваемыми "детерминирующими тенденциями" и установкой личности в отношении поставленной задачи. Психологи В. ш. стремились раскрыть своеобразие различных видов мышления, форм суждения, представлений цели в их целостности. Собственно В. ш. существовала недолго – в 1901–09; в дальнейшем Кюльпе, напр., перестал заниматься исследованием мышления, а Бюлер отошел от первонач. положений и развивал взгляды, сближавшие его с гештальтпсихологией. Осн. методологич. пороком В. ш. было стремление рассматривать мышление как чисто духовный акт, не связанный ни с чувств. наглядными образами объективных явлений, ни с внутр. речью. Лит.: Кюльпе О., Современная психология мышления, пер. с нем., в сб.: Новые идеи в философии, No 16, СПБ, 1914, с. 43–83; Кpогиус А. А., Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления и ее значение, там же, с. 84–108; Корнилов К. Н., Конфликт двух экспериментально-психологических школ, в сб.: Георгию Ивановичу Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве, 1891–1916. Статьи по философии и психологии, М., 1916, с. 314–28; Кравков С. В., Самонаблюдение, М., 1922; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946. Marbe K., Experimentell-psychologische Untersuchungen ?ber das Urteil. Eine Einleitung in die Logik, Lpz., 1901; Ach N., ?ber die Willenst?tigkeit und das Denken, G?ttingen, 1905; Wundt W., ?ber Ausfrageexperimente und ?ber die Methoden zur Psychologie des Denkens, "Psychol. Studien", Lpz., 1907, Bd 3, Hf. 4, S. 301–60; B?hler K., Tatsachen und Probleme zu einer Psychologie der Denkvorg?ngen, "Arch. ges. Psychol.", Lpz., 1907, Bd 9, H. 4, 1908, Bd 12, Hf. 1; Messer A., Empfindungen und Denken, 3 Aufl., Lpz., 1928; его же, Die W?rzburger Schule, в кн.: Einf?hrung in die neueren Psychologie, hrsg. von E. Saupe, 5 Aufl., Osterwieck–Harz, 1931, S. 16–25, Bibliogr. S. 23–25; Titchener E. B., Lectures on the experimental psychology of the thought processes, N. Y., 1909; Humphrey G., Thinking. An introduction to its experimental psychology, N. Y., 1951; Organization and pathology of thought. Selected sources. Transl. and comment. by D. Rapaport, N. Y., 1951. М. Роговин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.