ВВЕДЕНИЕ В ПРИНЦИПЫ НРАВСТВЕННОСТИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Найдено 1 определение
ВВЕДЕНИЕ В ПРИНЦИПЫ НРАВСТВЕННОСТИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(«An Introduction to the Principles of Morals and Legislation») — произведение англ. правоведа, философа, экономиста и общественного деятеля И.Бентама. «В. в п. ...» было написано в 1780, но впервые опубликовано лишь в 1789 по просьбе друзей автора.
В первоначальном варианте текста, называвшемся «Введение в уголовный кодекс», Бентам нашел ряд недостатков, к-рые устранял в течение нескольких лет.
В 1823 вышло расширенное и дополненное издание произведения, содержащее 17 глав. «В. в п. ...» вошло в первый том 11-томного собрания сочинений Бентама под редакцией Джона Боуринга, издававшегося в Эдинбурге с 1838 по 1843. Рус. издание (пер. А.Н.Пыпина) осуществлено в СПб. в 1867 («Избранные сочинения Иеремии Бентама», т. 1). Исправленное и дополненное переиздание данного перевода осуществлено в 1998 (М.: Росспэн). Бентам рассматривал «В. в п. ...» как подготовительный текст и развернутый план для написания серии трактатов по вопросам юриспруденции и моральной философии.
В этом отношении «В. в п. ...» явилось основополагающим текстом для нескольких поколений философов-моралистов, а также юристов. Как этическое произведение «В. в п....» содержит первое и наиболее полное изложение доктрины утилитаризма.
В основе позиции Бентама лежит «принцип полезности», согласно к-рому любые действия следует поощрять или порицать в зависимости от того, усиливают они или ослабляют пользу отдельного индивида или группы лиц. Этот принцип не доказуем на основе какого-либо другого принципа, ибо имеет изначальный, фундаментальный характер. Впоследствии Бентам стал называть его «принципом наибольшего счастья», имея в виду, что все законы и общественные ин-ты следует оценивать с т.з. того, насколько они способствуют «наибольшему счастью наибольшего числа людей». Правда, при этом он считал совершенное счастье нереальным и говорил о необходимости лишь стремиться к возможному счастью. Бентам никогда не претендовал на приоритет в открытии рассматриваемого принципа, называя в качестве своих непосредственных предшественников Ф.Хатчесона, Ч.Беккария, Д.Пристли и К.Гельвеция. Он также подчеркивал то влияние, к-рое на него оказала третья книга («О морали») сочинения Д.Юма «Трактат о человеческой природе». Однако никто до Бентама столь последовательно не опирался на сам «принцип полезности», выводя из него все конкретное содержание этической и юридической теории. «Принцип» действует в четырех сферах: физической, политической, моральной и религиозной (см. гл. III).
В последней его действие наименее постоянно. Бентам считал, что христианская мораль излишне опирается на альтруизм, а это опасно для общества, ибо способно нарушить его единство. Наиболее постоянно действие «принципа» в первой сфере («физическая санкция» присутствует во всех перечисленных сферах, включая религиозную, поскольку та имеет отношение и к посюсторонней жизни). Англ. мыслитель отнюдь не предполагал, что все люди именно с помощью «принципа полезности» будут регулировать свое поведение, ибо каждый, как он подчеркивал, стремится максимизировать свое личное счастье, а не действует на основе одного лишь чувства долга. Поэтому «принцип» был прежде всего адресован законодателям и политическим деятелям, способным вносить изменения в общество (сам Бентам, как известно, был лидером партии реформаторов-радикалов). Законодатели должны использовать поощрения и наказания (они важнее) для того, чтобы стремление индивида к достижению личного счастья соответствовало возрастанию счастья других. Так в трактовку «принципа» включается нормативный момент. У Бентама есть рассуждения и о «личной этике» (в поздних произведениях — «личной деонтологии»), к-рая призвана инструктировать индивида, как увеличить собственное счастье, являющееся элементом счастья всего сообщества. Образование должно помочь индивиду осознать, что, преследуя общие интересы, он действует и в свою пользу. Трактуя максимализацию счастья как критерий правильности действий, Бентам, однако, ничего не говорил о справедливости в распределении счастья. Причиной любых действий он называл удовольствия (как чувственные, так и интеллектуальные) и страдания, рассматривая человека как стремящееся к удовольствиям и избегающее страданий существо. Величина удовольствия отдельной личности зависит от интенсивности, длительности, определенности (или неопределенности) удовольствия, близости (или удаленности) его источника. Если же речь идет о группе личностей, то добавляются еще такие факторы, как плодотворность, частота и широта распространения (т.е. зависимость от числа людей, на к-рых оно распространяется) (см. гл. IV). Критики Бентама не без основания отмечали, что он переоценивал сходство людей в отношении удовольствий и страданий, не видел качественного различия в удовольствиях и страданиях. Следует подчеркнуть, что в концепции Бентама мотивом того или иного действия является, собственно, не удовольствие или страдание, испытываемое в момент совершения действия, а их идея, фиксирующая вероятный баланс удовольствия, достигаемого в результате действия. Правильные действия людей увеличивают сумму удовольствий, а неправильные — уменьшают. Наказания также приносят людям страдания и нарушают их баланс удовольствий. Поэтому правителям и законодателям важно точно определять минимально необходимое наказание за тот или иной проступок. Бентам стремился сделать мораль и право столь же строгими, как и физические науки, предвосхищая будущую разработку Дж.С.Миллем «логики нравственных наук». Он говорил, что «логика воли» важнее «логики разумения» (логики Аристотеля), к-рой занимались многие поколения метафизиков.
В этой связи Бентам строил «гедонистическое исчисление», к-рое, по его замыслу, должно было математически точно определять соотношение удовольствий и страданий как результата действий. Для этого предлагалось складывать полезные и вредные последствия действий, а затем вычитать сумму удовольствий из суммы страданий (или наоборот), чтобы определить остаток. Бентам при этом дал исчерпывающую, как он предполагал, классификацию удовольствий (14 видов) и страданий (12 видов). Образцом для него служили классификация болезней и лекарств в медицине, а также классификация биологических видов.
В своих классификациях он использовал дихотомический метод. Согласно Бентаму, все моральные теории, отвергавшие «принцип полезности», сводились к двум главным: аскетическим теориям и теориям, основанным на принципе симпатии-антипатии. Принцип аскетизма, по его мнению, основывается на извращенной идее пользы, отдавая предпочтение страданию над удовольствием. Теории симпатии (или врожденного морального чувства в целом) основывались на чисто субъективных переживаниях и, как правило, сами зависели от «принципа полезности». Оба подхода лишены той «объективности», к-рая присуща этике пользы. Для методологии этического и юридического исследования Бентама характерно пристальное внимание к деталям, апелляция к фактам и борьба с терминологическими фикциями. Все существительные, отмечал он, делятся на имена фиктивных и реальных (напр., «удовольствие» и «страдание») сущностей. Имена фиктивных сущностей должны быть элиминированы из языка науки. Он, в частности, был противником абстрактных моральных принципов, требуя их редуктивного анализа (напр., сводил утверждения об общем благе к утверждениям об индивидуальном благе и т.п.). Бентам критиковал такие понятия, как «общий интерес», считал риторическими метафорами популярные среди просветителей понятия «общественного договора», «естественного права», «естественного закона», а также понятие неотчуждаемых «прав человека». Одновременно он ввел в научный оборот ряд новых слов, которые закрепились в языке моральной и правовой теории (напр., «интернациональный», «кодификация», «максимализация» и «минимализация» и некоторые др.). Во «В. в п....» осуществляется тонкий концептуальный анализ понятий: «удовольствие», «страдание», «мотив», «предрасположенность», «эмоция», «страсть», «стремление», «добродетель», «зло», «чувствительность», «намерения», «сознательность».
В этом отношении подход Бентама предвосхищает подходы аналитической метаэтики и лингвистической философии в 20 в. Утилитаристская этика, основные положения к-рой были заложены «В. в п. ...», оказывает значительное влияние и на современную моральную философию (в основном англоамериканскую), представляя собой главную альтернативу кантианской антиэвдемонистической традиции в этике. Лит.: Dinwiddy J. Bcntham. Oxford: Oxford U.P., 1989; Smart J.J., Williams B. Utilitarianism. For and Against. Cambridge: Cambridge U.P., 1973. А.Ф. Грязное

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001