ВВЕДЕНИЕВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВА. Об общественном идеале

введение в науки о духе

Найдено 1 определение:

введение в науки о духе

«ВВЕДЕНИЕ В НАУКИ О ДУХЕ» — фундаментальный философско-методологический труд Вильгельма Дильтея. (Dilthey W. Einleitung in die Geisteswissenschaften. Leipzig, 1883; рус. пер.: Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории // Собр. соч. М., 2002. Т. I.). При жизни Дильтея был опубликован первый том «Введения». Второй том не был закончен. Тексты из второго тома были опубликованы Ф. Роди и Г. Йоахом в 1982 (XIX т. Собрания сочинений В. Дильтея).         Основной замысел книги Дильтея — осуществить критику исторического разума и философское обоснование методологических принципов гуманитарных наук, отличных от естествознания. Он вводит понятие «науки о духе» (Geisteswissenschaft), оказавшее значительное влияние на становление методологии гуманитарных наук — философии, лингвистики, этики, эстетики, исторических наук, права — и противопоставляет науки о культуре естествознанию, изучающему явления природы. Несмотря на то что в процессе написания работы Дильтей пользуется такими терминами, как «науки о культуре», «науки о морали», «науки об обществе», но наиболее предпочтительным, соответствующим адекватному представлению о специфике объекта этих наук, он считает термин «науки о духе». В отличие от неокантианцев, предлагающих дополнить материальный принцип деления наук формальным, он считает, что такой способ различения наук неправомерен, поскольку приводит к метафизическому утверждению о наличии двух различных видов бытия. По Дильтею, деление наук основано на кардинальном различии двух специфических в и д о в опыта: внутреннего жизненного опыта (Erleben, Егlebnis) и внешнего чувственного опыта (aussere Erfahrung). Предмет наук о духе — социально-историческая действительность, данная непосредственно во внутреннем опыте «целостного человека». Содержание жизненного опыта составляют живое единство личности, внешний мир, индивиды вне нас, их жизнь во времени, их взаимодействие. Знание, получаемое науками о духе, основано не на концептуализации реальности, а на «переживании», поскольку мы узнаем реальность жизни не посредством гипотез или логических выводов, а в результате личного жизненного опыта. Главная методологическая проблема, поставленная Дильтеем, — это вопрос о способах и формах представления исторической действительности, об источнике и правомерности нашего убеждения в реальности внешнего мира. Дильтей отказывается от картезианского понятия чистого сознания cogito, рассматривая его как логическую конструкцию, искажающую природу фактического опыта. Картезианская интерпретация cogito лишает человека связей, соединяющих его с реальным миром. По Дильтею, знание о внешнем мире человек получает не благодаря умозаключению от следствий к причинам и не в силу соответствующего мыслительного процесса; наоборот, сами эти представления о следствии и причине лишь результат абстрагирующего подхода к жизни человеческой воли. Поэтому науки о духе занимаются исследованием не только объективно существующего, но несут в себе сознательную систему оценочных суждений и императивов, включающих ценности, нормы, ориентации, образы будущего.         Дильтей выделяет три класса высказываний в науках о духе: предложения, фиксирующие факты действительности, какой она представлена в восприятии; высказывания, формулирующие теоремы об абстрактных закономерностях поведения содержательных частей этой действительности; суждения, выражающие оценку и предписывающие правила. Эти классы высказываний выражают последовательно исторические, абстрактно-теоретические и практические направления мысли, составляющие между собой конкретную целостность. Наличие этой целостности есть главная специфическая особенность исследования в науках о духе, а необходимость ее сохранения — первая задача исследователя, работающего в гуманитарной области.         В основание специфицированной классификации наук о духе Дильтей кладет дескриптивную психологию, как первую и элементарнейшую среди всех частных наук о духе. Ее метод познания — описательный, различающий в процессе понимания уровни душевной жизни. Он образует фундамент для последующего строительства гуманитарной методологии, отстаивает самостоятельность методологического статуса гуманитарных наук и обосновывает необходимость разработки специфицированной гуманитарной методологии. Основной метод исследования наук о духе, предложенный Дильтеем, состоит в том, чтобы соразмерять каждую составную часть абстрактного научного мышления с целостностью человеческой природы, проявляющейся в опыте, языке и истории. Критикуя философские концепции Локка, Юма и Канта, он приходит к выводу, что «постулирование окостенелой априорной способности познания» не способно удовлетворить методологические запросы наук о духе, поскольку их решение, непосредственно связанное с проблемой понимания исторической действительности, требует исходить из целостности человеческой природы, которая в ощущении, представлении и воле лишь развертывает различные свои стороны.         Философская программа, сформулированная Дильтеем во «Введении к наукам о духе...», получила развитие в экзистенциальной философии (К. Ясперс, Г. Липпс); оказала влияние на становление интеллектуальных стратегий образования (Г. Ноль, Э. Шпрангер, Т. Литт, О.-Ф. Больнов), на феноменологическую традицию (М. Шелер, М. Хайдеггер) и на герменевтическую философию (Г. - Г. Гадамер).         Т.Г. Щедрина

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено схем по теме введение в науки о духе — 0

Найдено научныех статей по теме введение в науки о духе — 0

Найдено книг по теме введение в науки о духе — 0

Найдено презентаций по теме введение в науки о духе — 0

Найдено рефератов по теме введение в науки о духе — 0