ВУНДТ МаксВУРДАЛАК

ВУНДТ Вильгельм

Найдено 5 определений термина ВУНДТ Вильгельм

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ВУНДТ Вильгельм

1832-1920) - нем. философ и психолог. В теоретич. построениях стоял на идеалистич. позициях, но в то же время был одним из создателей эксперимент, психологии. В. собрал большой материал по истории мифов и религ. верований различных народов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ВУНДТ Вильгельм (1832—1920)

нем. психолог, физиолог и философ-идеалист. В.— один из основателей экспериментальной психологии. Он рассматривал ее как науку, стоящую якобы выше материализма и идеализма. Основу его психологических взглядов составляла теория психофизического параллелизма. В философских воззрениях В. эклектически соединены идеи Спинозы, Лейбница, Канта, Гегеля и др. Процесс познания В. разделял на три ступени: первая — чувственное познание обыденной жизни, вторая — рассудочное познание частных наук, к-рые представляют собой лишь различные т. зр. на один и тот же предмет исследования; третья (разумное познание) — философский синтез всякого знания, к-рым занимается “метафизика”. Предмет метафизики — бытие — В. определял как систему духовных, наделенных волей ценностей. Критика философских взглядов В. дана Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм”.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВУНДТ Вильгельм

16.8.1832, Неккарау, Баден - 31.8.1920, Гросботен, близ Лейпцига), нем. психолог, физиолог, философ и языковед. Выдвинул план разработки физиологич. психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. Созданная В., в 1879 первая в мире психологич. лаборатория стала междунар. центром экспериментальной психологии; в ней изучались ощущения, время реакции, ассоциации, внимание, простейшие чувства. Предметом психологии В. считал непосредств. опыт - доступные самонаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психич. процессы (речь, мышление, воля), по В., недоступны эксперименту, и он предложил изучать их культурно-историч. методом. В. разделял т. зр. психофизич. параллелизма. В области сознания, по В., действует особая психич. причинность, а поведение определяется апперцепцией. Опыт психологич. истолкования мифа, религии, иск-ва и др. явлений культуры В. предпринял в 10томной «Психологии народов»

В философии В.- представитель идеализма и волюнтаризма: мир - целесообразное развитие божеств. мировой воли. Язык для В.- одна из форм проявления «коллективной воли», или «народного духа». С этим пониманием языка как динамического процесса связано выделение в качестве главного объекта языковедения языковой деятельности, а не языковой системы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ВУНДТ (Wundt) Вильгельм

род. 16 авг. 1832, Некарау, Баден - ум. 31 авг. 1920, Гросботен, близ Лейпцига) - нем. философ и психолог, профессор с 1875. Основал в Лейпциге первый в мире ин-т экспериментальной психологии. Работал преимущественно в области психологии, но занимался также логикой, метафизикой и этикой. Является представителем метафизического, всеохватывающего, строго реалистически обосновываемого мировоззрения, завершающегося идеализмом; философия, по его мнению, есть универсальная наука, задачей которой является объединение в единую непротиворечивую систему общих результатов, опосредованных частными науками. Согласно его теории актуальности душевного, душа является целостной, но не простой, она есть субъект, но не субстанция, она - событие, деятельность, развитие. Сознание образует тот пункт в естественном ходе вещей, в котором мир мыслит сам о себе. В области духовного вместо эквивалентности причины и следствия, которой подчиняются все явления природы, действует закон увеличения энергии, в чем проявляется творческая сила духа (см. Синтез). Мир есть целесообразное развитие духа (см. Гетерогония), который надо рассматривать как божественную мировую волю. Осн. произв.: "Vorlesungen ьber die Menschen- und Tierseele", 2 Bde., 1863-1864 (рус. пер. "Лекции о душе человека и животных", 1894); "Grundzьge der physiologischen Psycholigie", 3 Bde., 1874 (рус. пер. "Основы физиологии психологии", тт.. 1-3, СПБ, 1894); "Logik", 3 Bde., 1880-1883; "Ethik", 1886; "System der Philosophie", 1889 (рус. пер. "Система философии", 1902); "GrundriЯ der Psychologie", 1896; "Vцlkerpsychologie", 1900-1920; "Einleitung in die Philosophie", 1901; "Elemente der Vцlkerpsychologie", 1912; "Erlebtes und Erkanntes", 1920 (автобиография).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВУНДТ (Wundt) Вильгельм

1832-1920) - нем. философ, физиолог, психолог, языковед. Изучал медицину в ун-тах Тюбингена, Гейдельберга и Берлина, в 1857— 1864 являлся ассистентом Г. Гельмгольца, приват-доцентом Ин-та физиологии в Гейдельберге, затем проф. психологии в Цюрихе и Лейпциге, а в октябре 1879 создает первую лабораторию экспериментальной психологии, ставшую впоследствии международным научным центром. Состоял членом многих научных обществ и академий, некоторое время (1900) был ректором Лейпцигского ун-та, и хотя в последние годы жизни почти ослеп, но не прекращал активной научной и педагогической деятельности вплоть до 1917, оставив огромное теоретическое наследие.

Отличался энциклопедическими знаниями, разнообразием тематики исследований. Пытаясь синтезировать традиции нем. классики и позитивизма, в 1880-е гг создает систему логики, этики и метафизики. В “Логике” (1880—1883) анализирует формы мышления, методы различных наук; в “Этике” (1886) особое значение придает понятию долга, выступая против гедонизма и утилитаризма. В “Системе философии” (1889) рассматривает мир как целесообразное разви-

тие воли, отстаивает позиции психофизического параллелизма, утверждая особую психическую причинность, действующую в области сознания, отмечает внутреннюю взаимосвязь философии с др. гуманитарными дисциплинами.

Мировую известность и признание принесла В. разработка физиологической психологии как самостоятельной науки, опирающейся на экспериментальные методы. Выдвинув концепцию “аналитической интроспекции” (самонаблюдения), В. исследовал различные факты и феномены сознания. Изучал особенности зрительного, слухового и тактильного восприятия, оптические иллюзии, чувство времени, ассоциации, внимание, открыл трехмерность чувственных состояний. Полагал, что душа целостна, и центральную роль в душевной жизни отводил воле.

В соч. “Психология народов” (Т. 1 — 10. 1900—1929) одним из первых обратился к этнопсихологии, рассматривая своеобразие психического склада рас и народов. Проводил сравнительный анализ различных традиций и обычаев, дал психологическое истолкование мифа, религии, искусства, права и языка как формы проявления “коллективной воли”, “народного духа”. Полагал, что результаты исследований этнопсихологии, всеобщей истории и др. частных наук следует объединить в целостную непротиворечивую систему для достижения универсального филос. понимания жизни человечества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ВУНДТ Вильгельм — 0

Найдено научныех статей по теме ВУНДТ Вильгельм — 0

Найдено книг по теме ВУНДТ Вильгельм — 0

Найдено презентаций по теме ВУНДТ Вильгельм — 0

Найдено рефератов по теме ВУНДТ Вильгельм — 0