Всестороннее развитие личности 

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Всестороннее развитие личности
одно из необходимых условий построения коммунистического об-ва. Оно означает гармоническое развитие в человеке духовного богатства, моральной чистоты и физического совершенства. Всесторонне развитый человек обладает научным мировоззрением, глубокими знаниями и свободен от пережитков прошлого, относится к труду как первой жизненной потребности, добровольно соблюдает принципы морального кодекса строителя коммунизма, имеет высокое физическое развитие. Гл. предпосылками В. р. л. являются создание материально-технической базы коммунизма и развитие социалистических общественных отношений в коммунистические. Программа КПСС и документы XXII съезда партии подчеркивают, что В. р. д. — закономерный процесс развития социалистического об-ва. Он диктуется прежде всего потребностями материального производства, т. к. высокий уровень совр. техники требует разносторонней подготовки тружеников. Условия для В. р. л. создаются завоеваниями социализма, процессом постепенного перехода к коммунизму. Каждый труженик будет иметь равные возможности для творческого труда и свободного и равного выбора рода занятий с учетом интересов об-ва. Увеличение свободного времени предоставляет широкие возможности для развития талантов. В. р. л. неразрывно связано с подъемом культурно-технического уровня трудящихся, уничтожением существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом. В. И. Ленин учил, что необходимо воспитывать и обучать «всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать. Но способность всесторонне развитого человека к перемене труда в коммунистическом об-ве не исключает разделения труда и его специализацию.

Источник: Философский словарь. 1963

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
гармоническое развитие человека, совершенствование всех его способностей и качеств. В эксплуататорских формациях В. р. л. возможно лишь для незначительного меньшинства, оно не затрагивает людей труда. В условиях капиталистического разделения труда труженик превращается в «частичного» рабочего, выполняющего отдельную функцию производства, для осуществления к-рой не нужно развития многих способностей. Современное промышленное производство в силу его высокого технического уровня нуждается во всесторонне подготовленных работниках. Но для того чтобы могло осуществиться свободное развитие всех трудящихся, необходимы такие социальные условия, как отсутствие эксплуатации, дискриминации по признакам пола, происхождения, равенство всех членов общества и т. д. Условия и предпосылки для В. р. л. закладываются уже при социализме, в процессе строительства коммунистического общества. Важнейшие из этих предпосылок — создание материально-технической базы коммунизма, формирование коммунистических общественных отношений, увеличение свободного времени, подъем культурно-технического уровня, уничтожение существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом. В. р. л. осуществляется в коммунистическом обществе на основе решения двух проблем: гармонического сочетания личного и общественного интересов и превращения труда в первую жизненную потребность. Превращение труда в первую жизненную потребность уничтожит разделение времени на свободное и рабочее. Труд для всех станет творческим, способствующим развитию личности. При коммунизме не будет пожизненного прикрепления к какому-либо одному виду трудовой деятельности, человек по своему желанию станет выбирать вид и форму занятий. Это, конечно, не означает, что упразднится специализация труда, что у человека не будет любимого вида деятельности, в к-рой полностью раскроются его таланты. Всесторонне развитый человек — это активный творец своей собственной полнокровной, разносторонней жизни. Он гармонически сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Он обладает научным мировоззрением, глубокими разносторонними знаниями, является активным общественным деятелем, интересуется всеми сферами жизни: искусством, спортом и т. п. Для него «различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности» (Маркс). Такой человек формируется уже сегодня. Превратить каждого члена общества в цельную, гармонически развитую личность — одна из важнейших задач коммунистического преобразования общества.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Всестороннее развитие личности 
закономерность, условие и важнейшая цель коммунистического строительства. Осуществление В. р. л. предполагает социально-экономические и духовные преобразования, направленные ни изменение условий, в которых живут и действуют люди, в единстве с обогащением их духовного мира, общим и специальным образованием, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием. Практическое осуществление В. р. л. связано с основным принципом коммунизма: «Каждый по способностям, каждому по потребностям!» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 20). В. р. л. — одна из задач социальной политики КПСС, имеет два взаимосвязанных аспекта — социально-экономический и педагогический, воспитательный. Первый призван обеспечить благоприятные условия для В. р. л. Второй имеет целью активное формирование нового человека идеологическими, воспитательными средствами в соответствии с коммунистическим идеалом. Полное В. р. л. может быть достигнуто в зрелом коммунистическом обществе. Однако эта задача не откладывается на будущее, а решается уже при социализме. Социалистическое общество создает в основном равные возможности для развития и использования способностей людей. Они становятся величайшей социальной ценностью общества, Коллективным достоянием. Но при социализме ставится задача не только создать такие возможности, но и практически обеспечить равное и справедливое использование способностей. Реально это выражается, в частности, в том, что более высокие способности не могут служить основанием для ущемления другой личности, ее подчинения, господства над нею. В. р. л. предполагает «духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» (Программа КПСС) человека, развитие и применение его способностей, даровании и талантов во всех сферах общественной жизни — производственной, общественно-политической, духовной, семейно-бытовой, активное освоение достижений в области науки, техники, литературы и искусства. В. р. л. предполагает знание законов общественного развития, умение их применять, широкую общеобразовательную и специальную подготовку, трудовые навыки, высокую ответственность и дисциплину, определенный, соответствующий общественным требованиям образ жизни. Идея В. р. л. широко отражена в истории социалистических учений, где она связывалась с преодолением социального неравенства. В утопическом социализме решение этой проблемы мыслилось на основе «разумного» (а на деле — утопического) устройства общества и просвещения. Марксизм связывает В. р. л. с революционно-преобразующей деятельностью пролетариата, в результате которой меняется среда, в которой живут люди и меняются они сами. В учении В. И. Ленина эта проблема поставлена в качестве практической задачи строительства нового общества, которое должно перейти «к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей...» (т. 41, с. 33). Каждый новый этап коммунистического строительства был новым этапом в практическом решении этой задачи. В условиях развитого социализма теоретические и практические вопросы В. р. л. приобретают возрастающую актуальность. Достижения общества все в большей степени направляются на удовлетворение потребностей личности, задача В. р. л. стала все больше учитываться в экономической политике. В. р. л. связано с повышением уровня материального благосостояния трудящихся, с использованием тех возможностей, которые созданы в обществе. «...Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, — писал К. Маркс, — человек должен быть способен к пользованию ими, т. е. он должен быть в высокой степени культурным человеком...» (т. 46, ч. I, с. 386). Повышение идейно-нравственного и культурного уровня людей — один из путей борьбы с рецидивами мещанской, мелкобуржуазной психологии. В документах XXV съезда КПСС сформулировано требование комплексного подхода к воспитанию, связанное с практическим решением задачи В. р. л. Положение о В. р. л. закреплено в Конституции СССР, ст. 20 которой гласит: «В соответствии с коммунистическим идеалом „Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех“ государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности». Дальнейшую разработку проблема В. р. л. получила в документах XXVI съезда КПСС, материалах ноябрьского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, в связи с развитием социально-классовой структуры, укреплением материальных и духовных основ социалистического образа жизни, повышением дисциплины и ответственности личности. Вместе с тем остро ставится задача повышения социальной активности трудящихся. «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики» (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 63). В. р. л. тесно связано с укреплением и расширением коллективизма, единства общественных и личных интересов. Развитие способностей возможно только в деятельности, а деятельность предполагает взаимодействие, общение, которое осуществляется в коллективе. В. р. л. — проблема с большой перспективой. Значение этой проблемы постоянно растет. Ее полное решение приведет к полному расцвету индивидуальности, невиданному ранее богатству личной жизни.

Источник: Научный коммунизм. Словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
370.83 кб

Гуманистические ценности массового спорта как средство формирования всесторонне развитой личности

Кузнецов Павел Константинович
Представлены аргументы о значимости гуманистической направленности и социальных ценностей массового спорта, которые определяют воспитательный потенциал в формировании нравственной и эстетической культуры личности современного чело