ВСЕЛЕННАЯ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВСЕЛЕННАЯ
содержание понятия всего существующего; все то, что существует.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВСЕЛЕННАЯ
(All; греч. pan, лат. Universum) — понятие всего существующего; все то, что существует.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Вселенная
универсум, весь окружающий нас безграничный во времени и пространстве, бесконечно разнообразный объективный мир.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Вселенная

- церковно-славянский перевод греческого слова ойкумена т.е. населенная, обитаемая часть земли. Независимо от этой этимологии, слово В. принято употреблять для обозначения совокупности всех вещей.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

ВСЕЛЕННАЯ
1) весь мир как совокупность всех вещей (реально существующих предметов), бесконечные во времени и в пространстве и бесконечно разнообразный по формам бытия; 2) обитаемая часть мира; 3) объект космологии, доступный астрономическому наблюдению.

Источник: Тематический философский словарь

Вселенная
понятие, употребляемое в трех смыслах. Во-первых, как синоним ойкумены, т.е. обитаемой части мира; во-вторых, как совокупность всех вещей, имеющихся в мире; в-третьих, как объект космологии, ибо Вселенная (Метагалактика) - та часть мира, которая доступна наблюдению и исследованию.

Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН

ВСЕЛЕННАЯ
в традиционном понимании) – весь материальный мир, вся совокупность материальных объектов, качественно различных форм бытия; все то, что существует как космическая объективность; мыслимый универсум во всем его многообразии, временной и пространственной длительности; синоним вечности.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Вселенная
синоним термина мир. Споры о конечности либо беконечности В.во многом обязаны смешением двух смыслов терминов «мир» и В.: как известной нам части мира (что предполагает возможность других миров-вселенных, так или иначе ограничивающих то, что нам на данный момент известно) и «мира в целом» (см. Мир).

Источник: Философские категории авторский словарь

ВСЕЛЕННАЯ
(лат. universum) — весь окружающий нас мир, бесконечный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам вечно движущейся материи. В совр. астрономии наблюдаемая нами В. называется «нашей В., или Метагалактикой. Ее гл. объектами явл. звезды. Скопления звезд образуют галактики. Наша галактика — Млечный путь — содержит сотни млрд. звезд, а в нашей В. насчитывается сотни млрд. галактик. Ф.М.Дягилев

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Вселенная
1) (в естествознании) весь существующий материальный мир, неограниченный, по существу, в пространстве и времени, а также разнообразием форм, которые принимает материя в процессе своего развития. Вселенная, изучаемая астрономией, — часть материального мира, которая доступна наблюдениям астрономическими средствами; эту часть Вселенной часто называют Метагалактикой; 2) (в философии) содержание понятия всего существующего; все то, что существует; 3) в обыденном смысле — место вселения человека (см. в связи с этим антропный принцип).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ВСЕЛЕННАЯ
в традиционном понимании — материальный мир, вся совокупность материальных объектов, качественно различных форм материи. В настоящее время такое понимание вытесняется уточненным: В.— объект космологии, та часть материального мира, к-рая на данном уровне познания доступна астрономическому (наблюдательному и теоретическому) исследованию. Вплоть до 18 в. объектом космологии была солнечная система (о природе звезд и расстояниях до них фактически ничего не было известно), до 20-х гг. 20 в.— звездная В., т. е. Галактика, в совр. условиях — Метагалактика.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Вселенная
вся окружающая нас природа, бесконечная в пространстве и времени и включающая в себя бесчисленное множество качественно различных форм материи. В доступных совр. средствам исследования масштабах (до 3 млрд. световых лет) наблюдается неравномерное распределение вещества во В. и существование различных целостных систем: планет, звезд, галактик, скоплений галактик. Любой конкретный закон существования или структурной организации материн нельзя распространять на всю В., т. к. материя бесконечна в качественном отношении и ее законы неоднородны в различных пространственно-временных масштабах (Астрономия, Космология).

Источник: Философский словарь. 1963

ВСЕЛЕННАЯ
понятие, употребляемое в трех основных смыслах. Во-первых, как синоним ойкумены, то есть обитаемой части мира, во-вторых, как совокупность всех вещей, находящихся в мире, то есть реально существующих галактик, предметов, процессов, и, в-третьих, как объект космологии, ибо Вселенная – та часть мира, которая на современном уровне познания доступна астрономическому наблюдению и исследованию. Возникновение и развитие Вселенной пронизано воздействием Космической Мудрости как первопричины и формы организации всего сущего, включая жизнь человека и общества. Одна из задач становления всеединства человечества открыть для себя принципы и законы Космической Мудрости и следовать им в процессе эволюции.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ВСЕЛЕННАЯ
космос (греч. kosmos - приведенное в порядок, позже - вселенная) - весь объективный мир в его целом. Вопрос о том, что представляет собой В., рассматривается космологией и затрагивает осн. религ. представления и догматы (о «сотворении мира», «всемогуществе» бога и пр.). Поэтому борьба между наукой и религией в объяснении В. на протяжении веков была и остается самой ожесточенной. Наука устанавливает, что В. бесконечна в пространстве и времени, безгранично многообразна по формам своего проявления и в то же время едина. Мир един не потому, что он якобы создан по единому плану, в результате действия сверхъестеств. сил, как учит религия, а потому, что он материален и развивается по свойственным ему самому объективным законам. «Действительное единство мира, - писал Ф. Энгельс, - состоит в его материальности, а эта последняя доказывается... длинным и трудным развитием философии и естествознания» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 20, с. 43). Лит. см. при ст. Космология.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Вселенная
UNIVERSUM - пространство, содержащее в себе материю; не область пространства, а все пространство, хотя и есть такое понятие наша Вселенная - доступная наблюдению с Земли часть Вселенной. Есть ли что-нибудь за пределами Вселенной - вопрос достаточно интересный...
Вселенная имеет содержание - материю , форму (пространственную) и состояние содержания: условно это состояние можно назвать момент движения или просто движение всех ее составных частей, в характеристику которого входит время - форма существования движения (момента движения).
Особенностью Вселенной является бесконечность ее основной формы - пространства, что позволяет говорить о неподвижной или, как можно сказать, невозмущенной материи - вакууме и движущейся (возмущенной) материи - поле и веществе. Остается чистая форма существования движения - время, которое в абстрагированном виде используется в физике при анализе движения как параметр, то есть движение выражают через время (и расстояние - пространство); в реальной жизни время определяется через движение чего-либо.
Можно ли представить чистую форму - пространство, при внешнем факторе - времени, действующем на тот же вакуум - апейрон? Время вызывает в вакууме напряжение и движение: первое порождает поля, второе - вещество.
Иногда Вселенную представляют как большое количество "пузырей" "кипящей" (движущейся) материи, в одном из которых находится наша "подВселенная"; где-то лопается один пузырь, в другом месте раздувается другой (наш) и т.п. Такая картина больше похожа на истину, чем идея Первовзрыва (Единой Расширяющейся Вселенной), но....
Ассоциативный блок. Рассуждения о Вселенной, пространстве и времени - не для словаря.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Вселенная
вся окружающая нас часть материального мира, доступная наблюдению. Современное естествознание рассматривает Вселенную как один из конкретных объектов научного исследования, единственным специ­фическим свойством которого является его единичность, уникальность. Важнейшим постулатом является принцип, что фундаментальные законы природы (в частности, законы физики), установленные и проверенные в экс­периментах на Земле, остаются верными для всей Вселенной и все наблю­даемые явления могут быть объяснены на основе этих законов. Поскольку Вселенная не обязательно исчерпывает собой весь объективно существую­щий материальный мир, допустима гипотеза о существовании других Все­ленных. Основные характеристики современной Вселенной: расширение с большой точностью удовлетворяет закону Хаббла (см. Закон Хаббла); плотность вещества во Вселенной резко падает при переходе от малых масштабов к большим,  при этом оценки количества «светящегося» вещества не совпадают с математиче­ски расчетными. Различие между этими числами составляет суть проблемы скрытой массы (т. е. темного, несветящегося вещества) во Вселенной. Физическая природа скрытой массы еще не определена; химический состав вещества: ви­димое вещество состоит в основном из водорода (80-70%) и гелия (20-30%); реликтовое излучение (микроволновое фоновое излучение). Реликтовое из­лучение не могло быть произведено звездами, оно осталось от ранних стадий эволюции. (См. Реликтовое излучение). Вселен­ная обладает заметно выраженной ячеисто-сетчатой структурой. Эта структура состоит из групп и скоплений галактик, образующих вы­тянутые «нити» — филаменты, которые пересекаются между собой и создают связную трехмерную сетку. В местах пересечения филаментов, как правило, располагаются богатые скопления галактик. Между филаментами находятся дыры — области, в которых практически нет нормальных галактик (см. Галактика).

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

ВСЕЛЕННАЯ
от греч. «ойкумена» — населенная, обитаемая земля) —«все существующее», «всеобъемлющее мировое целое», «тотальность всех вещей»; смысл этих терминов многозначен и определяется концептуальным контекстом. Можно выделить по крайней мере три уровня понятия «Вселенная».
1. Вселенная как философская идея имеет смысл, близкий понятию «универсум», или «мир»: «материальный мир», «сотворенное бытие» и др. Она играет важную роль в европейской философии. Образы Вселенной в философских онтологиях включались в философские основания научных исследований Вселенной.
2. Вселенная в физической космологии, или Вселенная как целое,—объект космологических экстраполяции. В традиционном смысле—всеобъемлющая, неограниченная и принципиально единственная физическая система («Вселенная издана в одном экземпляре» — А. Пуанкаре); материальный мир, рассматриваемый с физико-астрономической точки зрения (А. Л. Зельманов). Разные теории и модели Вселенной рассматриваются с этой точки зрения как неэквивалентные друг другу одного и того же оригинала. Такое понимание Вселенной как целого обосновывалось по-разному: 1) ссылкой на «презумпцию экстраполируемости»: космология претендует именно на репрезентацию в системе знания своими концептуальными средствами всеобъемлющего мирового целого, и, пока не доказано обратное, эти претензии должны приниматься в полном объеме; 2) логически—Вселенная определяется как всеобъемлющее мировое целое, и других Вселенных не может существовать по определению и т. д. Классическая, Ньютонова космология создала образ Вселенной, бесконечной в пространстве и времени, причем бесконечность считалась атрибутивным свойством Вселенной. Общепринято, что бесконечная гомогенная Вселенная Ньютона «разрушила» античный космос. Однако научные и философские образы Вселенной продолжают сосуществовать в культуре, взаимообогащая друг друга. Ньютоновская Вселенная разрушила образ античного космоса лишь в том смысле, что отделяла человека от Вселенной и даже противопоставляла их.
В неклассической, релятивистской космологии была впервые построена теория Вселенной. Ее свойства оказались совершенно отличными от ньютоновских. Согласно теории расширяющейся Вселенной, развитой Фридманом, Вселенная как целое может быть и конечной, и бесконечной в пространстве, а во времени она во всяком случае конечна, т. е. имела начало. А. А. Фридман считал, что мир, или Вселенная как объект космологии, «бесконечно уже и меньше мира-вселенной философа». Напротив, подавляющее большинство космологов на основе принципа единообразия отождествляло модели расширяющейся Вселенной с нашей Метагалактикой. Начальный момент расширения Метагалактики рассматривался как абсолютное «начало всего», с креационистской точки зрения — как «сотворение мира». Некоторые космологи-релятивисты, считая принцип единообразия недостаточно обоснованным упрощением, рассматривали Вселенную как всеобъемлющую физическую систему большего масштаба, чем Метагалактика, а Метагалактику—лишь как ограниченную часть Вселенной.
Релятивистская космология коренным образом изменила образ Вселенной в научной картине мира. В мировоззренческом плане она вернулась к образу античного космоса в том смысле, что снова связала человека и (эволюционирующую) Вселенную. Дальнейшим шагом в этом направлении явился антропный принцип в космологии. Современный подход к интерпретации Вселенной как целого основывается, во-первых, на разграничении философской идеи мира и Вселенной как объекта космологии; во-вторых, это понятие релятивизируется, т. е. его объем соотносится с определенной ступенью познания, космологической теорией или моделью — в чисто лингвистическом (безотносительно к их объектному статусу) или же в объектном смысле. Вселенная интерпретировалась, напр., как «наибольшее множество событий, к которому могут быть применены наши физические законы, экстраполированные тем или иным образом» или «могли бы считаться физически связанными с нами» (Г. Бонди).
Развитием этого подхода явилась концепция, согласно которой Вселенная в космологии—это «все существующее». не в каком-то абсолютном смысле, а лишь с точки зрения данной космологической теории, т. е. физическая система наибольшего масштаба и порядка, существование которой вытекает из определенной системы физического знания. Это относительная и преходящая граница познанного мегамира, определяемая возможностями экстраполяции системы физического знания. Под Вселенной как целым не во всех случаях подразумевается один и тот же «оригинал». Напротив, разные теории могут иметь в качестве своего объекта неодинаковые оригиналы, т. е. физические системы разного порядка и масштаба структурной иерархии. Но все претензии на репрезентацию всеобъемлющего мирового целого в абсолютном смысле остаются бездоказательными. При интерпретации Вселенной в космологии следует проводить различие между потенциально и актуально существующим. То, что сегодня считается несуществующим, завтра может вступить в сферу научного исследования, окажется существующим (с точки зрения физики) и будет включено в наше понимание Вселенной.
Так, если теория расширяющейся Вселенной описывала по сути нашу Метагалактику, то наиболее популярная в современной космологии теория инфляционной («раздувающейся») Вселенной вводит понятие о множестве «других вселенных» (или, в терминах эмпирического языка, внеметагалактических объектов) с качественно различными свойствами. Инфляционная теория признает, т. о., мегаскопическое нарушение принципа единообразия Вселенной и вводит дополнительный ему по смыслу принцип бесконечного многообразия Вселенной. Тотальность этих вселенных И. С. Шкловский предложил назвать «Метавселенной». Инфляционная космология в специфической форме возрождает, т. о., идею бесконечности Вселенной (Метавселенной) как ее бесконечного многообразия. Объекты, подобные Метагалактике, в инфляционной космологии часто называют «минивселенными». Минивселенные возникают путем спонтанных флуктуации физического вакуума. Из этой точки зрения вытекает, что начальный момент расширения нашей Вселенной, Метагалактики не обязательно должен считаться абсолютным началом всего. Это лишь начальный момент эволюции и самоорганизации одной из космических систем. В некоторых вариантах квантовой космологии понятие Вселенной тесно увязывается с существованием наблюдателя («принцип соучастия»). «Порождая на некотором ограниченном этапе своего существования наблюдателейучастников, не приобретает ли, в свою очередь. Вселенная посредством их наблюдений ту осязаемость, которую мы называем реальностью? Не есть ли это механизм существования?» (А. Дж. Уилер). Смысл понятия Вселенной и в этом случае определяется теорией, основанной на различении потенциального и актуального существования Вселенной как целого в свете квантового принципа.
3. Вселенная в астрономии (наблюдаемая, или астрономическая Вселенная) — область мира, охваченная наблюдениями, а сейчас отчасти и космическими экспериментами, т. е. «все существующее» с точки зрения имеющихся в астрономии наблюдательных средств и методов исследования.
Астрономическая Вселенная представляет собой иерархию космических систем возрастающего масштаба и порядка сложности, которые последовательно открывались и исследовались наукой. Это—Солнечная система, наша звездная система. Галактика (существование которой было доказано В. Гершелем в 18 в.). Метагалактика, открытая Э. Хабблом в 1920-х гг. В настоящее время наблюдению доступны объекты Вселенной, удаленные от нас на расстоянии ок. 9—12 млрд световых лет.
На протяжении всей истории астрономии вплоть до 2-й пол. 20 в. в астрономической Вселенной были известны одни и те же типы небесных тел: планеты, звезды, газопылевое вещество. Современная астрономия открыла принципиально новые, ранее не известные типы небесных тел, в т. ч. сверхплотные объекты в ядрах галактик (возможно, представляющие собой черные дыры). Многие состояния небесных тел в астрономической Вселенной оказались резко нестационарными, неустойчивыми, т. е. находящимися в точках бифуркации. Предполагается, что подавляющая часть (до 90—95%) вещества астрономической Вселенной сосредоточена в невидимых, пока ненаблюдаемых формах («скрытая масса»).
Лит.: Фридман А. А. Избр. труды. М., 1965; Бесконечность и Вселенная. М., 1970; Вселенная, астрономия, философия. М., 1988; Астрономия и современная картина мира. М., 1996; Bondy H. Cosmology. Cambr., 1952; Munit!. M. Space, Time and Creation. N.Y„ 1965.
В. В. Казютинский

Источник: Новая философская энциклопедия

ВСЕЛЕННАЯ
весь мир, бесконечный во времени и в пространстве и безгранично разнообразный по тем формам, к-рые принимает материя в процессе своего развития. Исходным пунктом, принципиальной основой изучения В. является признание ее материальности, объективности, независимости от человеч. сознания. В широком смысле В. является предметом изучения всего естествознания, каждая отрасль к-рого изучает одну из сторон В. В более узком смысле наукой о В. является астрономия, изучающая пространственно-временн?е распределение материи во В., строение и развитие небесных тел и их систем. Вопрос о В. в целом составляет предмет космологии. Развитие представлений о строении В. прошло неск. этапов, к-рые характеризуются как расширением и углублением знаний о В., так и изменением содержания самого понятия "В.". В древнейшую эпоху исследование ограничивалось ближайшими окрестностями населенных местностей. Именно с этим ранним этапом связана этимология слова "В.", к-рое представляет собой церк.-слав. перевод греч. слова "?????????", т.е. населенная, обитаемая часть Земли. Следующий этап связан с установлением шарообразности Земли и отдаленности небесных светил (Пифагор, 6 в. до н.э., Аристотель, 4 в. до н.э., Эратосфен, 3 в. до н.э.). Опираясь на признание шарообразности Земли, Филолай (5 в. до н.э.) и Аристарх Самосский (3 в. до н.э) высказали предположение о движении Земли. Но эта мысль настолько противоречила традиции, что не встретила поддержки и была вскоре забыта. На долгое время утвердилась геоцентрич. система мира Птолемея (2 в. до н.э.), поддержанная авторитетом христианской церкви. Книга Коперника "Об обращении небесных сфер" (1543) произвела переворот в науке и заложила основы для науч. подхода к изучению В. Развив мысль Коперника о том, что Земля – рядовое небесное тело, Дж. Бруно пришел к выводу о бесконечности звездной В. С 17 в. началось интенсивное изучение Солнечной системы и обоснование гелиоцентрич. идей Коперника (Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон, Кант, Лаплас и др.). В 19 в. началось детальное исследование звездной системы Млечного пути, нашей Галактики; 20 в. ознаменовался доказательством существования др. галактик и переходом к изучению Метагалактики, т.е. известной нам совокупности галактик. Такое стремит. расширение границ астрономич. В. сопровождалось углублением знаний о ее осн. закономерностях. Если до 20 в. в основе астрономич. представлений лежали законы всемирного тяготения Ньютона и геометрия Эвклида, то совр. наука использует для своих построений общую теорию относительности (см. Относительности теория) и неэвклидову геометрию. Новый этап в исследовании В. открыла сов. наука, осуществив запуск первых искусств. спутников Земли и создание первой искусств. планеты. В. является сложным структурным единством космич. систем разных порядков. Простейшую из известных нам космич. систем составляет планета с ее спутниками. Физич. характеристики и число спутников различных планет весьма разнообразны. Напр., объем Юпитера превышает объем Земли в 1295 раз; Земля имеет один спутник – Луну, а вокруг Юпитера движутся 12 спутников. Планеты с их спутниками включаются в систему более высокого порядка, центром к-рой является звезда. Примером подобной системы служит Солнце с девятью большими планетами (Меркурий, Венера, Марс, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) и с большим количеством астероидов, комет и метеорного вещества. Все планеты вращаются вокруг Солнца по эллиптич. орбитам, находящимся почти в одной плоскости. Диаметр Солнечной системы – 10 млрд. км. Солнце – раскаленный газовый шар – является источником энергии и определяет гравитационное поле (см. Поле физическое), в к-ром движутся планеты и др. тела Солнечной системы. Вся система движется по отношению к ближайшим звездам со скоростью 20 км/сек и вместе с ними участвует во вращении вокруг центра Галактики со скоростью ок. 230 км/сек. Солнечная система не представляет какого-то исключит. явления в природе. Данные астрономии позволяют утверждать, что имеются и др. планетные системы. Более высокими структурными единицами В. являются огромные скопления звезд, пылевых и газовых туманностей, примером чего служит наша Галактика. Рассматриваемая как единое целое, Галактика характеризуется как несколько сжатый сфероид с экваториальным диаметром порядка 26000 парсек (1 парсек = 3,26 световых лет = 3,08 x 1013 км) и периодом собств. вращения порядка 200–240 млн. лет. Относительно ближайших галактик она движется со скоростью 250 км/сек. Галактика имеет два спутника – Малое и Большое Магеллановы облака, каждое из к-рых представляет собой небольшую галактику. Число звезд, входящих в Галактику, достигает порядка 1011, осн. масса их концентрируется в плоскости Млечного пути. Галактика неоднородна. Составляющие ее образования группируются в различные взаимопроникающие подсистемы. Особенностью галактик является отсутствие центр. тела, подобного Солнцу. Гравитац. поле определяется всей совокупностью галактич. образований и поэтому движение звезд носит гораздо более сложный характер, чем движение планет вокруг Солнца. Число галактик, к-рые в наст. время доступны наблюдению, достигает 1 млрд. В изученной части пространства галактики расположены относительно равномерно, образуя иногда скопления, архипелаги галактик. Существует предположение, что все эти галактики входят в систему более высокого порядка – Метагалактику. Рассматривая всю совокупность науч. данных об известной нам части В., можно сделать неск. наиболее общих выводов о свойствах В. в целом. Достоверность этих выводов базируется на теоретич. обобщении всех достижений совр. науки. В. бесконечна в пространстве; она не имеет ни начала, ни конца ни в каком направлении. Этот материалистич. тезис неоднократно подвергался нападкам. В 19 в. для этого использовались т.н. гравитац. и фотометрич. парадоксы (см. Космологические парадоксы). С возникновением релятивистской космологии в бурж. науке распространилась ошибочная концепция конечной, но не ограниченной В., противопоставляемая представлению о бесконечности В. (см. А. Эйнштейн, Вопросы космологии и общая теория относительности, в сб. "Принцип относительности", 1935). Логичность формально математич. стороны этой концепции маскирует произвольность исходных предпосылок, вводимых в теорию в качестве т.н. "упрощающих" предположений (однородность и изотропность пространства). Умозрит. характер этой концепции показан в ряде работ сов. и зарубежных ученых (Г. М. Идлис, Космическая материя, 1957; П. Лаберенн, Происхождение миров, 1957). В. бесконечна во времени; она существовала и будет существовать вечно, не имея ни начала, ни конца во времени. Идеалисты пытались и пытаются опровергнуть это утверждение. В 19 в. опровержения шли по линии неправильного истолкования второго начала термодинамики (т.н. теории "тепловой смерти" В.). Ныне аргументация базируется на признании допплеровской природы красного смещения. Экстраполируя в прошлое наблюдаемые сейчас лучевые скорости галактик, идеалистически настроенные ученые приходят к выводу о "творении" В. и, следовательно, о существовании творч. начала. Именно поэтому эта теория стала почти офиц. точкой зрения католич. церкви. Ошибочность подобных рассуждений заключается в том, что расширение известной нам части В. произвольно распространяется на всю В. Действительно, любой объект во В., любая упорядоченная звездная система имеют свой возраст, но в приложении ко В. в целом понятие "возраста" теряет свой смысл. В. бесконечно разнообразна по формам существования и движения материи. Материя не возникает и не уничтожается, а только переходит из одной формы в другую. Поэтому совершенно произвольной и идеалистич. является теория о постоянном творении материи из "ничего" (F. Hoyle, A new model for the expanding universe, в журн. "Monthly Notices of the Royal Astron. Soc", L., 1948, v. 108; H. Bondi, Cosmology, 1952). Бесконечное разнообразие материальных форм в бесконечной В. приводит к выводу о том, что органич. жизнь, как одна из форм существования материи, не является достоянием только нашей планеты, а возникает повсюду, где складываются соответствующие условия. Таковы осн. свойства В., имеющие не только физич., но и большое философ. значение. В своих наиболее общих выводах наука о строении В. теснейшим образом связана с философией. Отсюда и ожесточенная идеологич. борьба, ведущаяся по вопросам структуры и развития В. Отрицание бесконечности В. в пространстве и времени со стороны ряда ученых вызывается не только влиянием идеалистич. духовной атмосферы, в к-рой они находятся, но и безуспешными попытками построить непротиворечивую модель бесконечной В., опирающуюся на всю совокупность известных нам наблюдательных данных. Признание в той или иной форме конечности В. есть по существу отказ от решения важнейшей научной проблемы, переход с позиций науки на позиции религии. В противоположность этому философия диалектич. материализма, доказывая бесконечность В. в пространстве и времени, стимулирует дальнейшее развитие науки, указывая принципиальные пути для развития теории. Вопрос о конечности или бесконечности В. – это вопрос не только естествознания. Само по себе накопление эмпирич. материала и его математич. обработка только в рамках той или иной отд. науки еще не могут дать исчерпывающего и логически неуязвимого ответа на поставленный вопрос. Наиболее адекватным средством для решения поставленной задачи является филос. анализ, опирающийся на достижения всего естествознания и прочную основу диалектико-материалистич. метода. На первый план здесь выдвигается диалектич. разработка понятия бесконечности, трудности оперирования к-рым ощущает не только космология, но и др. науки. Т.о., проблема общих свойств В., ее пространств.-временных характеристик вызывает большие трудности. Но все тысячелетнее развитие науки убеждает в том, что решение этой проблемы может быть только на путях признания бесконечности В. в пространстве и времени. В общем плане такое решение дано диалектическим материализмом. Однако создание рационального, непротиворечивого представления о В. в целом с учетом всех наблюдаемых процессов – дело будущего. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955 его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Блажко С. Н., Курс общей астрономии, М., 1947; ?олак И. Ф., Курс общей астрономии, 7 изд., М., 1955; Паренаго П. П., Курс звездной астрономии, 3 изд., М., 1954; Эйгенсон М. С, Большая Вселенная, М.–Л., 1936; Фесенков В. Г., Современные представления о Вселенной, М.–Л., 1949; Агекян Т. ?., Звездная Вселенная, М., 1955; Lyttlеton R. ?., The modern universe, L., [1956]; Hоуle F., Frontiers of astronomy, Melb., [1956]; Thomas O., Astronomie. Tatsachen und Probleme, 7 Aufl., Salzburg–Stuttgart, [1956]. А. Бовин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
160.27 кб

Вселенная философа

Устьянцев Владимир Борисович
Читать PDF
122.98 кб

«Производство реальности» и «Многомировая» Вселенная в холистическом мышлении г. Бейтсона

Евдокимцев Д. В.
На основе научного наследия Г. Бейтсонапроводится философский анализ связей междувосприятием индивидуального или коллективногосубъекта и неопределённостью среды.
Читать PDF
100.71 кб

Расширяющаяся Вселенная и нравственная основа мира

Разин Александр Владимирович
The author considers the problem of moral responsibility toward future generations. These problems were specially contemplated by H. Jonas.
Читать PDF
124.04 кб

Творческий дух Языка. Сообщение 3. Символическая Вселенная Культуры

Панова Ольга Борисовна
Язык рассматривается как чистая поэзия, чистое творчество. Акцентируется важнейшая из творческих способностей Языка -способность именования.
Читать PDF
240.40 кб

Вселенная, вечность, время и бесконечность

Лолаев Тотраз Петрович
Понятия «вечность», «время» и «бесконечность» принадлежат к числу самых фундаментальных и сложных характеристик материи.
Читать PDF
7.64 мб

Человек и Вселенная - проблема взаимосвязи

Тарароев Я. В.
Читать PDF
360.34 кб

Вселенная: эволюция земной жизни

Сергеев Сергей Петрович
Читать PDF
362.54 кб

ВСЕЛЕННАЯ ВОКРУГ НАС И НАШ РАЗУМ О ВСЕЛЕННОЙ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Читать PDF
241.37 кб

Вечна ли Вселенная?

Даныльченко Павло Иванович
The possibility to avoid the singularity of Big Bang of the Universe in general theory of relativity, and thereby – the possibility to guarantee Universe eternity not only in future, but also in the past, is shown.
Читать PDF
46.63 кб

Человек и Вселенная: основные формы и смыслы миропонимания

Верещагин Виктор Юрьевич
В статье осуществляется историко-философский анализ проблемы человека во Вселенной, показывающий наличие двух способов развития антропологического знания.
Читать PDF
427.37 кб

Многовариантная Вселенная и теория исторических последовательностей

Гуц Александр Константинович
Анализируется многовариантная структура построения окружающего Внешнего Мира. Вводится понятие исторической эпохи --установившегося стационарного (практически вневременного) культурно-исторического типа или гештальта по Гёте.
Читать PDF
360.91 кб

Память, история, Вселенная: на пути к новой онтологии реальности

Дахин Андрей Васильевич
В результате анализа социально-исторических основ возрождения интереса общества к фундаментальным причинам своего существования, идентичности и развития делается вывод о том, что в современной науке формируется запрос на новую онт
Читать PDF
209.80 кб

Вселенная в теоретической модели «Эволюционирующая материя»

Базалук О. А.
В статье критически рассматривается построенная усилиями группы ученых (математиков, физиков и космологов) из ведущих мировых университетов (Оксфорда, Кембриджа, Йельского, Колумбия, Нью-Йоркского, Rutgers и Калифорнийского универ
Читать PDF
155.90 кб

Вселенная, время, вечность, и бесконечность

Лолаев Т. П.
В статье Понятиям «Вселенная», «вечность», «время» и «бесконечность» дается в статье принципиально новое толкование, в корне отличающееся от традиционного.
Читать PDF
91.87 кб

Космос традиционной культуры украинцев как этическая Вселенная и мир, сотворенный красотой

Скиба Н. В.
Фундаментальные представления о космосе в научном и мифологическом сознании. Формы передачи космогонических представлений от поколения к поколению.

Похожие термины:

  • ВСЕЛЕННАЯ, КОСМОС

    материальный мир в целом, все неисчерпаемое многообразие видов движущейся материи.
  • ПРОТОТИПНАЯ ВСЕЛЕННАЯ

    Кабб.) Идеальная вселенная, по образу которой был построен объективный мир.
  • Открытая Вселенная

    Теоретическая модель в космологии, по которой Вселенная непрерывно расширяется. В конце 1920-х гг. прежняя теория статичной и неизменной Вселенной уступила место теории расширяющейся Вселенной. Фа
  • Расширяющаяся Вселенная

    Концепция, впервые постулированная астрономом Эдвином Хабблом в 1929 г.: далекие галактики продолжают удаляться от Земли и одна от другой с постоянной скоростью. Хаббл обнаружил, что скорость таког
  • Вселенная будущее

    По теории сотворения мира посредством Большого Взрыва Вселенная начала расширяться 10-12 млрд. лет назад из крошечной точки и достигла с того времени огромных размеров. Ученые согласны, что Вселенн
  • Вселенная размеры

    Согласно специальной теории относительности, размерность пространства аналогична размерности времени, т. е. Вселенная настолько же велика, насколько она стара. Современная теория утверждает, что
  • ВСЕЛЕННАЯ: СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПТА

    Вселенная – понятие заимствовано из старославянского «въсєлѥнаѩ», оно было образовано (по методу кальки) от греческого термина «oikoumene», которое является страдательным причастием к «oikeo» – «обита
  • Вселенная (Универсум)

    Для большинства философов Вселенная – это совокупность всего, что существует и происходит. Поэтому вселенных не может быть много, в обратном случае – вселенная была бы суммой этих вселенных. А чт
  • Вселенная возраст

    В учебниках и научных статьях вот уже много лет возраст Вселенной определяется значениями между 10 и 20 млрд. лет. Такая неопределенность, конечно, никого не удовлетворяет, и астрономы стараются уме
  • Закрытая Вселенная

    Космологическая теория, согласно которой расширяющаяся Вселенная представляет собой «закрытую» систему и в какой-то момент времени в будущем должна будет прекратить свое расширение, а затем сжа