Время мифическое

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Время мифическое
в древнем сознании противопоставление времени появления мира и его реального бытия. Это время «начальное», «историческое», «предшествующее» обычному - реальному времени. Во времени мифическом тотемными предками, создателями — демиургами, культурными героями происходит создание людей, окружающего мира, всей природы. Этот акт творения отражался в различных мифах. Мифологическое мышление рассматривает время творения как время первопредметов, перводействия, первотворения. Оно объясняет устройство вещи и мира посредством показа того, как это явление было создано. Мир, созданный один раз, начинает затем жить в реальном времени по тем законам, которые были заложены при творении. Мифическое время в более развитом сознании переживается как «золотой век» естественной, истинной жизни.

Источник: Человек и общество. Культурология

ВРЕМЯ МИФИЧЕСКОЕ
в мифологии «начальное», «первое» время, «правремя», предшествующее эмпирическому (историческому) профанному времени.
Во В. м. первопредками, демиургами, культурными героями были созданы нынешнее состояние мира и образцы и санкции социального поведения. В. м.— время первотворения, первопредметов и перводействий, оно отражено прежде всего в космогонических, антропогонических, этиологических мифах (ср., например, сферу действий Ворона и его семейства). Для мифологического мышления В. м. представляется сферой первопричин последующих действительных эмпирических действий, объяснение устройства вещи тождественно рассказу о том, как она делалась, описание окружающего мира равно изложению истории его творения.
Время мифическое является первоисточником не только причин, архетипических первообразов, но и магических духовных сил, к-рые, будучи активизированы ритуалами, инсценирующими события В. м. (особенно во время календарных праздников, инициации и т. п.), продолжают поддерживать порядок в природе и в обществе.
Распространены представления, что магическая эманация В. м. доходит до живых носителей мифа через ритуалы и сны (ср. алъчера, «время сновидений» у аранда). Категория В. м. особенно характерна для архаических мифологий, но трансформированные представления о нем встречаются и в развитых мифологиях, например, как золотой век либо как зпоха х а о-с а, подлежащая упорядочению силами к о с м о с а. Мифологические начальные времена язляются фоном в архаической эпике («С т а р ш а я Э д д а», «Энума Элиш» и др.). В классических формах эпоса время аналогично В. м. также представляется как начальное, как время действия предков, предопределивших последующий порядок (ср. эпоха короля Артура, эпоха Яо и Шуня и т. д.).
Линейная модель Времени Мифического (дихотомия «начальное время/эмпирическое время») была дополнена циклической моделью времени, чему способствовали ритуальное повторение событий В. м., а также календарные мифы и развитие представлений об умирающем и воскресающем боге. С циклической моделью времени связаны мифы о циклической смене цепи мировых эпох (ср., например, представления о смене юг, кальп). В эсхатологических мифах возникает также образ конечных времен, гибели мира, подлежащего или не подлежащего затем циклическому обновлению (ср., например, Рагнарёк, учение Мани и др.).

Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991