ВРАТА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВРАТА
Санскр.) Закон или сила богов.

Источник: Теософский словарь

ВРАТА

        (обет) — древние обряды, празднества в честь Вишну или Шивы, описываемые в пуранах.
В. Эрман

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ВРАТЬИ

        1) члены высшей варны, утратившие свой статус из-за неисполнения очистит, обрядов;
        2) лица, рожденные от брака кшатрийки и шудры;
        3) общее название стоящих вне варн.
В. Эрман

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ВРАТА
(заповедь, закон) — религиозный обет. В. в целом состоит в твердой решимости адепта следовать праведному образу жизни, использовать атрибутику своей традиции, исполнять ее духовные практики. Строгое соблюдение обета помогает также развивать духовное могущество. В Обществе Сознания Кришны ученик обещает ежедневно повторять основную мантру на четках минимум 1728 раз в сутки (см. Джапа), участвовать в жизни общины и религиозных мероприятиях, а также обязуется соблюдать четыре заповеди: 1) отказ от продуктов «невежества и страсти» (мясо, рыба, яйца, лук, чеснок); 2) отказ от одурманивающих и опьяняющих веществ (наркотики, алкоголь, чай, кофе, какао, табак); 3) отказ от половых отношений вне брака, при этом в браке они разрешены только с целью зачатия детей; 4) отказ от азартных игр и денежных махинаций. Соблюдение этих обетов помогает взращивать четыре основные религиозные добродетели: благочестивость, милосердие, чистоту, правдивость. Нарушение В. является грехом и чревато наложением наказания.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

Врата
Церковные входы, ведущие из притвора в храм и из храма в алтарь. Главные врата храма называются царскими или красными, в подражание «красным вратам» иерусалимского храма, упоминаемым в Деяниях св. апостолов (III, 2). Царские врата православного храма всегда обращены на запад и помещаются напротив алтаря. Называются «царскими вратами» оттого, что они служат главным входом в земной дом Царя Небесного. В царских вратах при входе в храм, православные цари снимали с себя корону и оружие, оставляли оруженосцев и телохранителей. Царскими вратами, или святыми, называется также главный вход из церкви в алтарь, главная дверь иконостаса, ведущая в ту часть алтаря, где помещается престол. Через царские врата на литургии входит Царь славы «датися в снедь верным» (Тип., гл. 9 и 22); название святых им присвоено оттого, что через них выносятся св. Дары и непосвященным не дозволяется входить в них – через царские врата могут входить только священнослужители. Царские врата называются еще «великими», по сравнению с северными и южными вратами (см. ниже), и по величине благодатных даров, которых в них сподобляются верные, и по великому знаменованию их при богослужении. Открытие царских врат изображает отверзтие небесного царства. В первые века христианства вместо царских врат употреблялась завеса; о «малых завесах» упоминается в литургии св. апостола Иакова, относящейся к I веку и употреблявшейся в иерусалимской церкви. Св. Златоуст (Бес. и Посл. к Еф.) поясняет, что завеса служит указанием высокого достоинства алтаря, а Кирилл Александрийский говорит, что открывание обеих половин «завесы» уподобляется отверзению небес. Ныне «завесами» внутри алтаря завешиваются царские врата, которые всегда богато и благолепно украшены резьбой, ваянием и живописью; изображаются обыкновенно лики евангелистов и благовестие Пресвятой Девы Марии. Разверзаются царские врата в определенное время при священнодействии, а также всегда в Светлую седмицу. Два других боковых входа в алтарь, по правую и левую сторону царских врат, именуются северными и южными вратами. Северные врата, налево от царских, служат входом в ту часть алтаря, где находится жертвенник; направо от царских врата – южные или полуденные врата, ведущие в ту часть алтаря, в которой прежде был дьяконник (сосудохранильница), отчего южные врата и именовались дьяконскими (см. Иконостас). Северные и южные врата помещаются на одной прямой с Царскими вратами и через них совершаются все священнослужебные выходы из алтаря и входы в него, а именно: выходы – через северные, а входы через южные врата. Украшения боковых врат большей частью состоят из изображений ликов ангельских и пророческих или изображений архидиаконов первенствующей церкви, например, св. Стефана, Лаврентия и др.

Источник: Православный церковный словарь.

ВРАТА
(санскр. vrata — обет) — термин инд. сотериологических систем, означающий начальный этап продвижения адепта на пути духовного прогресса в соответствии с базовыми моральными предписаниями. Наиболее устойчиво употребление данного термина в джайнской традиции, где В. соответствует первой ступени дисциплины приостановления «притоков» кармической материи, вызывающих «загрязнение» души (бхава-самвара), за к-рой следуют ступени собственно аскетических упражнений.
В «Таттвартхадхигама-сутре» Умасвати В. определяется как единство пяти компонентов — невреждения (ахимса), правдивости (сатья), честности, полового воздержания и нестяжания (VII. 1).
В системе 11 ступеней совершенства джайнского мирянина (см. Парамиты) ступень обетов следует сразу за ступенью правильных воззрений (принятие джайнского мировоззрения) и предшествует ступени медитации и ритуала. Этих обетов насчитывается 21 — восемь «воздержаний» от неполезной пищи (мясо, алкоголь, мед, пять видов фиг), пять вышеперечисленных моральных упражнений, три обета, усиливающих предыдущие (самоограничения в перемещении, в еде и одежде и воздержание от вредных занятий типа охоты, азартных игр и т.п.), четыре обета последовательной самодисциплины (культивирование равнодушия, дальнейшие самоограничения в перемещении, пост по праздничным дням каждого месяца и дела милосердия — обеспечение преимущественно монахов пищей, убежищем, лекарствами, книгами), дополнительный обет — желательное самоумерщвление постом в конце жизни. Пяти основным упражнениям нравственной дисциплины у джайнов приблизительно соответствует классическая буддийская формула pancaslla (см. Шила) с той лишь разницей, что нестяжательность замещается в ней воздержанием от спиртных напитков и «перемещается» в систему дальнейших обетов. В. джайнов в точности соответствует система пяти компонентов самоконтроля в классической йоге (yama), описанная в «Йога-сутрах» (11.30) и в комментаторской лит-ре. Сходство с джайнизмом усугубляется тем, что, по мнению основных комментаторов сутр - Вьясы и Вачаспати Мишры, ахимса является корнем четырех последующих обетов, к-рые фактически лишь усовершенствуют ее.
В буддизме махаяны В. частично соответствует обет бодхисаттвы достичь просветления , выполнение к-рого также ведет его к реализации нравственно-поведенческой «программы». Очевидны и различия, т.к. десятеричная классификация «великих обетов» (mahapranidhana), представленная в «Дашабхумикасутре», включает решение почитать всех будд, поддерживать буддийское учение, вести все существа к духовной зрелости и практиковать «совершенства» — парамиты.
В том же тексте пранидхана входит в число десяти парамит, где она (как и в других памятниках, представляющих десятеричную систему «совершенств») следует за «совершенством», связанным с искусностью в выборе средств «освобождения» живых существ (upaya) и предшествует «энергичности» (bala). В.К.Шохин

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Похожие термины:

  • БХОГА-УПАБХОГА ВРАТА

            третий дисциплинарный обет (см. ШИКША-ВРАТЫ) в этике джайнизма, содержащий требование допустимого прогрессирующего отказа от всех средств существования.А. Дюранов
  • ДАНА ВРАТА

            четвертый дисциплинарный обет джайнов: обет подаяния (см. ШИКША-ВРАТЫ).А. Дюранов
  • ПОШАДХА-УПАВАСА ВРАТА

            второй дисциплинар^ный обет (см. ШИКША-ВРАТЫ) в джайнизме. П. в. — это обет 2-дневного абсолютного поста, к-рый необходимо соблюдать каждую неделю.А. Дюранов
  • САЛЛЕКХАНА-ВРАТА

            пятый дисциплинарный обет джайна (см. ШИКША-ВРАТЫ). Саллекхана — это оставление тела при неотвратимости смерти в несчастье, в голоде, в старости, в болезни ради сохранения достигнутого уро
  • Небесные врата

    культ верующих в НЛО, основанный в 1975 г. Маршаллом Эпплвайтом и Бонни Лю Неттлс после нескольких продолжительных путешествий по западному побережью Америки, во время которых они провозглашали себ
  • ЦАРСКИЕ ВРАТА

    правосл. храмах двустворчатая резная деревян. дверь в центр, части иконостаса. Во время литургии через нее выносят святые дары. На Ц, в. обычно изображаются сюжеты на тему благовещения, а также обра