ВОЗМОЖНОЕ
ВОЗМОЖНОЕ
действительное, но не реализовавшееся. Что именно возможно, определяется на основании научных теорий. См. вероятность.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
Возможное
то, что, во-первых (с объективной стороны), при определенных условиях может стать действительным, или во-вторых (с субъективной стороны), то, что при определенных предпосылках может быть мыслимо как действительное. «Если условия возможности в их всеобщности налицо, тогда они образуют вместе с тем и необходимость» (Н. Гартман). Охарактеризовано впервые Аристотелем при анализе движения, изменения и становления, как специфический модус бытия наряду с модусом действительного.
ВОЗМОЖНОЕ
то, что, во-первых (с объективной стороны), при определенных условиях может стать действительным, или то, что, во-вторых (с субъективной стороны), при определенных предпосылках может быть мыслимо как действительное. "Если условия возможности в их всеобщности налицо, тогда они образуют вместе с тем и необходимость" (N. Hartmann, Einfьhrung in die Philosophie, 1954). О кантовском понятии возможного см. Постулат. Проблематика понятия возможного снова ожила в современном экзистенциализме и онтологии, благодаря чему, уже начиная с Кьеркегора, возникло экзистенциалистское понятие возможности. См. Необходимость, Потенция, Формализм.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Возможное
То, что может быть или произойти. Значит, возможное – это то, чего нет? Не всегда и не обязательно. То, что есть, возможно уже потому, что оно есть, тогда как то, чего нет в настоящий момент, представляется скорее невозможным (поскольку его нет). Например, возможно, что я сейчас сижу (потому что я действительно сижу), и до тех пор, пока я сижу, невозможно, что я не сижу. Но в этом случае получается, что возможно только реальное, одновременно являющееся и необходимым, а все остальное невозможно. В будущем не может быть ничего, чего нет в настоящем, иначе говоря, категории модальности (Модальность) утрачивают смысл, превращаясь в своего рода онтологический монизм. Это и есть наш мир. Но каким образом мы можем осмыслить его в будущем времени, отличая то, что может произойти (возможное), от того, что произойти не может (невозможное), и от того, что произойдет обязательно (необходимое)? Для этого нам потребуется другая, собственно модальная дефиниция, определяющая возможное не по отношению к бытию, а по отношению к его противоположности. Значит, в широком смысле слова возможно все, что не невозможно. Это наиболее широкая модальность, включающая все, что реально, все, что может стать реальным, и все, что неизбежно станет реальным. Напротив, в узком смысле под возможным понимают все то, что не является ни реальным, ни необходимым, ни невозможным, – все то, что может быть, а может и не быть, иначе говоря, то, чего пока нет и, может быть, никогда не будет. Это возможное существует только в мышлении, или, как говорил Спиноза, это бытие разума, но такое бытие, без которого никакой разум не в состоянии обойтись, если он нацелен в будущее.
Источник: Философский словарь.