ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
христ. праздник; в православии относится к двунадесятым праздникам и отмечается 14 (27) сентября. По христ. версии, установлен в память «обретения» матерью римск. императора Константина Еленой в 4 в. креста, на к-ром якобы был распят Иисус Христос. После «обретения» этот крест был «воздвигнут» на горе Голгофе близ Иерусалима. Впоследствии на месте, где он был «найден», сооружен храм, освящение к-рого состоялось 13 сентября 335. Установле^ но, что история с «обретением» креста является вымышленной, рассказы о ней появляются лишь в кон. 4- нач. 5 в. В это же время в христ. церкви складывается праздник В. к. г., осн. идея к-рого в том, что человек, подобно Христу, проходит в жизни «крестный путь», ведущий его к спасению. В праздничных проповедях подчеркивается роль креста, необходимость для каждого верующего нести свой крест, как это некогда делал Иисус, внушается мысль о том, что люди должны всецело полагаться на волю спасителя. В народе праздник получил название медового спаса, т. к. на Руси по времени совпал со вторым сбором меда, события значимого в крестьян, быту. По традиции мед освящался в храмах. Этот бытовой момент для мн. верующих играл более важную роль, чем религ. содержание праздника.

Источник: Атеистический словарь

Воздвижение креста господня
христ. праздник; в православ. церкви относится к двунадесятым праздникам. В его основе лежит церк. предание об «обретении» в 4 в. матерью римского императора Константина Еленой креста, на к-ром будто бы был распят сын божий Иисус Христос. Этот крест на горе Голгофе был поднят (воздвигнут) для того, чтобы его мог увидеть народ. На месте «находки» Елена основала храм, освящение к-рого состоялось 13 сентября 335 г. 14 сентября было объявлено праздничным днем. В действительности вся история с «обретением» креста является вымыслом. Церк. историки, жившие в 4 в. и подробно описавшие путешествие Елены в Палестину, ничего не говорят о находке. Сказание об «обретении» креста появляется в конце 4 – начале 5 в. и обрастает различными подробностями. В это же время формируется и праздник воздвижения. На протяжении столетий он служит церкви для утверждения идеи, что «крестный путь» человека через страдания, различные испытания есть в конечном счете путь к спасению. Крест, на к-ром якобы был распят Христос, является символом искупления и в то же время символом вечной жизни, к-рую получают те, кто безропотно нес на земле свой крест, подобно Христу. Подобные идеи направлены на воспитание у верующих пассивного отношения к окружающей действительности, слепого следования церк. установлениям.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
один из двунадесятых праздников рус. православия, отмечаемый 14 (27) сентября. Он установлен в ознаменование будто бы имевшего место в действительности события - «обретения» в 4 в. креста, на к-ром был распят Иисус Христос, матерью рим. императора Константина Еленой, совершившей паломничество в Палестину. По ее указанию, как гласит предание, крест был «воздвигнут» на горе Голгофа неподалеку от Иерусалима, где, согласно евангелиям, казнили Христа. Это событие и легло в основу праздника. В честь его н был установлен праздник, гл. идеей к-рого стало требование к верующим идти «крестным путем» Христа - единственным, ведущим к спасению. Значение праздника для верующих обусловлено и тем, что крест является символом христ. религии. Верующие, отмечая праздник, тем самым проникаются сознанием, что они чтят этот символ, как бы принимая обет смиренно нести «свой крест», целиком полагаясь на волю божью. Отмечавшийся на Руси довольно широко, этот праздник всегда служил утверждению покорности и терпения. Идеологич. вред праздника в том, что он сковывает социальн. активность людей, побуждает их к пассивному восприятию действительности. Истории, наука доказала, что церк. рассказ об «обретении» креста - вымысел, получивший распространение в кон. 4 - нач. 5 в. До этого христиане ничего не знали о «чудесной» находке.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Воздвижение Креста Господня
Церковный праздник, ежегодно совершаемый 14 сентября. Мать императора Константина Великого, св. Елена, посетила Святую землю с целью найти место погребения Христа и самый крест, на котором он был распят. Это была задача весьма трудная. За два столетия перед тем император Адриан приказал совершенно завалить пещеру гроба Господня, чтобы сделать неузнаваемым самое место Его распятия и погребения, и на нем даже были воздвигнуты храмы в честь Юпитера и Венеры. Несмотря на это, произведенные Еленой раскопки увенчались успехом: пещера гроба Господня была найдена, и неподалеку от нее были открыты три креста и даже доска с надписью, которая, по свидетельству евангелистов, находилась на кресте Иисуса Христа. По некоторым признакам можно было догадываться, который из трех крестов есть именно крест Иисуса Христа; окончательным в том удостоверением послужило исцеление больной посредством приложения креста.
По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения. Часть этого «животворящего» креста Елена послала своему сыну Константину, а остальная, главная часть его, обделанная в серебро, положена была в главной иерусалимской церкви. Над пещерой Гроба Господня впоследствии была построена церковь, освященная 14 сентября 335 года. Чтобы дать возможность многочисленным христианам, отовсюду собравшимся на торжество, увидеть великую святыню, епископ Макарий поднимал, или «воздвигал», крест над головами молящихся, и от этого собственно поднятия, или «воздвижения», и получил свое название самый праздник.
Еще одно предание гласит, что происхождение праздника относится к более позднему времени. В 614 или 616 году на Иерусалим было совершено нападение персидским царем Хозроем II, который завоевал город и вместе с другими сокровищами увез с собой св. крест. Но вскоре греческий император Гераклий одержал над персами победу, и они приняли предложенные им мирные условия (628 г.), в которых значилось возвращение креста Господня. В 631 году Гераклий возвратил св. крест в Иерусалим и в торжественной процессии на собственных плечах принес его на Голгофу, где он и «воздвигнут» был вновь в церкви св. Гроба.
Вероятнее более древнее происхождение праздника, так как о нем упоминается в актах патриарха Евтихия († 582). В VII в. празднование в честь креста проникло и на Запад, где оно официально принято было Папой Гонорием I под названием Gestum exaltationis s. crucis. В православной церкви во время всенощного бдения на 14 сентября св. крест торжественно выносится из алтаря и воздвигается перед народом на все 4 стороны. Так как с крестом неразрывно связывается идея страданий Христа, то в воспоминание о них церковь издавна постановила соблюдать в день этого праздника строгий пост.

Источник: Православный церковный словарь.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
130.87 кб

Проповедь на Воздвижение Креста Господня

Ливерий Воронов
Читать PDF
385.45 кб

Воздвижение Креста Господня и свержение императора Эфиопии: лидж Иясу и драма во время праздника Мэс

Каплан Стивен
16 сентября 1916 г. эфиопский правитель Иясу был отлучен от Церкви и свергнут.

Похожие термины: