ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Найдено 1 определение
ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Один из двунадесятых праздников, празднуется 27 сентября.
В IV в. Константин Великий накануне решительной битвы за Рим увидел на небе перед заходом солнца крест с надписью “Сим победиши”. Став римским императором, Константин прекратил гонения на христиан и попросил мать свою Елену, причисленную впоследствии к лику святых, разыскать в Иерусалиме тот крест, на котором был распят Иисус Христос. Елена разыскала крест в 326 г.; крест был опознан благодаря тому, что, будучи приложенным к покойнику, оживил его. При этом присутствовало множество народа, и патриарх Иерусалимский Макарий вместе со священнослужителями водрузил этот крест на возвышении, чтобы народ мог поклоняться ему. В память Воздвижения креста в Иерусалиме была составлена молитва Крестовоздвижения: “Кресту твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим”.
Этот праздник празднуется во всех церквях христианского мира. В конце праздничной всенощной службы крест торжественно выносится и воздвигается, после чего священники благословляют крестом все четыре стороны света, а верующие в это время поют “Господи помилуй”. В свое время главный тропарь праздника был национальным гимном Византии и России и пелся на всех торжественных церемониях. Теперь этому тропарю, как и всем другим песнопениям праздника, придано духовное значение: «сопротивные» понимаются не как вражеские полчища, а как беззаконные и грешные, а имена монархов заменили слова “православные христиане”. В этот день соблюдается пост и вспоминается, что крест – это единственный символ, достойный безоговорочной верности, и что спасение зависит не от каких либо земных побед, но от единственной и непреходящей победы духовной. И когда крест возносят и преклоняются перед ним, то верующие провозглашают этим, что принадлежат царству не от мира сего, и что их гражданство принадлежит лишь Божью Граду. Первое чтение праздника (Ветхий Завет) говорит о “древе”, превращающем горькие воды в сладкие, то есть, о самом крестном древе; второе напоминает, что Господь наказывает и исправляет тех, кого любит, а божественная премудрость есть древо жизни; третье чтение говорит о Граде Божьем. Все это время многократно повторяется молитва Крестовоздвижения. Антифоны заменяются соответствующими строками из псалмов, говорящих о крестном распятии Христа. Можно сказать, что на Крестовоздвижение православные заново посвящают себя Господу и обещают свою совершенную верность, поклоняясь распятию и животворному Кресту.

Источник: Православие. Основные понятия.