ВОСЕМЬ НЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

ВОСЕМЬ «НЕ»
формула т. н. «срединного пути» одного из двух главных течений буддизма махаяны — мадхьямики. В основу формулы положены начальные строки трактата инд. будд. философа Нагарджуны «Мадхьямика-шастра», в к-рых в афористич. форме выражена суть важнейшего положения философии махаяны о «недвойственности» (сущностном тождестве) всех явлений: «Я, склонив голову, поклоняюсь Будде, (к-рый проповедует): ничто не рождается и не исчезает, (все) — не-постоянно и не-прерывно, не-едино и не-различно, не приходит и не уходит». А. Н. Игнатович

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ВОСЕМЬ НЕ
формула "срединного пути" в махаянистской школе буддизма мадхьямика. В ее основу положены первые фразы создателя мадхьямики Нагарджуны, начавшего свой трактат "Мадхьямикашастра" словами: "Я, склонив голову, поклоняюсь Будде (который проповедует): ничто не рождается и ничто не исчезает, все - не-постоянно и не-прерывно, не-едино и не-различно, не приходит и не уходит". В этой фразе афористически выражено одно из наиболее существенных положений мадхьямики как первой школы махаяны - принцип "недвойственности" или сущностной тождественности всего сущего. Махаяна, по сравнению с ранним буддизмом (хинаяной), более активно использует принципы иллюзорности мирового бытия, утверждая в качестве абсолютной субстанциальности самого Будду, который есть воплощение над-мирового божественного порядка. Принцип недвойственности также выдвигает положение "Будда и обыкновенный человек - одна сущность". На основании этого положения устанавливается ритуально-медитативная практика достижения состояния бодхисаттвы (тогда как буддизм хинаяны можно рассматривать как учение о личном спасении верующего). Цель бодхисаттвы - достигнуть статуса будды и вернуться в мир сансары ради наставления и помощи жаждущим буддистского просветления. Принцип В. "н." вместе с другими основными положениями махаяны провоцирует своеобразный путь развития буддизма. С одной стороны, принцип недвойственности утверждает достижимость высших ступеней просветления для любого верующего и стремящегося к нему, а с другой стороны, махаянистская практика в значительной степени ритуализована и канонизирована по отношению к раннему буддизму. Вообще, благодаря трактатам Нагарджуны, буддистская текстовая традиция махаяны приобрела характер высокого интеллектуализма, утонченной логики и диалектики философско-мифологических категорий и образов.
Е. В. Гутов

Источник: Современный философский словарь