ВОРОНЦОВ Василий Павлович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Воронцов, Василий Павлович
псевдоним В. В.) - один из наиболее видных представителей народнического направления в русской экономической литературе.
Главные труды: "Судьба капитализма в России", "Крестьянская община", "Наши направления", "Очерки крестьянского хозяйства". Марксистскую критику его взглядов дают Волгин (Г. Плеханов) "Обоснование народничества в трудах В. В." и Ленин, Собрание сочинений, т. II, статьи против В. В. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ВОРОНЦОВ Василий Павлович

псевд. – "В. В.") (1847–1918) – рус. экономист, представитель субъективной школы в социологии, идеолог либерального народничества. Сотрудничал в журн. "Отечественные записки", "Вестник Европы", "Русское богатство", "Русская мысль", "Новое слово" и др., а также в заграничном журн. Лаврова "Вперед". Задачу социальной науки В. видел в объяснении "происхождения сложных общественных отношений из более простых психологических..." ("Наши направления", 1893, с. 13). Идеализируя "народное производство", в особенности крестьянскую общину ("Крестьянская община", 1892), В. считал, что Россия перейдет к социализму, минуя капиталистич. стадию (см. "Судьбы капитализма в России", 1882), путем реформ, осуществляемых пр-вом в содружестве с "образованным обществом". Интеллигенция как внеклассовая сила является, по В., гл. движущей силой истории. Ленин, Плеханов и др. марксисты подвергли критике ненауч. субъективную социологию В. Соч.: Очерки теоретической экономии, СПБ, 1895; Артельные начинания русского общества, СПБ 1895; От семидесятых годов к девятисотым, Сб. статей, СПБ, 1907. Лит.: Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; его же, К характеристике экономического романтизма, там же, т. 2; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же, О народничестве, там же, т. 18; Плеханов Г. В.. Обоснование народничества в трудах г-на Воронцова (В. В.), Соч., 2 изд.. т. 9, M., I1925]. Г. Арефьева. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВОРОНЦОВ Василий Павлович
1847-1918) -экономист, социолог и публицист, один из теоретиков народничества. Выступал со статьями в газ. и журн. "Вперед", издаваемом Лавровым в 1873-1876 гг. В научно-литературных кругах его имя приобретает известность с нач. 80-х гг., когда В., публиковавшийся под инициалами В. В., формулирует и обосновывает собственный вариант либерально-народнической концепции, активно пропагандируя его в "Отечественных записках", "Русском богатстве", "Русской мысли", "Наблюдателе", "Северном вестнике", "Новом слове" и др. изданиях. Наиболее полно свои взгляды он изложил в трудах: "Судьбы капитализма в России" (1882), "Очерки крестьянского хозяйства. Статьи 1882-1886 годов", "Прогрессивные течения в крестьянском хозяйстве" (1892), "Крестьянская община" (Итоги экономического исследования России. 1892. Т. 1) и др. В трудах В. выделяются три осн. круга проблем: социально-философские основания либерально-народнической доктрины; развитие капитализма в России; вопросы крестьянского землевладения и хозяйства. В своих социологических представлениях В. был сторонником субъективного метода, ориентированного на признание роли психологических качеств личности в определении судеб общественного прогресса. Задачей социологии должно быть не воспроизведение объективных характеристик социальных объектов самих по себе, а исследование того, как они существуют для человека, насколько сопоставимы с целеполагающими и этическими факторами субъектов истории. Чтобы избежать произвола мнений, необходимо, однако, опираться на интересы большинства членов об-ва, на народные массы. В. констатировал, что рус. народ в политических движениях был низведен до положения статиста. Его подменяли дворянство и сословная интеллигенция, к-рые не способны выразить действительные цели и идеалы преобладающей части об-ва. Прогресс может быть достигнут лишь как результат коллективного творчества большинства, а проводником его идей призвана стать народная интеллигенция, готовая к самопожертвованию. Задачей новой интеллигенции В. считал вычленение "народной философии", концептуальное оформление идеалов, отражающих настроения массы, перевод их в практическую плоскость. Перспективные формы общественного быта в России могут быть разработаны только на основе анализа народной психологии. При этом социальные отношения складываются бессознательно, стихийно, представляя собой результат столкновения единичных волевых актов. Однако в конечном счете из стихийного процесса проистекают сознательные формы организации об-ва (см.: Наши направления. Спб., 1893. С. 54). Поскольку именно чувства человека, его самосознание, по убеждению В., представляются важнейшими средствами для выработки справедливых общественных отношений, то истинная задача социальной философии в том, чтобы объяснить сложные общественные отношения из более простых - психологических. С этим связано и представление о двух взаимодействующих сторонах социального развития: его источнике - психических свойствах человека (чувствах и настроениях) и его средстве - просвещении, способствующем умственному развитию народных масс. Отсюда проистекает, по В., и роль народничества как общественной силы: "...интересы народа, как цель, формы, вырабатываемые его коллективной мыслью, и другие, соответствующие его желаниям, как средство, и самодеятельность населения, как рычаг общественной эволюции, - таковы три положения, характеризующие народничество, каким оно определилось в пореформенную эпоху нашей истории" (Наши направления. С. 7). Рассматривая проблемы капиталистического развития России, В. усматривает его отличие от зап. в том, что в странах Запада, раньше России вступивших на путь буржуазного развития, капитализм был двигателем политической свободы, выполняя созидательную функцию, рус. же капитализм, не имея возможности опереться на захваченные иностранные рынки, не в состоянии положительно воздействовать на "организацию производства" и совершенствование сельского хозяйства в "желательном направлении". В этих условиях правительству, полагал В., нужно не поддерживать капитализм, а контролировать производство, постепенно проводить обобществление труда, сосредоточив развитие мелкой промышленности в руках артелей. Артельные формы организации он считал истинно народным детищем, способным противостоять капитализации России. В. был убежден в естественности происхождения и развития рус. общины, видя в ней основу справедливого общественного устройства, обладающую исторической перспективой, но при обязательной поддержке сверху. Распространенность общинного землевладения, сохранение прочной связи крестьянина с землей и развитие мелкого кустарного производства он считал главными причинами рус. своеобразия. Вместе с тем в своих работах В. часто приводил фактический материал, противоречащий его выводам о жизнеспособности традиционных форм организации хозяйства. В. высказывал убеждение, что прогрессивное развитие России возможно в том случае, если государство возьмет под свой контроль развитие крупной промышленности и одновременно будет покровительствовать истинно рус. укладам общественной жизни - общине, артели и кустарным промыслам.

Источник: Русская философия: словарь