ВОПРОС и ОТВЕТ

Найдено 1 определение
ВОПРОС и ОТВЕТ
мыслительная и языковая структура, которая опосредованно функционирует в основаниях всякой осмысленной человеческой деятельности. Человек разумный - это прежде всего человек вопрошающий и отвечающий, а потому свободный и ответственный, поскольку прагматическая сущность В. и О. предполагает свободу выбора. С т. зр. логики, В. есть высказывание, предполагающее О. В свою очередь О. - это высказывание, которое есть результат интеллектуальной деятельности (решения задачи), обусловленной и управляемой В. Витгенштейн в "Логико-философском трактате" (1921) писал: "Для ответа, который невозможно высказать,
нельзя также высказать и вопрос. Тайны не существует. Если вопрос вообще может быть поставлен, то на него можно и ответить".
Идеи Л. Витгенштейна получили развитие в современной эротетической (от греч. erotesis - вопрос) логике, в которой основным методологическим требованием, предъявляемым к исследованию В., является изучение его в неразрывной связи с О. "Знание того, что считается ответом, равносильно знанию вопроса" (цит. по: Белнап Н., Стал Т. Логика вопросов и ответов. М., 1981, с. 44). Проблематика В. и О. исследуется не только логикой, но также лингвистикой и семиотикой (изучающими прежде всего коммуникативно-прагматические функции В.), риторикой (эмфатические функции В.), психологией общения и когнитивной психологией (познавательные функции В.), педагогикой (функции В. и О. в обучении и воспитании). Одна из "болезней" современной цивилизации состоит в том, что при индустриально-конвейерной организации образования обучаемых учат отвечать, а не спрашивать, хотя очевидно, что прогресс не в меньшей степени зависит от В., чем от О. на них. Обучаемым сообщают многочисленные О. на В., лишенные для них личностного смысла. Для теории массовых коммуникаций, психологии и педагогики очень актуально изучение суггестивных (внушающих) свойств В.
Становление компьютерной цивилизации (информационного общества) также актуализирует изучение проблематики В. и О. Эротетическая логика призвана внести вклад в построение теоретического фундамента для создания новых информационных технологий, прежде всего систем управления базами данных (СУБД). Функционирование СУБД и широкий доступ к ним обнаружили потенциальные общественные опасности, например, "допустить к власти негодное правительство, а также тайно, полуявно и явно вторгаться в личную жизнь человека" (Белнап П., Стал Т. Цит. соч., с. 143). Указанные авторы полагают, что Эротетическая логика представляет метод, обеспечивающий полное и законное пользование СУБД в социальной среде, и дает некоторую гарантию защиты от незаконного использования таких систем, способствуя решению многочисленных этических и юридических проблем.
Исторически первые свидетельства "вопрошающего человеческого бытия" (М. Хайдеггер) фиксируются в письменных памятниках культуры Древнего Египта, таких как "Беседа разочарованного со своим духом", содержащих образцы смятенного вопрошания ("Кому мне открыться сегодня?") и пессимизма", обусловленных социальной катастрофой и крушением идеалов. "Энума элиш" и эпос о Гильгамеше (начало II тыс. до н. э.) - памятники культуры Месопотамии - также содержат интересные образцы префилософского вопрошания. В памятниках культуры Древней Индии (между II и тыс. до н. э.) содержатся: а) сомнения в существовании богов ("Нет Индры, - иные говорят, - кто видел его? Кого воспевать нам?"; "Где он?... нет его"); б) постановка первых философских В. ("Откуда возникло это мирозданье?") - Ригведа; в) столкновение мировоззренческих позиций в форме цепочки В. и О. ("Кто такой Брахман?") - Упанишады (IX - VI вв. до н. э.). В древнекитайской книге "Чжуан-цзы" (IV в. до н. э.) ставятся основные аксиологические В.: "Существует ли в Поднебесной высшее счастье? Чего домогаться, от чего отказываться? Что любить, что ненавидеть?" - и формулируются О. на них. Первый В. в тексте Библии: "И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?" (Быт., 3:1) - это герменевтический В. В буддийской книге "Вопросы Милинды" (II в. н. э.) утверждается первая классификация В.: согласно Будде, существует четыре рода В., которые различаются между собой характером О. на них. На одни В. (смысложизненные) даются однозначные О., на другие - с оговорками, на третьи отвечают встречным В. (вторая и третья группы охватывают знания о мире), на четвертые (метафизические) - отклонением В. В моральной философии Конфуция познание человека совпадает с его нравственным самоопределением, поэтому нельзя ответить на В.: "Что такое человек?", не отвечая на В.: "Каким он должен быть?" (см.: Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995).
Вопросно-ответная (катехизисная) форма изложения философских идей присуща древнегреческой философии со времен ее зарождения (VI в. до н. э.), начиная с семи мудрецов, остроумные В. и О. которых приводят Диоген Лаэртский и др. авторы. Например, Фалеса спросили: "Что на свете трудно?" Он ответил: "Познать себя" - "Что легко?" - "Советовать другому". Софист Протагор (484 - 411 гг. до н. э.) впервые "выделил четыре вида речи - пожелание, вопрос, ответ и приказ..., назвав их основами речи", - свидетельствует Диоген. В центре внимания натурфилософов-досократиков стояли В. об устройстве и происхождении мира, понимаемого как единое целое. Методическое вопрошание стало основным занятием Сократа (463 - 399 гг. до н. э.) - родоначальника философской этики, и главным методологическим принципом его философствования. Сущность сократовской майевтики состояла в том, чтобы направить собеседника на путь самостоятельного мышления об основных смысложизненных ценностях (Что такое прекрасное? Что есть добродетель? Что есть истина?) при помощи цепочки искусно поставленных В. Другой философ античного мира - Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - диалектиком называл того, кто умеет спрашивать и отвечать.
Средневековая философия также не утратила интереса к проблематике В. и О., о чем свидетельствуют, в частности, апофатическая теология Ареопагитик, "Да и Нет" П. Абеляра и "Сумма теологии" Фомы Аквинского. Р. Декарт (1596 - 1650) в "Правилах для руководства ума" анализировал логическую структуру В. и его познавательные функции. Новейшая история логики В. и О. начинается с работ польских философов Р. Ингардена (1925) и К. Айдукевича (1926).
Современная эротетическая логика изучает синтаксические и семантические особенности языковых выражений, называемых В. и предпосылками В. Понятия "вопрос", "ответ на вопрос" и "предпосылка (пресуппозиция) В." являются исходными в каждом из основных направлений логического анализа В. Существует два основных подхода к построению формальной теории В.: 1) лингвистический и 2) компьютерный. В рамках первого подхода строится перевод реально существующих В. естественного языка на формальный язык. Формальная имитация В. называется интеррогативом. Примерами В., имеющих интеррогативы, являются: ли-В., какой-В., сколько-В. и почему-В. Формальную имитацию имеют лишь те В., О. на которые могут быть точно описаны (т. е. установлена их логическая структура и определено множество альтернатив). В рамках второго подхода исходным материалом для формализации В. является формальный язык, используемый в информационной системе, ориентированной на решение некоторого класса информационно-поисковых задач. Каждой задаче соответствует предписание, содержащее императивное требование ее решения (например, "Найти все публикации по заданной теме"). Т о., в рамках этого подхода В. понимается как запрос (требование информации определенного типа), адресованный к информационной системе. Очевидно, что не все В. естественного языка имеют интеррогативы: например, В. "В чем смысл жизни?" не имеет формальной имитации, а В. "Может ли машина мыслить?" имеет. Это обстоятельство ограничивает возможности использования эротетической логики в методологии научного познания (поскольку в научном поиске множество альтернатив, как правило, не известно наперед).
Центральным понятием эротетической логики (в варианте Н. Белнапа и Т. Стила) является понятие прямого ответа, характеризуемого тремя аспектами - выбором, требованием полноты и требованием различения. Для формализации вопросно-ответных отношений используют четырехзначную логику, а также аппараты интуиционистской и релевантных логик. Одним из главных результатов эротетической семантики (в указанном варианте) является т. н. "теорема пятого гимнософиста": "Задай глупый вопрос, и ты получишь глупый ответ" (Белнап Н., Стал Т. Цит. соч., с. 135). Эти авторы полагают, что В. допускают истинностную оценку: истинность пресуппозиции данного В. - необходимое и достаточное условие существования истинного О. на данный В. Некоторые исследователи отрицают возможность истинностной оценки В. и предпочитают говорить об их правильности (корректности).
Укажем, следуя В. Ф. Беркову, необходимые условия правильной постановки В.: 1) ясность, определенность, недвусмысленность (требование следует из закона тождества); 2) системность (логическая зависимость между В.), последовательность постановки В. (предостерегает от "ошибки многих В.", описанной еще Аристотелем); 3) обоснованность В. (т. е. истинность его предпосылок). Важную роль играют и требования, которым должен удовлетворять всякий доброкачественный О.: 1) О. должен отличаться ясностью, точностью, однозначностью и, по возможности, лаконичностью (требование закона тождества); 2) О. не должен быть противоречивым, иначе он не может быть истинным (требование закона непротиворечия); 3) О. должен быть в достаточной мере обоснованным (закон достаточного основания); 4) О. должен уменьшать неопределенность В., быть информативнее его; 5) О. должен удовлетворять принципам кодекса полемики, прежде всего таким, как принципы равенства, демократизма, уважения, объективности (см.: Берков В. Ф. Логика вопросов в преподавании. Минск, 1987).
В исследования проблематики В. и О. значительный вклад внесли также труды целого ряда ученых и философов: зарубежных - Т. Кубиньского, Г. Леонарда, 3. Цацковского, Я. Хинтикки, Д. Харры, Г. Хижа, К. Хэмблина и др., и отечественных - Д. А. Бочвара, Е. К. Войшвилло, П. В. Копнина, Ф. С. Лимантова, Ю. А. Петрова, В. К. Финна и др. Логика В. и О. широко используется в ряде направлений современной философии и социологии. Известно, что эффективность и объективность социологического опроса зависят от правильности постановки его В. (см.: Аверьянов Л. Я. Почему люди задают вопросы? М., 1993).
Современные методологи интерпретируют научный эксперимент как В., заданный экспериментатором природе, а результаты эксперимента - как О. природы, подлежащий расшифровке. Х.-Г. Гадамер особо подчеркивает герменевтическое первенство В.: "Совершенно очевидно, что структура вопроса предполагается всяким опытом. Убедиться в чем-либо на опыте - для этого необходима активность вопрошания" (Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988, с. 426). Он полагает, что В. труднее О.: "Чтобы быть в состоянии спрашивать, следует хотеть знать, то есть знать о своем незнании". Гадамер выявляет существенную связь между вопрошанием и знанием: "Знание может быть лишь у того, у кого есть вопросы...". В этой связи вполне оправданным представляется следующий тезис: "Искусство вопрошания есть искусство спрашивания-дальше, то есть искусство мышления. Оно называется диалектикой, потому что является искусством ведения подлинного разговора". Последний же неизбежно обладает "структурой вопроса и ответа" (там же, с. 431). Этой же структурой обладает прозрение. Более того, "логика наук о духе является... логикой вопроса", - утверждает Гадамер. В этой связи он высоко оценивает попытку Р. Дж. Коллингвуда противопоставить логику В. и О. господствующей пропозициональной логике и разработать на ее основе историческую метафизику. В философско-исторической концепции А. Дж. Тойнби аналогичную роль играет категориальная пара "вызов-и-ответ". В поздних трудах Л. Витгенштейна много внимания уделяется экзистенциальным аспектам проблематики В. и О., основаниям человеческого сомнения, осмысленности философских В. Он писал: "Философ лечит вопрос - как болезнь". Одна из задач современной философии - способствовать формированию подлинной культуры вопрошания, без которой невозможны диалог, ведущий к взаимопониманию, и выживание человечества (См. "Проблема".)
В. П. Прыткое

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
149.92 кб

Песня «Алиментики»: вопросы и ответы

Лурье Михаил Лазаревич
Статья посвящена анализу песни «Алиментики», очень популярной в Советской России в 1920-1930-е годы.
Читать PDF
3.42 мб

Рубрика "Вопрос-ответ" с Кэтрин Вердери

С Кэтрин Вердери беседовал Сергей Мохов.
Читать PDF
314.44 кб

Вековечные вопросы и современные ответы

Гальцева Р. А.
Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: Совр. состояние изучения. М., 2007. 836 с.
Читать PDF
1.20 мб

ПОСТПРАВДА: ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ

Поллыева Джахан
Референдумы в Великобритании о членстве в Евросоюзе и в Италии о конституционных реформах, победа Д. Трампа на президентских выборах в США стали яркими событиями 2016 г.
Читать PDF
1.37 мб

Ответы на вопросы американского журналиста

Ленин Владимир Ильич
Читать PDF
439.81 кб

Экзистенциальные вопросы: личностный ответ

Есипова Н.Д.
В статье затронут вопрос влияния на качество и полноту жизни человека его личной позиции и уста- новки по отношению к основным экзистенциальным вопросам бытия.
Читать PDF
152.75 кб

Александр Козенс в России: вопросы и ответы

Ходаковский Евгений Валентинович
Статья посвящена раннему этапу биографии английского рисовальщика Александра Козенса (1717-1786), чьи первые годы были связаны с Россией и деятелями Петровской эпохи.
Читать PDF
269.49 кб

Польский вопрос 1914 1921 гг. : поиск ответа

Колмагоров Константин Николаевич
Читать PDF
780.20 кб

Освальд Мосли "фашизм: 100 вопросов и ответов"

Большаков Александр Павлович
Представлен перевод программы Британского Союза Фашистов работа Освальда Мосли "Фашизм: 100 вопросов и ответов". Книга, изданная БСФ в 1936 г., не переиздавалась и не переводилась и сегодня является библиографической редкостью.
Читать PDF
759.90 кб

Освальд Мосли "фашизм: 100 вопросов и ответов"

Большаков Александр Павлович
Представлен перевод программы Британского Союза Фашистов работа Освальда Мосли "Фашизм: 100 вопросов и ответов". Книга, изданная БСФ в 1936 г., не переиздавалась и не переводилась и сегодня является библиографической редкостью.
Читать PDF
522.57 кб

Революция и ее причины: ответы и новые вопросы

Никифоров Александр Андреевич
Читать PDF
254.51 кб

Беслан: десять вопросов, на которые нет ответов

Гритчин Николай , Демченко Владимир
«Известия», М., 1 сентября 2005 г.
Читать PDF
5.15 мб

Вопрос, ответ на который «Невозможен в принципе»

Герасимова И. А.
Читать PDF
126.78 кб

Философия Н. И. Пирогова как ответ на вопросы жизни

Гревцова Е. С.
В работе предпринимается попытка доказательства принадлежности Н.И. Пирогова к экзистенциальной традиции русской философской мысли, нацеленной на решение мировоззренческих проблем жизнесмыслового характера.
Читать PDF
416.88 кб

Шесть ответов на вопрос «Что такое медиафилософия?»

Визинг Ламберт

Похожие термины:

  • ВЕЧЕР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

    одна из форм атеистич. воспитания трудящихся. В. в. и о., как правило, проводят ученые, пропагандисты и лекторы — специалисты по различным вопросам теории, истории и практики науч. атеизма. Тема В. в.