ВООБРАЖЕНИЕ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВООБРАЖЕНИЕ
психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

ВООБРАЖЕНИЕ
способность представить себе что-то мысленно, творчески мыслить, фантазировать; домысел, плод фантазии. В философском смысле — представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Воображение
психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений, способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Воображение
1) представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение (то же, что фикция — выдумка, вымысел); равным образом деятельность, порождающая такое представление или предположение; 2) воображение как признак собственной переоценки и высокомерия.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Воображение
способность не только возобновлять и продолжать бывшие представления вещей, но и вносить, воплощать обобщившиеся представления в единичные образы, в единичные представления, например, представления дерева вообще или дерева — клена в единичный составленный нами образ такого-то клена.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ВООБРАЖЕНИЕ
способность человека создавать новые чувственные или мыслительные образы на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. Воображение возникает в многообразной жизнедеятельности человека, которая без него не могла бы быть целесообразной, плодотворной, творческой и интересной.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Воображение
идеальная деятельность по созданию новых образов на основе деятельности отражения и выражения. В. может протекать как самоценная душевная деятельность (мечты, фантазии) и как проектирование, т.е. создание новых идеальных образцов для их последующей реализации.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 195-197, 210.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ВООБРАЖЕНИЕ
проявление творчества в мышлении, которое всегда в нем присутствует, но в процессе воображения доминирует и позволяет на основе восприятий, памяти, представлений и понятий создавать новые, ранее неизвестные образы и понятия. Если восприятия создают образы настоящего, память – прошлого, то воображение – образы будущего. Специфические формы воображения – фантазия и мечта.
Литература: [92].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

ВООБРАЖЕНИЕ
способность человека создавать новые чувственные или мыслительные образы на основе преобразования полученных от действительности впечатлений, то есть способность представлять отсутствующие объекты. Различают репродуктивное воображение, представляющее образ чего-то уже известного нам, и творческое воображение, делающее человека способным создавать произведения искусства, развивать науку и технику.

Источник: Тематический философский словарь

ВООБРАЖЕНИЕ
1) представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение (см. также Фикция); равным, образом деятельность, порождающая такое представление или предположение. Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние - сделать человека больным ("мнимый больной") или, наоборот, здоровым. С точки зрения психологии акты воображения относятся к области преднаходимого; 2) воображение как признак собственной переоценки и высокомерия: "воображающий о себе человек". Сила воображения - см. Фантазия.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВООБРАЖЕНИЕ
способность представлять отсутствующие объекты. Различают репродуктивное воображение, представляющее образ чего-то уже известного нам, и творческое воображение, делающее человека способным создавать что-то новое в развитии своей жизни, или же в искусстве, в науке и технике. Развитое воображение человека – очень мощный способ изменения и совершенствования жизни человека его творческих способностей. С древнейших времен воображение воспринималось как естественное качество человека, данное ему от природы наряду с врожденными способностями видеть, слышать, наблюдать, размышлять. Воображение как творческая свобода, фантазия, мечта наглядно проявляется в искусстве. Оно помогает также познанию и реализации практических целей.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ВООБРАЖЕНИЕ
способность представлять отсутствующие объекты. Различают репродуктивное воображение,представляющее образ чего-то уже известного нам, и творческое воображение, делающее человека способным создавать произведения искусства, развивать науку и технику. Психология и, в частности, психиатрия изучают расстройства, связанные с воображением, к каковым можно отнести избыток воображения (галлюцинации, мифомания, истерия), но также и его недостаточность (умственная отсталость, или патологическая глупость). Между патологическим воображением, оказывающимся помехой в жизни, и творческим воображением, комбинирующим факты или ре-;шьные данные так, чтобы изобрести конкретное решение, лежит лишь небольшой, но фундаментальный нюанс: во втором случае человек действует и самореализуется в этом действии, в первом же за его мечтаниями не следует конкретная реализация. См. Творчество.

Источник: Философский словарь

ВООБРАЖЕНИЕ
(в науке) — способность человека создавать новые концепции. Научное В. всегда оперирует теориями. Разумеется, они создаются не на пустом месте, а выступают в качестве модификаций и трансформаций старых теорий или же как новые концепции. Способами научного воображения выступают критика теории, определение ее проблемных мест, тематизация концептов, которым придается центральное значение. Регулятивной идеей В. выступает встраивание новой теории в имеющийся контекст научного знания. Определенные методы В. разработаны в рамках основных философских направлений. Это, например, феноменологический синтез переживаний, герменевтическое выяснение сути дела, аналитическое исследование значений терминов, организация идеального коммуникативного дискурса. В. часто характеризуют как внезапное озарение, догадку, инсайт. Такого рода концепция имеет отдаленное отношение к путям действительного осуществления научного творчества.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ВООБРАЖЕНИЕ
(Einbildung) — 1) представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение (см. также Фикция); деятельность, порождающая такое представление или предположение. Воображение как состояние или процесс в нервной системе человека может оказывать на организм глубокое влияние — может сделать человека больным («Мнимый больной») или, наоборот, здоровым. С точки зрения психологии акты воображения относятся к области преднаходимого; 2) воображение как признак собственной переоценки и высокомерия: «воображающий о себе человек». Главным образом благодаря Канту в философию было введено понятие силы воображения, при этом проводится различие между логической, телеологической, психологической и эстетической силой суждения. См. Фантазия.
W. Dilthey. Die E.skraft des Dichters, 1887; H. Mörchen. Die E.skraft bei Kant, in: Jb. für Philos. und phänomenol. Forschung, 11 (1930); J.-P. Sartre. L’imagination. Paris, 1936; K. Homann. Zum Begriff E. skraft nach Kant, in: Arch. Begriffsgesch, 14 (1970).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Воображение
способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразовалил полученных от действительности впечатлений и в данной нам дей-ствительности не встречающихся. В возникает в трудовой деятельности человека, к-рая без В. не могла бы быть целесообразной и плодотворной. Психология классифицирует В. по степени преднамеренности (В. произвольное и непроизвольное) , активности (В. воспроизводящее и творческое), обобщенности образов (В. научное, изобретательское, художественное, религиозное и т. д.). По словам В. И. Ленина, «в самом простом обобщении, в элементарнейшей общей идее («стол» вообще) есть известный кусочек фантазии» (т. 38, с. 370). В. ученого помогает познанию мира, создавая гипотезы, модельные представления, идеи экспериментов. Особенно велика роль В. в процессе художественного творчества. Здесь оно служит не только средством обобщения, но и силой, вызывающей к жизни эстетически значимые образы искусства, в к-рых выражается художественное познание действительности. Продуктом В. является идеал как образ должного и мечта как образ желаемого. В отличие от грез «праздношатающейся фантазии» (Белинский), уводящих человека от реальности, В. связано с потребностями об-ва, представляет собой «качество величайшей ценности» (Ленин), помогая познанию жизни и ее преобразованию.

Источник: Философский словарь. 1963

Воображение
Способность воображать, т. е. представлять себе мысленным взором образы, в том числе и главным образом в тех случаях, когда сам представляемый объект отсутствует. Эти образы, как отмечает Сартр, являются актами, а не вещами. Воображение это «определенный способ, каким сознание обретает объект», хотя, как ни парадоксально это звучит, обретает его именно в отсутствие объекта. Вот почему воображение так полезно и так опасно: оно освобождает нас от реальной действительности, хотя само является ее составной частью, но в то же время и отделяет нас от нее. Тем самым воображение отличается от сознания, которое освобождает, не отделяя от реальности, и от безумия, которое отделяет от реальности, не освобождая.
Довольно широко распространен подход, в соответствии с которым классики, ни во что не ставящие воображение (фантазию), противостоят романтикам и модернистам, которые видят в нем могучую творческую силу. На самом деле все, конечно, обстоит далеко не так просто. Воображение, писал, например, Паскаль, «есть та господствующая способность человека, которая распоряжается ошибками и заблуждениями; и коварство ее тем больше, что не всегда она остается собой; не будь она непреложно обманчива, она была бы непогрешимым мерилом истины». Именно это свойство позволяет одним романам быть истинными, а другим – ложными. «Я не говорю о безумцах, – продолжает Паскаль, – я говорю о самых мудрых, ибо именно их воображение наделено великим правом убеждения людей. Как бы ни возмущался разум, не он определяет для каждой вещи справедливую цену». Зато «воображение обладает всем: оно создает красоту, справедливость и счастье, которые для мира – все» («Мысли», 44–82). Итак, воображение – хозяин ошибок и творец ценностей. Ему неподвластна только истина, которая, впрочем, имеет именно ту ценность, которую мы вообразим.

Источник: Философский словарь.

ВООБРАЖЕНИЕ
фантазия, психич. деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. В. основано на оперировании конкретными чувств. образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредованного, обобщенного познания, объединяющего его с мышлением. Характерный для В. отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности. Гл. функция В. состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, в предвосхищении того, чего еще не существует. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих перед человеком задач. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без В.
Различают воссоздающее и творческое В. Воссоздающее В. заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или изображением. Творческое В. состоит в са
мостоят. создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты науч., технич. и художеств. деятельности. Оно является одним из психологических факторов, объединяющих науку и иск-во, теоретич. и эстетич. познание. Особый вид творч. В. - мечта, создание образов желаемого будущего, не воплощаемых непосредственно в те или иные продукты деятельности.
Деятельность В. может иметь различную степень произвольности, от спонтанных детских фантазий до длительных целеустремленных поисков изобретателя. К непроизвольной деятельности В. относят сновидения, однако они могут детерминироваться заданной в состоянии бодрствования целью; таковы известные примеры решения науч. задач во сне. Предпосылкой высо
кого развития В. является его воспитание начиная с детского возраста, через игры, уч. занятия, приобщение к иск-ву.

Источник: Советский философский словарь

Воображение

(Einbildungskraft - нем.)
В кантовской философии - обозначение одной из важнейших
познавательных способностей человека. Под воображением в широком
смысле Кант понимает "способность представлять предмет также и без его
присутствия в созерцании" (Кант И, Критика чистого разума, B 151).
Воображение занимает промежуточное положение между чувственностью и
рассудком. Это активная, но чувственная по форме способность. В процессе
решения фундаментальных проблем критической философии Кант создал
сложную и запутанную классификацию видов воображения. Наиболее
существенным является противопоставление им продуктивного и
репродуктивного воображения, а также выделение трансцендентальной
функции воображения. Введение трансцендентальной функции
воображения позволяет Канту объяснить механизмы взаимодействия
чувственности и рассудка в приобретении априорного синтетического
познания. Рассудок предписывает законы явлениям, однако, в силу
разнородности чувственных и рассудочных представлений, он нуждается в
помощи со стороны некой "гибридной" способности, транслирующей
посредством "схематизма" его основоположения предметам чувственного
опыта. Такой способностью и является воображение. Поскольку указанное
воздействие рассудка на чувственность осуществляется до всякого опыта (и
за пределами досягаемости для прямой рефлексии), то и воображение
проявляет здесь себя в качестве чистого и бессознательного воображения.
Трансцендентальное воображение должно к тому же иметь продуктивный
характер. Ведь оно априорно, а всякое воспроизведение (репродукция)
опирается на условия прошлого опыта. Продуктивное воображение в его
трансцендентальной функции на эмпирическом уровне оказывается
"синтезом схватывания" представлений, объединяющим их в сознании
сообразно категориям и конституирующим реальное восприятие. Вне
трансцендентальной функции продуктивное воображение существует в
форме произвольной фантазии (хотя оно и не может идти дальше новых
комбинаций первичных элементов опыта, т.е. не является творческим).
Репродуктивное воображение (частным случаем которого оказывается
припоминание) действует по законам ассоциации и может как
сопровождаться, так и не сопровождаться сознанием (т.е. может быть как
произвольным, так и непроизвольным). Возможность ассоциативного
воображения подразумевает внутреннюю ассоциируемость явлений
(Affinitaet), возникающую вследствие реализации трансцендентальной
функции воображения. Помимо этого, Кант указывает также на
сигнификативную роль воображения (символическое обозначение и т.д.).
Воображение играет важную роль и в суждениях вкуса, подпитывая и
подпитываясь рассудком.

Источник: Термины кантовской философии

Воображение
способность мысленного представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии. В. — основа творч. деятельности. Творч. В., в отличие от репродуктивного, превосходит содержание сознания, полученное в прошлом опыте. Деятельность В. может опираться на комбинирование уже изв. образов или же изобретать новые образы, связи между ними, ситуации. В зависимости от участия волевого усилия В. может быть пассивным, непроизвольным, как бы “сном наяву”, и произвольным, способным намеренно вызвать в сознании опр. ряды образов, что является основой творч. деятельности, в частности искусства. Т.о., источником В., наряду с объемом восприятии, полученных в опыте, служит также родовая память, предлагаемая помимо опыта. Для объяснения феномена гения в искусстве Кант создал концепцию продуктивной способности В., в к-рой сочетаются оба принципа или источника: опытный и доопытный, априорный, что соответствует двум источникам познания в его системе: опыту и априорным формам. Впоследствии различение принципов работы сознания происходит по др. основанию: рациональное — иррациональное, интеллектуальное — интуитивное, сознательное — бессознательное. Соответственно теории В. основываются на одной из сторон этих оппозиций. Так, фрейдизм, следуя за традицией 19 в. (Шеллинг, Шопенгауэр, Э. Гартман), видит истоки творчества и В. в бессознательном; феноменологич. концепция предполагает истоком В. интеллектуальное созерцание; интуитивизм — раскрепощенное от оков рассудка интуитивное сознание и т.д. Сартр в работе “Воображение” различает несовпадающие и несводимые друг к другу принципы работы сознания: реализующий и ирреализующий, т.е. В. Ирреализующее объективный мир В. имеет своей целью восстановить недосягаемую в конкр. существовании целостность, тотальность, чему, в частности, служит и искусство. Т.о., в совр. понимании В. есть способность, превосходящая все наличное и простирающая наши познават. способности равно в прошлое и будущее, вместе с временными снимающая также и пространств. ограничения восприятия. В. является не только познават. способностью, не только плотью худож. творчества, но связью, соединяющей индивидуальное с родовым и космич. “знанием”, тем самым оно становится материей метафизики, науки, религии, вообще культуры. Именно этой материей, образами, сцепляется культура в единое целое: сила В. — энергия культуры. Лит.: Вундт В. Фантазия, как основа искусства. СПб.; М., 1914; Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1966; Петровский А. Фантазия и реальность. М., 1968; Коршунова Л. С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность: Опыт методол. анализа познават. функций воображения. М., 1989; Родари Д. Грамматика фантазии: Введ. в искусство придумывания историй. М., 1990; Розет И.М. Психология фантазии: Эксперим.-теорет. исслед. внутр. закономерностей продуктив. умств. деятельности. Минск, 1991; Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. М., 1991; Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения: Сравнит.-ист. анализ. СПб., 1992; Фарман И.П. Воображение в структуре познания. М., 1994. Т. Б. Любимова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ВООБРАЖЕНИЕ
ф а н т а з и я, греч. ????????, от ?????????? – воображаю) – психич. деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности. Деятельность В. основана на использовании имеющегося у человека чувственного опыта. Материалом В. служат образы памяти, а также образы наличных восприятий. Отход от действительности, характерный для В., осуществляется за счет более или менее сложного преобразования этого материала в сознании. Источником В. является материальная действительность, к-рая выступает в результате деятельности человеч. В. в преобразованном виде, приобретает в сознании человека новые формы. В., следовательно, есть не что иное, как процесс преобразующего отражения действительности. С физиологич. т. зр. В. объясняется возникновением в коре головного мозга новых сочетаний временных нервных связей, образованных под воздействием внешнего мира и отражающих действительные связи между вещами. Причиной возникновения таких новых сочетаний временных связей является выборочное оживление следов прежних раздражений, ранее не связанных между собой, под воздействием внешних раздражителей (непреднамеренное В.) или словесно сформулированной задачи (преднамеренное В.). В. является специфически человеч. формой психич. деятельности, возникшей в процессе труда и обществ. отношений. Преобразование природы человеком требует от него предварит. представления результата своих действий. "В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника, т.е. идеально" (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 185). Возникнув из потребностей практич. деятельности и развиваясь вместе с усложнением процесса труда и обществ. отношений, В. затем становится одним из осн. элементов эстетич. и теоретич. деятельности. Будучи существ. звеном целенаправленной человеч. деятельности, создающей новые продукты и преобразующей действительность, В. участвует во всех основных проявлениях сознания. Даже "в самом простом обобщении, в элементарнейшей общей идее ("стол" вообще) есть известный кусочек ф а н т а з и и" (Ленин В. И., Философские тетради, 1947, с. 308). Различают два осн. вида В. – воссоздающее (репродуцирующее) и творческое. Воссоздающее В. заключается в создании образа объекта, ранее не воспринимавшегося, в соответствии с его описанием или условным изображением (топографич. картой, чертежом и т. п.). Более активный характер носит творческое В., к-рое заключается в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты творч. деятельности. Сюда относятся художественное, научное, техническое творчество как самостоятельные виды деятельности и как элементы всякого творческого труда. Особый вид В. представляет собой мечта. Мечта – деятельность В., состоящая в создании образов желаемого будущего. Творч. характер мечты определяется ее социальной направленностью и широтой воображаемых замыслов. Специфика мечты состоит в том, что она не воплощается непосредственно в те или иные продукты. Однако идея, заключающаяся в творч. мечте, может впоследствии лечь в основу технич., науч. и обществ. преобразований. В жизни личности важная роль мечты заключается в том, что она стимулирует к деятельности, создает творческий тонус и определяет жизненные перспективы (см. о мечте у В. И. Ленина, Соч., 4 изд., т. 5, с. 476). В то же время существуют пассивные, бесплодные мечты, уводящие человека от действительности и вредно сказывающиеся на его участии в общественной жизни. В зависимости от задачи и характера деятельности, в к-рой участвует В., используются различные способы или приемы преобразования имеющихся у человека представлений и восприятий в новые образы. Механизм всех этих преобразований сводится к анализу и синтезу чувств. впечатлений, но конкретные формы деятельности В., направляемой потребностями и целью субъекта, имеют в каждом отдельном случае свою специфику. В более простых случаях процесс В. состоит в преувеличении или преуменьшении отд. сторон действительности, комбинировании разнородных элементов. В сложных случаях творч. В. требуются широкие мысленные сопоставления и обобщения, идущие по линии поисков конкретных фактов, черт, ситуаций, отражающих общие идеи и закономерности, к-рые нужно выразить или открыть (напр., показ типического через индивидуальное в художеств. творчестве; моделирование эксперимента для науч. исследования; открытие нового технич. принципа или физич. закона посредством наблюдения конкретных явлений). В. развивается в процессе деятельности под влиянием обществ. потребностей и организации творч. труда. Предпосылкой высокого развития В. у взрослого человека является воспитание В. начиная с детского возраста через игры, учебные занятия и др. виды творч. деятельности. Формирование В. в деятельности неразрывно связано с приобретением знаний. Идейное содержание знаний и убеждений личности является мощным стимулом развития В. Лит.: Ананьев Б. Г., Проблема представления в советской психологической науке, "Философские записки", М., 1950, т. 5, с. 59–98; Вундт В., Фантазия как основа искусства, пер. с нем., СПБ–М., 1914; Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк, М.–Л., 1930; Зальцман Б. Н., Фантазiя та ?? роль в дiяльностi людини, Kи?в, 1958; Леонтьев А. Н., Психологические основы дошкольной игры, "Сов. педагогика", М., 1944, No 8–9; Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа, М., 1954; Психологические исследования представлений и воображения, "Изв. Акад. пед. наук РСФСР", 1956, вып. 76; ?ибо Т., Опыт исследования творческого воображения, пер. с франц., СПБ, 1901; Самарин Ю. ?., Воспитание воображения школьника, Л., 1947; Сумбаев И. С., Научное творчество, Иркутск, 1957; ?еплов Б. М., Психология музыкальных способностей, М.–Л., 1947; ?ерстер ?. П., Творческая фантазия, М., 1924; Якобсон П. М., Процесс творческой работы изобретателя, М.–Л., 1934: Воirеl R., L´invention, Р., 1955; Hеnrу W. Е., The analysis of fantasy. The thematic apperception technique in the study of personality, N. Y., 1956; Heymann ?., Phantasie, Basel – ?. ?., 1956; Mс Кellar Р., Imagination and thinking. A psychological analysis,L.,1957; Meyerson J., Les images.в кн.: Nouveau trait? de psychologie par Dumas, t. 2, P., 1932; Оsbоrn A. F., Applied imagination; principles and procedures of creative thinking, N. Y., 1957; Sartre J. P., L´imaginaire. Psychologie phenomenologique de l´imagination, 17 ?d., P., 1948. Л. Гурова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

воображение
ВООБРАЖЕНИЕ (англ. imagination — воображение, фантазия) — важнейший процесс мыслительной деятельности, состоящий в создании и преобразовании образов и образных представлений. В. обусловлено самой природой мышления, в соответствии с которой человек имеет дело не только с действительными объектами, но и с идеальными представлениями. Оно функционирует как система, дающая возможность соединять чувственное и рациональное и образно представлять себе с разной степенью ясности практически любой предмет, процесс, ситуацию, в том числе не воспринимавшуюся в целом в действительности или вообще невозможную. Характерными чертами В. являются способность к непосредственному усмотрению связи вещей, их сходств и различий; наглядная переработка конкретных чувственных образов и создание общих понятий («стол» вообще); выбор вариантов; схватывание целого раньше его частей и создание того единства, которое человек не в состоянии осознать рационально, и др. Специфической особенностью В. является продуктивная творческая способность, проявляющаяся во всех областях знания как отход, «отлет» от действительности, предвосхищение того, чего еще нет (напр., результата раньше его конкретного получения), как эвристический прием в процессах прогнозирования, предвидения, открытия и создания нового. На этом основании В. трактуется как всеобщий акт познания.         Понятийно и терминологически В. было определено в античной философии при рассмотрении геометрических объектов. Его способность соединять интеллигибельное и чувственно постигаемое Платон пытался определить через состояние сна; Прокл назвал ее «фантазией». Сферой действия В. считался воображаемый мир, но содержательно он был уже наполнен опытом «нарождающейся науки». Само В. (фантазия) воспринималось не как произвольная, а как направленная мысленная операция с умопостигаемым содержанием. Птолемей рассматривал свои математические гипотезы как «воображаемые фикции». В. понималось как имеющее непосредственное отношение к поискам истины, которая добывается не только «телесными глазами», но и «духовным оком», способным проникнуть в «безвидное» (Платон). Специфическая способность В. соединять наглядно-образные представления и чисто умозрительные идеи, предположения, домыслы проявилась в создании так называемых донаучных картин мира, содержащих гипотезы относительно происхождения Земли, устройства мироздания, Вселенной и т.д., которые определяли уровень развития знания, формировали мировоззрение.         Философско-гносеологическая трактовка В. сложилась в Новое время: акцентируется его рациональный характер, способность к обобщению, абстрагированию, соединению чувственного и рационального не только в образе, но и в языке. Кант отводил В. ключевую роль в процессе познания, разработал учение о продуктивной способности В. и его многочисленных функциях, раскрыл связь В. с понятийным мышлением и выражением представлений в слове, которое уже само по себе является обобщением; определил синтез и связанный с ним процесс систематизации как действие В. по упорядочению и созданию единства знания в целом. Кант считал, что высшая деятельность В. проявляется в области идей. Гегель определил место В. в структуре познания как связанное с представлением, выделив три ступени представления: припоминание, силу воображения и память; особенно отметил «силу» В. (Einbildungskraft), его напряжение, активность и действенность. Гегель различал воспроизводящую (вызывающую образы без непосредственного созерцания) и ассоциирующую силу В. как деятельность более высокого порядка, состоящую в отнесении образов друг к другу, подведении единичных предметов под всеобщие и придании образности всеобщему; показал зависимость обеих от богатства памяти как арсенала образов. Этот аспект получил развитие в психологии (Т. Рибо, Л.С. Выготский). В познавательном смысле, как «помощника в познании», В. рассматривал Ж. Пиаже.         В 20 в. развивается традиция трактовки В. в связи с креативной деятельностью и в контексте проблем антропологии, психоанализа, герменевтики, экзистенциализма (3. Фрейд, К. - Г. Юнг, Э. Кассирер, Г.- Г. Гадамер и др.). Выявляется роль В. в научном познании, где практически все этапы в явном или неявном виде связаны с функциями В. — от замысла, «ядра» в виде образа (Kemgestalt) до выявления искомого факта и перевода его в понятие. Особенно активно В. на стадиях планирования, моделирования, технического конструирования, знакового выражения результата. В совокупности всех своих функций В. участвует в создании «научной картины мира», которая предполагает сложный синтез теоретического знания и образных представлений не только из естествознания, но и из других областей. Многие ее компоненты остаются «непрозрачными» для обыденного сознания, требуют расшифровки, перевода в доступные образы, тем не менее такое видение мира приобретает гносеологический статус, нормативное значение и становится показателем общекультурного развития. Адекватность восприятия, совоображение — обязательное условие эффективности действия В.         В. является важнейшей личностной характеристикой человека; предстает как сложный комплекс представлений и образов, определяющих поведение человека, его действия, стремления, желания, внутренние переживания, эмоциональный мир, включая творчество в каждодневной жизни как необходимое условие существования (Л.С. Выготский), как «животворящее начало» (К. Паустовский), «главная сила души человеческой» (Э.В. Ильенков, Ф.Т. Михайлов).         И.П. Фарман         В. — одна из высших психических функций. Оно осуществляет произвольную регуляцию познавательных процессов, управляет эмоционально-потребностными состояниями человека, создает внутренний план действий. Оно занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. В отличие от восприятия, В. отрывается от наличной ситуации и выполняет функцию идеального опережающего отражения действительности в форме образа; первичного — складывающегося в сознании индуктора, и вторичного — возникающего в голове реципиента, т.е. является основой наглядно-образного мышления. От мышления В. отличает то, что оно воспроизводит образы в их индивидуализированной единичности, а мышление — обобщенно и схематизированно. От памяти воображенное отличается общей проекцией образов: В. связано с будущим, а память — с прошлым. К разновидностям В. относят фантазию, мечты, сновидения, галлюцинации, грезы.         Механизм В. недостаточно изучен. Можно предположить, что он складывается из единства рационально-логических и оценочных, эмоционально-чувственных составляющих психики. Рационально-логические элементы реализуются в процессе осуществления активной и продуктивной форм В., когда человек волевым актом вызывает у себя релевантные образы и выстраивает их в соответствии с намеченным планом, целью. Эти формы В. реализуются в научном, техническом, художественном видах творчества. В них В. часто связано с интуицией: замысел, идея работы могут формироваться в то время, когда внимание субъекта сосредоточено на мечтах, фантазиях и пр., что созвучно с известным призывом «мыслить в сторону», содержащимся в работах Лагранжа, Пуанкаре, Адамара, Эйнштейна и др. Отсюда — ассоциативность и диссоциативность образов В., которую исследовали, напр., ассоциативная психология 19 в., Бергсон; а Дильтей, Коллингвуд, Дрей и др. использовали при конструировании методологических средств познания истории.         В репродуктивных и пассивных формах, как воспроизведение реальности в форме данности, В. преимущественно влияет на погребностно-эмоциональную сферу сознания. Здесь оно почти смыкается с восприятием и памятью, хотя и оперирует образами, которые соотносятся с чувствами человека. В. наполняет предметным содержанием потребности, придавая им устойчивую направленность, превращая их в установку на встречу с воображаемым предметом удовлетворения потребности. Управляемое эмоциональным фактором, В. является отражением так или иначе настроенного субъекта, а не дифференцированной картиной объективной действительности. Активность В. в эмоционально-чувственной сфере проявляется в том, что возникающие образы могут не иметь никакого референта в реальности; напр., образ Химеры, часто используемый как обозначение любой фантазии вообще. Обратная связь В. с эмоциями названа в психологии «законом эмоциональной реальности В.» или «законом реальности чувств». Это выражается в том, что фантазии вызывают вполне реальные переживания; в том, что воображаемый объект и создавший его акт В. в сознании субъекта могут совпадать, что приводит к поддающимся констатации физиологическим и психическим реакциям человека. В. может быть спонтанным или начинаться с волевого акта субъекта. Работа В. включена в процесс самоопределения личности, так как мечты, наряду с целями, задают направление ее жизненного пути. Учение Канта о схематизме понятия, создаваемом В., обозначило возможные способы связывания чувственного и рассудочного познания, но преобладание в философии и психологии конца 19 — начала 20 вв. позитивистского тезиса о сводимости В. к ощущению, сузило возможности позитивного решения проблемы гносеологического статуса В. В. исследовал Бергсон, объясняя связь его и восприятия с помощью памяти, что вновь оставляло открытым вопрос познавательного статуса В. Феноменология поставила проблему интенционального характера В. Оно всегда направлено на какой-то объект, даже если он реально не существует. Восприятие и В. осуществляются в едином потоке сознания, различаясь способом интенционирования: восприятие направлено на вещь, В. — на образ вещи. Восприятие получается богаче образа, так как в восприятии находится множество пустых интенций — аспектов вещи, которые не воспринимаются, напр., дно вещи, В. восполняет пустые интенции восприятия. Интенциональность В. делает качества объекта трансцендентными, внеположенными В. Напр., красный предмет: краснота как его качество трансцендентно В., возникает образ образа — квазикрасное. Трансцендентальная концепция В. выделила в отдельный класс исследований проблему воображаемого и самого В., что привело, напр., Сартра, к необходимости различать В. и восприятие не по интенции, а по степени причастности к реальности. У Сартра В. утрачивает гносеологическую функцию и служит способом эмоционального освоения, «трансформации» действительности. Особенности В. инспирировали появление в начале 20 в. имажинизма — литературного течения, основанного на оперировании конкретно-зримыми образами, возникающими вследствие нетрадиционного взгляда на вещи и оказывающими на человека неожиданное воздействие.         МЛ. Кукарцева         В. — психический процесс, основывающийся на аналитико-синтетической деятельности и заключающийся в преднамеренном или непроизвольном создании субъектом функциональных нереальных образов и мыслей, которые, как правило, взаимосвязаны между собой и включены в тот или иной контекст.         Содержанием В. являются такие процессы, как: агглютинация (совмещение в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей разных предметов, что приводит к созданию нереального образа); схематизация (слияние отдельных представлений или образов, при котором сглаживаются различия, а черты сходства выступают отчетливо; напр., продуцирование художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира); гиперболизация (увеличение или уменьшение предмета, а также изменение количества частей предмета или их смещение); типизация (выделение существенного, повторяющегося в однородных образах и формирование нереального образа; напр., в художественной литературе собирательные образы героев произведения); заострение (чрезмерное подчеркивание каких-либо отдельных признаков) и др. Классическими образами В. выступают некоторые мифологические и сказочные персонажи. Напр., образ русалки (создан посредством агглютинации), мальчик с пальчик, великан (сформированы посредством гиперболизации) и т.д.         В. строится личностью на базе аналитико-синтетической деятельности мышления, которая обобщается и трансформируется в более комплексные процессы, напр., агглютинации. Мышление преимущественно направлено на адекватное отражение действительности, активность же В. предназначена, главным образом, для создания нереальных, фантастических образов и мыслей. В этом смысле В. — создание «нереальной реальности», того, что не существует, не существовало или не будет существовать. Отходом от реальности, вымыслом, фантастичностью В. отличается от наглядно-образного мышления и представления.         В собственно В. всегда присутствует хотя бы минимальное осознание (или чувство) фантастичности, нереальности тех образов или мыслей, которые формирует субъект. В. характеризуется тем, что в нем прекращается непроизвольное искажение образов-представлений и осуществляется свободное оперирование образами без установки на их адекватность и воспроизведение (Т. Рибо, Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн). В целом субъект осознает существование объективной реальности (1); осознает, как он отражает эту реальность (2); понимает свое отношение к реальности (3); конструирует и осознает вымышленную реальность и собственное отношение к ней (4). Поэтому к сфере фантазии не относятся особенности детского мышления — синкретизм, глобальность, реализм, центрация, анимизм, артифициализм и проч. Данные особенности мышления приводят к созданию нереальных образов и несуществующих причинно-следственных связей между предметами (напр., ребенок может думать, что вода движется, потому что по ней плывут лодки). Дети так отражают действительность в силу особенностей их мыслительной деятельности. Данные нереальные образы и мысли воспринимаются детьми как реальность, как мир вокруг них; здесь нет осознания и даже чувства фантазии.         К В. не будут относиться и заблуждения человека, неправильное установление причин, отражение второстепенного в качестве существенного, иллюзии и т.п. Однако элементы вымысла, фантазии в данных психических явлениях могут присутствовать.         Как правило, В. начинает функционировать, когда у человека нет знаний для решения проблемы или описания ситуации, когда блокированы способы реализации желаемого, потребностей, и данные «пустоты» заполняются фантастическим содержанием. В детские годы роль и доля В. в психической активности максимальна в силу недостаточного количества знаний и несформированности мышления.         В. играет важную роль в творчестве, в решении нестандартных задач, где прежнего опыта личности недостаточно для нахождения ответа, где необходимо по-новому представить ситуацию, условия и требования проблемы.         В жизни личности В. иногда приобретает форму особой внутренней деятельности, выражающейся в мечтах. Мечта — это образ желаемого будущего, характеризующийся оттенками нереальности, сложно реализуемого или длительно достигаемого.         Выделяются следующие виды В.: 1) по степени активности: а) произвольное — целенаправленное создание нереальных образов и мыслей; б) непроизвольное — спонтанное образование фантастических образов предметов или ситуаций (в сновидениях, грезах); 2) по уровню новизны и оригинальности: а) воссоздающее — создание нереальных образов по описанию, рисунку, чертежу и проч.; 6) творческое — формирование нереальных образов, в которых реальность преобразована нестандартным способом или предложено пока не осуществимое, но оригинальное решение задачи; 3) по характеру связи с действительностью: а) фантастическое — содержанием которого являются образы и мысли функционально бесполезные, не реализуемые в жизни; б) действенное (реалистическое) — содержание которого может быть воплощено в творческой деятельности и осуществлено в действительности. Поскольку В. играет важную роль в осуществлении многих видов деятельности человека, некоторые психологи выделяют виды В. соответственно разным видам деятельности (напр., конструктивное, научное, техническое, музыкальное и др.).         В.В. Селиванов         Лит.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т. 3; Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 3; Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979; Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании. Минск, 1984; Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. Спб., 1901; Фарман Я.Я. Воображение в структуре познания. М., 1996.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ВООБРАЖЕНИЕ
способность представления (образования, удержания и произвольного воспроизведения) образа предмета в отсутствие самого предмета, существующего либо реально, либо только в представлении.
Понятие воображения как особой ментальной способности представления впервые в греческой философии вводится Платоном. Воображение описывается в «Филебе» (38 а—40е; без употребления самого термина) как связанная с памятью способность создания душой «живописных» образов или изображений содержания как отделенного от ощущений мнения, так и того, что выражается в речи (самый термин впервые используется в «Государстве» 382 е; ср. «Теэтет» 152 с, 161 е). Подобная способность души оказывается способностью творческой, благодаря которой душа в состоянии изображать или «рисовать» образы вещей, не только копируя, но и произвольно внося разнообразные изменения. Поскольку для Платона образы, т. е. вещи и их изображения, суть лишь слабые преходящие отпечатки сущего, прообразов-эйдосов, или идей, то и способность воображения, как создающая образы, неизбежно должна вносить некоторое искажение в представляемое ею, т. е. быть причастна не-сущему и иррациональному. Воображение, кроме того, является посредником между чувственным восприятием и мнением как завершающим дискурсивное мышление (в «Софисте» 263 d —264 b Платон описывает воображение как смешение чувственного ощущения и мнения), одновременно и разделяя и соединяя, подобно мосту, чувственное и умопостигаемое. С первым воображение роднит способность создавать наглядные образы, со вторым—то, что эти образы всегда уже как-то истолкованы, относятся не только к прошедшему и настоящему, но и проецируются в будущее. У Платона намечается, т. о., иерархия познавательных способностей, подробно разработанная позднейшими платониками (напр., Боэцием в «Утешении философией»): чувственное восприятие ( sensus), воображение ( imaginatio), дискурсивно-логическое мышление ( ratio), «собирающее» истинный смысл посредством ряда утверждений и доказательств, всегда потому предполагающее рассуждение и речь-логос, и, наконец, разум ( intelligentia) как способность мгновенного усматривания и понимания истины в ее полноте.
Развернутую и разработанную теорию воображения впервые дает Аристотель в сочинении «О душе» (III 3, 427 b 14 ел.). Известен целый ряд различных толкований аристотелевского понятия воображения. Основные черты воображения, которые можно выделить, суть следующие: воображение есть устойчивое состояние или свойство ума порождать образы , отличные как от образов чувственного восприятия, так и от предметов чистого мышления. Устойчивое это состояние есть некоторая деятельность, заключающаяся в движении, следующем за деятельностью чувственного восприятия (О душе III 3, 429а 1—2; ср. Met. V 20,1022b4—5). В отличие от доставляемых чувственным восприятием ощущений, которые всегда истинны, представления по большей части ложны. Воображение при этом является промежуточным между чувственным восприятием и рациональным дискурсивным мышлением, ибо, с одной стороны, не может действовать вне и помимо тела (поэтому воображение есть у большинства животных). С другой стороны, предположение и сочетание суждений и даже само дискурсивное мышление не обходятся без воображения, которое доставляет необходимый материал мышлению, причем воображение уже неявно предполагает не просто представление свойств предмета , но и некоторое о нем суждение. Античные теории воображения не делают явного различия между тем, что позже Кант называл продуктивным и репродуктивным воображением, т. е. воображением, способным произвольно создавать свои образы, и воображением, лишь более или менее точно копирующим и воспроизводящим образы, исходящие от иных познавательных способностей, чувственного восприятия или мышления. Понятие продуктивного воображения впервые появляется у Филострата как способность создания образов подлинной реальности в противоположность несовершенному подражанию в телесных вещах. Аристотелевское описание воображения позволяет, впрочем, понимать его и как репродуктивное, и как продуктивное, коль скоро воображение—единственная способность, которая может представлять образы в соответствии с нашим желанием и произволом. Наконец, воображение связано с движением, возникающим, из деятельности чувственного восприятия. Т. о., можно указать на следующие черты воображения, сходным образом представленные у Платона и Аристотеля: воображение занимает промежуточное положение между чувственным восприятием и мышлением; обладает уникальным свойством действовать произвольно, повинуясь одному только (возможно, немотивированному) желанию; есть способность наглядного представления как телесных, так и идеальных объектов; к воображению всегда примешано иррациональное и искажающее и потому ложное; наконец, воображение может наглядно представлять движение.
Во многом под влиянием стоиков начинает пониматься как творческое продуктивное воображение. Согласно Сексту Эмпирику, люди отличаются от животных не тем, что обладают воображением—ибо им наделены также и животные,—но тем, что специфически человеческое воображение позволяет совершать разнообразные переходы, изменения и сочетания в самом же воображении. В эллинистической и позднеантичной философии воображение понимается гл. о. в платоновско-стоическом смысле, в частности, Лонгином, Квинтилианом, Филоном, Максимом Тирским, Халкидием, св. Василием Великим и другими мыслителями.
Существенное уточнение и дальнейшую разработку концепция воображения получает у позднейших неоплатоников, в частности у Плотина, Порфирия, Сириана и Прокла. Вслед за Платоном и Аристотелем Плотин понимает воображение как промежуточную способность души образовывать психические образы (непосредственно связанную со способностью удержания этих образов, памятью), выступающие посредниками между чувственными данными и идеальными объектами. Воображение, однако, отлично как от чувственного восприятия, так и от мышления, поскольку, с одной стороны, собирает данные чувственного восприятия воедино, а с другой — отражает акты мышления ума , представленные в дискурсивном мышлении. Воображение удерживает, т. о., свою двойственность, поскольку, с одной стороны, сродно телесному и причастно небытию, в нем присутствует нечто темное и иррациональное, ибо воображение представляет образы телесного наглядно как делимые в самом же воображении, т. е. как имеющие части, а кроме того, воображение способно произвольно создавать свои образы невиденного (кентавра или химеры), менять и искажать их, относя ко всецело вымышленному. С другой же стороны, образы воображения, в отличие от физических, точны и способны являть не только телесные предметы, но и невидимое, вечные и неизменные идеальные объекты и их свойства (ср. Энн. 1.8.14—15; III. 6.15; IV. 6.3: Прокл. Комм. к Евклиду 51-56,78—79, KOMM. к «Тим.» Ill 235, III 286-287; Порфирий. Сент. 8,16, 37,43, 47—48, 54—55; Сириан. Комм. к «Мет.» 98 ел.).
Между тем Плотин придает воображению и некоторые черты, лишь только намеченные у Платона и Аристотеля, которые оказываются важнейшими при дальнейшей разработке понятия воображения у неоплатоников. Во-первых, Плотин различает две способности воображения— высшую, синтезирующую и воспроизводящую данные чувственного восприятия, относимую к высшей, не связанной с телом, душе, а также низшую способность воображения, неопределенную и нерасчлененную, относимую к воплощенной в теле душе (Энн. IV. 3.31: ср. III. 6.4.). Обычно, впрочем, оба типа воображения неразличимы, поскольку в обычном состоянии высшее воображение преобладает и как бы вбирает в себя низшее, подобно малому пламени, становящемуся невидимым в большом огне; когда же душа пребывает в возмущении и страстном состоянии, низшее воображение заслоняет своими образами высшее, делая его неразличимым. Во-вторых, Плотин указывает на примечательный параллелизм между воображением и особой нефизической, т. н. интеллигибельной, или геометрической, материей, присущей только геометрическим объектам ( впервые введенной Аристотелем в «Метафизике» VII 10—11 b VIII 6: ср. Энн. II. 4.1—5). Поскольку воображение представляет свои образы как протяженные, оно может быть уподоблено некоему протяжению, впрочем нефизическому, в котором могут воплощаться геометрические фигуры, имеющие у Платона статус промежуточных между физическими вещами и их идеальными прообразами-эйдосами. Воображение в таком случае и оказывается тем особым мнимым протяжением — интеллигибельной материей, той стихией, в которой геометрические объекты наличны как протяженные, как воображаемо-наглядно представимые и как вычерчиваемые самим же воображением как подобия идеальных прообразов, которые сами не наглядны и невообразимы, но только мыслимы (так, эйдос круга не кругл, тогда как круг в воображении—действительно кругл, в отличие от любого его физического подобия, всегда неизбежно искаженного). Как показывает Прокл, геометрические объекты воссоздаются и представляются из своих идеальных прообразов в воображении (подобно тому, как слова являются продуктом рассудка и воображения, или ). Геометрические предметы выстраиваются при этом кинематически, т. е. как бы вычерчиваются посредством движения другого геометрического объекта меньшей размерности. Т. о., самая геометрия как наука оказывается не только основанной на разуме, но также и коренящейся в воображении.
Через Августина и Боэция понятие воображения (imaginatio) как отдельной познавательной способности переходит в средневековую схоластику, где воображению уделяется особое внимание (в частности, у Фомы Аквинского и Данте) как одной из ведущих познавательных способностей человеческой души.
В философии Нового временя понятие воображения играет заметную роль. Наряду с разумом, памятью и чувствами воображение является одной из функций «познавательной силы» или способности души для Декарта. В частности, воображение есть «известное применение познавательной способности (т. е. разума) к телу, которую перед ней внутренне присутствует» (Med. VI, AT W 71—72). Трудность в понимании роли воображения в процессе познания и в общей структуре познавательных способностей состоит для Декарта в том, что воображение прежде всего воспроизводит и собирает в одно целое образы чувственного, т. е. телесного, и затем уже передает их для дальнейшего истолкования разуму, образы, или «идеи», которого нематериальны. Поскольку Декарт принимает две взаимодополнительные конечные субстанции — материальное протяжение и мышление — воображение оказывается отнесенным к телесному как протяженному, но к телесному должны быть отнесены и представимые в воображении геометрические фигуры, поскольку они протяженны. Однако способ, каким протяженные образы воображения представляются как непротяженные нематериальные «идеи» разума, остается для Декарта столь же непроясненным, сколь и взаимодействие тела и души или тайна воплощения души в теле.
Ключевой фигурой для понимания понятия воображения в новой философии является Кант. В учении Канта о способности воображения (Einbildungskraft) следует подчеркнуть две важнейшие черты, во многом определяющие трактовку воображения в последующей философской традиции. Во-первых, Кант проводит различие между репродуктивным (воссоздающим) и продуктивным (творческим) воображением. Подобное различение можно найти еще у Хр. Вольфа, который принимает воображение как способность души порождать образ вещи в отсутствие самой вещи, а также воссоздавать образ вещи как целой, дополняя чувственное восприятие, никогда не завершенное (позже Гегель в «Эстетике» делает попытку провести различие между пассивным воображением и творческой фантазией). От воссоздающего, или воспроизводящего, репродуктивного воображения отлична у Вольфа продуктивная способность, facilitas fingendi, позволяющая творить никогда не виданные образы посредством разделения и сочетания образов уже известных (Psychoiogia empirica, par. 117). Во-вторых, Кант трактует воображение как промежуточную способность между чувственностью и рассудком. До Канта подобное истолкование воображения как посредующей познавательной способности души, имеющей черты общности как с чувственностью, так и с рассудком, можно найти у Лейбница, в чем последний в сущности следует Аристотелю и неоплатоникам. Продуктивное, чистое, или трансцендентальное, воображение определяется Кантом как «способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании» (Критика чистого разума, D 151; Соч., т. 3, с. 204). Продуктивное воображение определяет и синтезирует или связывает воедино a priori многообразие чувственного созерцания (с которым воображение роднит способность наглядного представления предмета) согласно единству чистой апперцепции (т. е. неэмпирического представления «я мыслю», сопровождающего всякий акт мышления) в соответствии с категориями рассудка, способного мыслить многообразие чувственного опыта в единстве (с рассудком воображение роднит спонтанность, т. е, самодеятельность: ср. Критика чистого разума, А 124). Продуктивное воображение есть поэтому «способность a priori определять чувственность, и его синтез созерцаний сообразно категориям должен быть трансцендентальным синтезом способности воображения» (Соч., т. 3, с. 205). Репродуктивное воображение, напротив, подчинено только эмпирическим законам ассоциации и потому не способствует возможности познания a priori (Критика чистого разума, В 152; Соч., т. 3, с. 205). Продуктом чистого воображения является трансцендентальная схема, однородная, с одной стороны, с категориями рассудка, а с другой — с явлениями, чувственно постигаемыми в формах пространственно-временных определений; схема сама как бы посредует между образом и понятием, являясь «представлением об общем способе, каким воображение доставляет понятию образ» (Критика чистого разума, А 140; Соч., т. 3, с. 223). Т. о., творческое воображение является важнейшей предпосылкой возможности познания, одновременно соединяя и разделяя чувственность и рассудок.
Воображение как творческая способность играет центральную роль у Фихте и Шеллинга, а также в философии романтизма. Так, у Фихте в раннем изложении «Наукоучения» (1794) вся действительность полагается для рассудка посредством творческого воображения через противопоставление и взаимоограничение «Я» и «не-Я». Развивая мысль Фихте, Новалис утверждает, что творческое воображение является источником действительности и в конечном счете самой действительностью. Для Шеллинга продуктивное воображение выступает как посредник между сферой теоретического и практического. В философии тождества Шеллинга «воображение природы» есть организм, в котором находят свое наиболее полное воплощение реальное, идеальное и их тождество. При этом реальное (мир природы) образуемо посредством воображения (Einbildung) бесконечного в конечное; идеальное (мир духа), напротив, воображением конечного в бесконечное. Воображение, т. о., понимается как ничем внутренне не связанное и не ограниченное, как конститутивное для самого бытия. Кант, впрочем, отвергает подобное истолкование понятия воображения, ибо воображению нет места в практической философии, в области моральных принципов и поступков, где, по мысли Канта, только и возможна человеческая свобода.
Творческое воображение оказывается определяющим для эстетики и искусства Нового времени. Так, Ф. Бэкон полагает воображение основой поэзии (De augm. scient.). Кант определяет воображение в «Критике способности суждения» как способность представления эстетических идей, причем решающее для эстетического опыта суждение вкуса основывается на выражаемой в чувстве удовольствия свободной игре воображения и рассудка. Для Шеллинга мир есть совершенное и прекрасное творенье Божье и потому действительность есть абсолютное произведение искусства (как и для Новалиса), в которое множественность привносится «божественным воображением». Создавая свое произведение, художник уподобляется Творцу, однако не посредством разума, но прежде всего посредством воображения. Воображение в таком случае должно быть решительно неограниченным (т. е. бесконечным, способным воображать самое себя бесконечным), являющим безграничную свободу. Свобода тогда может и должна пониматься как свобода творчества творческого же воображения, что и подчеркивается в романтизме. В частности, с понятием творческого воображения оказывается тесно связанным понятие гения (у Шиллера, Ф. Шлегеля, а также В. фон Гумбольдта и Шеллинга) как человека с особо развитым воображением, художника и в особенности поэта, не описывающего (и, т. о., ни в коем случае не подражающего), но предписывающего законы прекрасному и действительному, по сути творящего их. В современном искусстве античное понятие свободы, понятой как непреложность и обязательность красоты, правды и добра, зачастую подменяется произвольностью, проявляющейся в произведениях иллюзорно свободного, ничем не ограниченного творческого воображения. После Канта понимание воображения как посредующего между чувственностью и рассудком, как связанного с материалом чувственности, способное, впрочем, этот материал по-иному организовывать, становится общим местом в психологии и антропологии. Однако во 2-й пол. 19 в. психология во многом отказывается от рассмотрения традиционных способностей души, предлагая совершенно иные истолкования феноменов, прежде связываемых с воображением (сны, мечты, сумасшествие; на связь последнего с воображением указывает Дильтей). Для подобных истолкований воображение уже не играет существенной роли (как, напр., в психоанализе Фрейда).
Понятие воображения существенно для теории познания, развиваемой в рамках современной аналитической философии. Крайнюю точку зрения на воображение высказал Г. Райл, согласно которому воображение как единая и отдельная познавательная способность есть только фикция, к воображению же обыкновенно относят разнообразные и зачастую разнородные ментальные процессы, связанные с представлением, воплощением характера, лицедейством, притворством и т. д. Весьма оживленно обсуждается вопрос о роли образов воображения как наглядных представлений в познании: Согласно одной точке зрения, содержание подобных образов может быть адекватно представлено и описано синтаксически, а посему указанные образы не имеют решающего значения для мышления. Согласно же противоположной точке зрения (picture theory of imagery), воображаемое невозможно свести к описанию в общих терминах, поскольку в содержании воображаемого неизбежно присутствует пространственная компонента, т. е. наглядно представляемое содержание, обладающее автономностью. «Критика чистого воображения», выяснение его природы и предмета (в онтологии), а также содержания и границ в отношении к различным познавательным способностям (в гносеологии) по-прежнему остается важной задачей философии.
Лит.: Plotinus. Plotini opera, ed. P. Henry and H. Schwyzer, Vol. I—III. xf, 1964—1982: Proclus. In primum Euclidis elementorum librum commentaria. Rec. G. Frielein. Lpz., 1873; In Platonis Timaeum conunentaria, Vol. I—III, Ed. E. Diehl. Lpz., 1903-1906; Porphyry. Sententiae ad intelligibilia ducentes. Ed. E. Lamberz. Lpz., 1975; Syrianus. In Metaphysica conunentaria. Ed. G. Kroll. B., 1902; Бородин Ю. М. Воображение и теория познания. М., 1966; Шичалич Ю. А. Историческая преамбула,—В кн.: Прокл. Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Введение. М., 1994; Sartre J.-P. LImaginaire. P., 1940; Нотам К. Zum Begriff Einbildungskraft nach Kant.—«Archiv iur Begriffsgeschichte», 14 (1970), 266—302; Blumenthat H. J. Plotinus Psychology. His Doctrines of the Embodied Soul. The Hague, 1971; Hannay A. Mental Images: A Debate. L., 1971; Witson G. Phantasia in Classical Thought. Galway, 1988; Wsdin М. Mind and Imagination in Aristotle. New Haven—L., 1988; White A. R. The Language of Imagination. Oxf, 1990; Туе Af. The Imagery Debate. Cambr. (Mass.), 1992: Nikulin D. Metaphysik und Ethik. Theoretische und praktische Philosophie in Antike und Neuzeit. Munch., 1996.
Д. В. Никулин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
94.71 кб

Поэзия и наука: наслаждение, воображение и остроумие в Англии раннего Нового времени

Лисович Инна Ивановна
Статья посвящена анализу дискурсивных границ между поэзией и наукой в Англии XVI–XVII вв.
Читать PDF
327.89 кб

Воображение как познавательная способность в контексте принципа доверия субъекту познания

Коротков Николай Владимирович
Онтологическая размерность и познавательное значение продуктивного воображения и фантастики получают в статье обоснование через раскрытие той ключевой роли, которую они играют в конституировании человека в качестве субъекта познан
Читать PDF
102.25 кб

Литературное воображение и теория новых медиа

Сосна Нина Николаевна
Читать PDF
111.05 кб

Смысловое соотношение понятий «Фантазия» и «Воображение»

Федотова Виктория Олеговна
Читать PDF
147.58 кб

Память и воображение в тени кантовского априоризма

Шевцов Константин Павлович
В статье анализируется кантовское понятие трансцендентальной способности воображения и обосновывается решающая роль памяти в осуществлении синтеза времени.
Читать PDF
184.58 кб

Энджел Дж. Творческое воображение: от Просвещения к романтизму

Автор реферата И.Е.Клейнер
Читать PDF
156.51 кб

Продуктивное воображение как «Общий корень чувственности и рассудка

Катречко С. Л.
Читать PDF
536.62 кб

Обсуждаем статью «Воображение»

Филатов В. П., Фарман И. П., Кукарцева М. А., Селиванов В. В.
Читать PDF
653.13 кб

Воображение как способ бытия и познания

Читать PDF
1.72 мб

Воображение и временность в контексте обоснования онтологии

Паткуль А.Б.
Читать PDF
128.88 кб

2004. 01. 011. Пикеринг Э. О становлении: воображение, метафизика и вальцы. Pickering a. on becoming

Столярова О. Е.
Читать PDF
134.88 кб

Анонс выхода научной монографии «Время, восприятие, воображение. Феноменологические штудии по пробле

Читать PDF
0.00 байт

Воображение в трактовке представителей классической гносеологии

Надежда Васильевна Бряник
В статье феномен воображения рассмотрен в аспекте познавательной деятельности.Подобный подход был заложен в философии Нового времени.
Читать PDF
106.19 кб

К вопросу о «Феномене России», или политическая современность как разрыв между памятью и воображение

Белоус Владимир Григорьевич
Статья посвящена образу современной культуры, который проецируется на образ России (русскую государственность).
Читать PDF
201.64 кб

Воображение как способ адаптации человека к культуре

А. С. Мамзин, В. А. Скоробогатов

Похожие термины:

  • Воображение и промежуточные сущности в античности

    Античная философия рассматривает бытие как постижимое одним только разумом, но не воображением: бытие можно мыслить, но нельзя представлять наглядно. (Идея круга позволяет знать круг со всеми его
  • ВООБРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

    способность сознания синтезировать и творчески преобразовывать восприятия и представления, создавать образы и модели бытия в соответствии с принципами худож., духовно-практического освоения ми
  • Пассивное воображение

    воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь и не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены.
  • ПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

    категория гносеологии и философии науки, обозначающая способность сознания к когнитивному творчеству, то есть к свободному (и в своей основе — случайному) комбинированию различных образов, как ч
  • СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

    - способность субъекта, связанная с процессом культурного творчества. Основы ее понимания заложены еще в учении Канта о схематизации продуктивного воображения. Продолжая эту линию теор. анализа,
  • Активное воображение

    психотерапевтическая техника интроверсии Юнга. Считается, что она открывает личности прямой доступ в подсознательный мир ее воспоминаний и фантазий. Карл Юнг, приводя в пример археологию, утверж
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

    одно из наименее проясненных понятий трансцендентальной логики Канта, используемое для обозначения действия способности рассудка на чувственность, в результате которого осуществляется синтез
  • Социологическое воображение

    способность творческого теоретического сознания к достраиванию недостающих связей между исследуемыми социальными реалиями, а также между ними и авторским «Я» учёного. Это способность распознав